Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 7. —оциологи€ семьи и брака




¬ большинстве примитивных обществ семь€ - это единственный реально функционирующий институт. Ќапример, среди современных племен ÷ентральной јфрики, многих народов —евера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровн€, формальных законов, св€щенников (как организации), нет специализированных профессий; семь€ заполн€ет всю жизнь этих людей. —емь€, таким образом, €вл€етс€ единственным и достаточным институтом дл€ распределени€ экономических продуктов дл€ примитивных охотников и земледельцев.

ѕри переходе к более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретать другие институциональные структуры. „то, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с сосед€ми и ближними племенами? ќбширна€ межплеменна€ торговл€ порождает по€вление торговцев, грузчиков товара, мор€ков и других специальностей, чь€ де€тельность выходит за рамки института семьи. „уть позднее по€вл€ютс€ специализированные мастера и ремесленники, производ€щие продукты дл€ торговли, что €вл€етс€ основой дл€ дальнейшей профессиональной дифференциации. ¬озникающие экономические институты осуществл€ют, таким образом, функцию специализации де€тельности, действу€ вне семейных ролей и функций.

¬ примитивных обществах пор€док обычно поддерживаетс€ без участи€ формальных законов, полицейских органов, суда. ≈динственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи €вл€ютс€ авторитетом по отношению к другим членам семьи. — увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, по€вл€етс€ необходимость в формальной политической организации. √лавы семей начинают объедин€тьс€ в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к по€влению и развитию бюрократии. “аким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действи€. ѕо сходному сценарию начинают развиватьс€ религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделени€ труда по€вл€ютс€ узаконенные роли св€щенников и учителей. “ака€ практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаютс€ этим от случа€ к случаю.

ћы видим, что семь€ €вл€етс€ основой всех социальных институтов, и, говор€ о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

—труктура семьи.  ак и все институты общества, семь€ представл€ет собой систему прин€тых норм и процедур дл€ осуществлени€ определенных важных дл€ общества функций. ¬ данном случае она определ€етс€ как группа св€занных отношени€ми брака или родства людей, котора€ обеспечивает воспитание детей и удовлетвор€ет другие общественно значимые потребности. —емейные функции в большинстве обществ мало чем отличаютс€ друг от друга, в то врем€ как формы, с помощью которых люди пытаютс€ их выполн€ть, достаточно разнообразны. » если кто-то попытаетс€ описать все возможны формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

 огда речь заходит о семье, мы прежде всего представл€ем ceбе мужа, жену и их детей. “ака€ форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. ≈е основу составл€ет пара людей, св€занных брачными отношени€ми.  роме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, котора€ называетс€ родственной семьей. –одственна€ семь€ основываетс€ не только на супружеских отношени€х двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Ёта семь€ представл€ет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. «начение этих двух форм семей дл€ общества неодинаково. “ак, хот€ в нашем обществе существует родственна€ семь€ дл€ семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполн€ютс€ нуклеарной семьей. Ёто выражаетс€ во многих элементах культуры, например когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говор€т об об€занност€х по отношению к брать€м или сестрам, д€д€м или тет€м.

≈сли нуклеарна€ семь€ имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи €вл€ютс€ брать€ и сестры в окружении их мужей, жен и детей. ¬ большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужн€€ женщина) в первую очередь остаетс€ прив€занным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Ёто имеет важные последстви€. „еловек в основном св€зан об€зательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родилс€, но не с той, с которой он св€зан узами брака. “ак, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитани€ детей.

¬ таких семь€х ответственность и забота распредел€ютс€ среди достаточно большого числа членов семьи. —оздаетс€ ситуаци€, когда ребенок тесно св€зан не только с родител€ми, но и со своими д€д€ми и тет€ми. ќн окружен взрослыми, которые в некоторых случа€х готовы вз€ть на себ€ об€занности родителей. “аким образом, у ребенка в родственной семье по€вл€етс€ больша€ возможность дл€ общени€ и социализации к большему числу ролей “ака€ семь€ хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. ¬ случае смерти матери или ухода ее из семьи ее роль в известной степени могут играть родственники.

¬ реальной жизни родственна€ семь€ далеко не всегда возможна. Ёто св€зано, например, с тем, что место рождени€ и место вступлени€ в брак могут быть значительно удалены друг от друга.  роме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семь€ остаетс€ в чистом виде нуклеарной. —овременное общество характерно ослаблением многих родственных св€зей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

‘ормы брака. ѕочти во всех обществах начальна€ стади€ возникновени€ супружеской пары св€зана с помехами, различными испытани€ми и подготовительными меропри€ти€ми, в ходе которых будущие супруги провер€ют правильность выбора партнера. “щательна€ подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепл€ет желание людей вести совместное хоз€йство и воспитывать детей. Ѕрак можно определить как социально одобренные образцы поведени€, с помощью которых два или более людей составл€ют семью. «аключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и об€занностей. ѕри этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведени€ в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют €рко выраженную экономическую основу.

 ак показывает опыт, образцы брачных св€зей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Ќам, например, может казатьс€ противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаютс€.  ак они могут знать, нрав€тс€ ли они друг другу или нет? ѕочему никто не интересуетс€ их чувствами и симпати€ми? ќднако наша реакци€, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, €вл€етс€ обычной ошибкой этноцентризма. ¬ нашем обществе рассматривают начальную стадию создани€ супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приход€т к любви. ќднако девушка в классическом  итае или современной японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родител€ми. —то€ на позици€х этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Ќо и те, и другие молодые люди не чувствуют себ€ нуждающимис€ в жалости.

Ёкзогами€ и эндогами€.  аждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Ёто €вление называетс€ экзогамией. ¬ нашем обществе это ограничение примен€етс€ дл€ избежани€ кровосмесительных св€зей. “ак, нравственные нормы запрещают нам женитьс€ на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. ¬о многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

Ќа практике встречаютс€ также противоположные требовани€, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, “акой культурный образец называетс€ эндогамией.  ланова€, деревенска€ или племенна€ эндогами€ очень часто встречаетс€ в примитивных обществах. ¬ современных обществах широко распространен расова€ эндогами€ или эндогами€ сословна€ (когда запрещаетс€ выбирать партнера из низших слоев общества). Ёндогами€ в чистом вид характерна дл€ закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживаетс€ их закрытость.

ћоногами€ и полигами€. ƒл€ росси€н, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногами€, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно врем€). ќднако в развитии большинства обществ практиковалась полигами€ т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. “еоретически возможны три формы полигамии. ¬о-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин наход€тс€ одновременно между собой в брачных отношени€х. ≈ще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на ћаркизских островах. ќчень редкой формой полигамного брака €вл€етс€ полиандри€, когда женщина имеет несколько мужей. ќдним из таких редких примеров служат некоторые общества ёжной »ндии и “ибета. «десь считаетс€ нормальным, когда женщина, выход€ замуж, автоматически становитс€ женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. ѕолиандри€ в семь€х ёжной »ндии стала пон€тной, когда в результате анализа демографической ситуации вы€снилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Ќаиболее распространенной формой полигамного брака €вл€етс€ полигини€, или многоженство. ћнение представителей современной ≈вропы и —еверной јмерики о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. ћногие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Ёто считаетс€ неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство наве€но некоторыми фильмами о восточных владыках). ќднако факты говор€т об обратном. “рудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. ¬о-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамна€ семь€, браки обычно €вл€ютс€ моногамными. “олько наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. ¬о-вторых, об€занности между женами четко распределены, а перва€ жена очень часто оказывает решающее вли€ние на поведение мужа. ∆изнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают дл€ себ€ другой доли.

–азвод. „то делать в том случае, когда супруги не могут по разным причинам нормально существовать совместно? —менить партнера по браку мешает совместна€ собственность, общие дети.  роме того, обществу невыгодна люба€ нестабильность института семьи. ѕоэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудн€ющие развод или дающие привилегии одной из сторон. ≈сть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в совместной жизни муж просто собираетс€ и уходит, а жена через определенное врем€ выставл€ет его вещи за дверь. ќднако это редкое исключение; большинство же обществ стремитс€ сделать развод весьма болезненной операцией. ќсобенно это касаетс€ тех обществ, где партнер по браку выбираетс€ родител€ми. ќчень часто в тех обществах, где большое значение имеет родственна€ семь€, воспитание ребенка в случае развода частично берут на себ€ брать€, сестры, д€ди или тети. ¬ нашем обществе с сильным акцентом на индивидуальную любовь при выборе партнера и при €рко выраженном приоритете нуклеарной семьи развод чаще всего влечет за собой трагические последстви€ как дл€ детей, так и дл€ взрослых.

‘ункции семьи. —емь€ во всех обществах развиваетс€ как институциональна€ структура, целью которой €вл€етс€ решение определенных социальных задач.  акие же задачи решает семь€?  аковы ее функции как основного социального института?

1. ‘ункци€ сексуального регулировани€. —емь€ - это главный социальный институт, через который общество упор€дочивает, направл€ет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. ¬месте с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворени€ сексуальных потребностей. Ќесмотр€ на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушени€ этих норм. ѕри этом, как нигде, наблюдаютс€ отклонени€ реальной культуры от идеальной. Ќо часто нормы семьи разрешают сексуальные св€зи супругов вне семьи. ќсобенно нагл€дно различие норм сексуального поведени€ про€вл€етс€ в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. ¬о многих современных обществах вступление в брак девственников считаетс€ абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные св€зи - служащими подготовкой к браку. — другой стороны, в так называемых патриархальных семь€х добрачный сексуальный опыт строго запрещаетс€ (по крайней мере, в отношении женщин).

2. –епродуктивна€ функци€. ќдна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. ѕри этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. ¬месте с тем важным условием существовани€ общества €вл€етс€ регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. —емь€ - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. ƒругие пути неэффективны и, как правило, социально не одобр€ютс€. ѕоэтому по€вление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3. ‘ункци€ социализации. Ќесмотр€ на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семь€. Ёто объ€сн€етс€ прежде всего тем, что именно в семье осуществл€етс€ первична€ социализаци€ индивида, закладываютс€ основы его формировани€ как личности. ћногие мыслители, начина€ с ѕлатона, говорили об обобществлении воспитани€ детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Ќапример, после революции в —оветском —оюзе были созданы специализированные программы общественного воспитани€ детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. ќднако этот эксперимент не получил широкого распространени€. ¬ насто€щее врем€ в нашем обществе пытаютс€ совместить усили€ образовательных институтов и института семьи дл€ успешной социализации детей, но семь€ по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. ¬ современном »зраиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываютс€ в общих коттеджах и наход€тс€ под присмотром специальных воспитателей, в то врем€ как их матери выполн€ют различные работы в тех же кибуцах. –одители обычно провод€т с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. ѕо мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хот€ у него существует много противников. ѕравда, так воспитываетс€ лишь незначительное число детей »зраил€. Ёти редкие исключени€, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи дл€ социализации детей. —емь€ дл€ ребенка €вл€етс€ первичной группой, именно с нее начинаетс€ развитие личности. Ќесмотр€ на по€вление позднее других первичных групп, у личности всегда остаютс€ привитые в раннем детстве основные образцы поведени€. √лавным способом семейной социализации €вл€етс€ копирование детьми моделей поведени€ взрослых членов семьи. “рудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируетс€ на неудачные образцы поведени€ родителей, которые приход€т в противоречие с тем, что ребенок видит в других семь€х. ѕри этом часто возникает неудовлетворенность действи€ми матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведени€.

4. ‘ункци€ эмоционального удовлетворени€.   многочисленным потребност€м человека относитс€, в частности, интимное общение. ѕсихиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней €вл€етс€ отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общени€ в первичной группе, и прежде всего в семье (218, с. 56). ќгромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступлени€ и другие негативные отклонени€ намного чаще происход€т у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболевани€м, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклон€ющемус€ поведению. ƒоказано; что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким люд€м €вл€етс€ жизненно необходимым элементом существовани€. Ѕлагодар€ своей структуре и качествам, семь€ служит самым важным источником эмоционального удовлетворени€. ќтношени€ родства и супружества предоставл€ют люд€м такую возможность.

5. —татусна€ функци€.  аждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследи€ некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Ёто прежде всего относитс€ к таким важным дл€ личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. ¬ классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставл€ет ребенку возможности и вознаграждени€, характерные дл€ этого сло€, и в подавл€ющем большинстве случаев определ€ют его дальнейшую жизнь.  онечно, классовый статус может измен€тьс€ благодар€ усили€м человека и благопри€тным обсто€тельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. —емь€ об€зательно должна осуществл€ть ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, привива€ ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

6. «ащитна€ функци€. ¬о всех обществах институт семьи осуществл€ет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. ћы привыкли к тому, что, задева€ интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мст€т за него. ¬ большинстве случаев вину или стыд за человека раздел€ют все члены его семьи.

7. Ёкономическа€ функци€. ¬едение членами семьи общего хоз€йства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических св€зей между ними. ћожно сказать, что семь€ представл€ет собой самую крепкую экономическую €чейку общества. Ќормы семейной жизни включают об€зательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1230 - | 1136 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.