Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки




С древних времен учения об обществе развивались в рамках религии, мифологии и философии. Наиболее разработанными из них в эпоху античности были теории древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Платон в своем социально-политическом проекте предлагал разделить общество на три сословия: правящее – «мудрецов», военно-полицейское – «стражей», и создающее материальные блага – «производителей». Понимал общество как отражение вечных идей, которые существуют независимо от действительности. Платон впервые установил наличие в обществе разделения труда и выявил его значение для социальной жизни человека. Он показал, что разделение труда ведет к зависимости человека от общества.

Аристотель. Наего взгляды оказали влияние распад Древней Греции и складывание Македонского государства. По мнению Аристотеля, идеального общества не существует, но есть условно образцовое государство или общество, которое является наилучшим при определенных условиях. Аристотель отождествлял общество и государство, считал эти понятия синонимами. Таким наилучшим обществом он считает то, в котором имеются два класса: класс управляющих и класс рабов. Управляющие занимаются интеллектуальным трудом и управлением, а рабы – физическим трудом. Принадлежность к тому или другому классу определяется физическими особенностями людей, которыми они обладают от рождения (фактически расистская теория). Первостепенное значение он придавал зажиточным средним слоям, сомневаясь в общественной пользе крупных богачей.

Важнейшие идеи Аристотеля:

1. явление социальных революций, вследствие борьбы различных классов;
форму политического режима выводил из способа производства, классовых различий и прочих социальных обстоятельств;

2. социальные общности делятся на семью, поселение, государство;

  1. человек есть существо общественное, «общественное животное».

Аврелий Августин. Стремился объяснить общество как целостность. Согласно ему, первоначально люди были созданы Богом равными, но затем общество разделилось на грешников и праведников – по вине и в результате действий последних. В своем трактате «О граде божьем» историю общества он разделил на шесть периодов и полагал, что эти периоды заполнены борьбой между «градом божьим» и «градом земным». «Град божий» составляли праведники и ангелы, а «град земной» – грешники и дьяволы. Рим был градом дьявола и поэтому пал. Следовательно, христиане должны не жалеть, а радоваться падению Рима, так как это божья воля. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству. Цель истории свершится не на земле: земные государства — «разбойничьи шайки», необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Джамбаттиста Вико (1668 – 1744). Считал, что отдельные общественные явления возникают в определенное время и определенных условиях и существуют лишь до тех пор, пока продолжают существовать обстоятельства, которые их сформировали. Он

выделил особые эпохи, которые общество проходит в своем развитии.

1) «век богов», где господствует теократия;

2) «век героев» – господствует военная аристократия;

3) «век людей» – господствует право, равное для всех.

Когда нации пройдут в своем развитии все эпохи процесс возобновляется. Следовательно, исторический процесс – есть круговорот из трех эпох.

Следующий крупный вклад в развитие социальной мысли был сделан в 17 – 18 вв. В этот период была создана теория «общественного договора», авторами которой являются Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо. Эта теория послужила основой учения о гражданском обществе. Существует различие между договором, на основе которого создается человеческое общество и который заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с другой стороны, правитель.

Английские философы Т. Гоббс, Д. Локк, Джон С. Милль; французские – Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Монтескье и другие разработали идеи о социальном характере всей жизнедеятельности людей, об общественной солидарности и социальном прогрессе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.