В моем социологическом исследовании приняло участие 25 студентов групп 74СЦ1 и 94СЦ1. Выборка моего социологического исследования была совсем не репрезентативной, так как были охвачены студенты только двух групп. Выборка не репрезентативна по возрасту, все опрошенные – это студенты четвертого курса, т.е. в возрасте 20-21 года. Так же выборка не репрезентативна по полу: только 20%, т.е. 5 опрошенных мужского пола, и по национальности: все участники опроса отнесли себя к русской национальности, учитывая специфику моего исследования, это не маловажный фактор. Тем не менее можно проинтерпретировать результаты исследования так: в целом отношение к межнациональным бракам нейтральное и положительное, соответственно 52% и 36%, только 12% респондентов высказали отрицательное отношение к межнациональным бракам. Такая же картина вырисовывается и в возможности межнационального брака именно для себя: такой брак возможен для 68% участников опроса, 20% затрудняются ответить, и те же 12% говорят о том, что такой брак невозможен.
Вопросы о том какие из национальностей наиболее предпочтительны и, наоборот, невозможны в браке были открытыми, это породило неоднозначные ответы, но в целом, отмеченные национальности можно объединить в следующие группы: в ответе на вопрос «Человек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?» 40% респондентов не отметили ни одной национальности, 32% написали либо просто «европейские национальности», либо отметили конкретные национальности, такие как немец, француз, итальянец, болгарин, которые при общем исследовании межнациональных браков можно объединить в одну группу европейских национальностей. Предпочтение в отношении евреев высказал 1 человек, что составляет 4% вех опрошенных, так же один человек отметил американцев, еще один респондент представителей восточных национальностей – корейцев, японцев, китайцев, двое респондентов в области предпочтений отметили такую национальность, как татарин. Все эти ответы, конечно же основаны на личных взглядах и жизненном опыте респондентов, многие из указанных в этом вопросе национальностей, в других анкетах были указаны как невозможные в браке.
В ответе на вопрос «с человеком какой национальности Вы бы никогда не вступили в брак?» 20% не отметили ни одной национальности, 60% указали национальности, которые можно объединить в группу южных и восточных, которые восновном исповедуют ислам, чаще всего отмечались национальности России и бывшего СССР такие, как грузины, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, ингуши, чеченцы и т.д. Поскольку вопрос был открытым и не предполагал вариантов ответов, то многие отмечали не национальность, а целую рассу: негроидную – 28%, монголоидную 12%. Один респондент (4%) написал о том, что с только американцем никогда не вступил бы в брак. Хочу отметить то, что в ответе можно было указывать несколько национальностей, поэтому в общем подсчете получается сумма больше, чем 100%. Важным для моего исследования является то, что в этом вопросе ни один респондент не отметил еврейской национальности.
Так как мое исследование направленно на изучение проблемы не межнациональных браков в целом, а так же рассматривает и другие вопросы, то этот вопрос не является основным, поэтому о коэффициенте протяженности можно сказать приблизительно, что он больше всех в отношении европейских национальностей, а коэффициент отталкивания в отношении восточных национальностей, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В отношении брака с человеком другого вероисповедания 40% опрошенных отметили, что такой брак возможен, 40% затруднились ответить на этот вопрос, и 20% относятся отрицательно, этот вопрос вызвал большее затруднение, чем вопрос о межнациональных браках. При этом 52% респондентов считают себя верующими, 40% затрудняются ответить, а 8% отметили то, что они не верующие. Практически все верующие отождествляют себя с православной конфессией, только один с католической.
В блоке вопросов, направленных именно на брак в иудаизме ответы распределились следующим образом: 76% студентов знакомы с такой религией как иудаизм, 40% и 52% опрошенных положительно, и соответственно нейтрально относятся к представителям еврейской национальности, 8% респондентов, т.е. два человека относятся к евреям отрицательно. 52% опрошенных смогли бы вступить в брак с представителем этой национальности, 24% затрудняются ответить, и 24% не смогли бы заключить такого союза. При этом никто бы не согласился принять иудаизм, только 20% затруднились в ответе на этот вопрос, и 52% не хотели бы жить в Израиле, 36% затруднились ответить, ответили утвердительно на этот вопрос только 12%.
Гипотеза исследования, которую я выдвигала в программе исследования, была опровергнута в том, что в целом отношение к браку с евреем, иудеем положительное и нейтральное, хотя я предполагала, что оно будет отрицательным. Так же я предполагала, что отношение к межнациональным бракам будет нейтральным, по результатам исследования видно, что в целом оно положительное.
Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрела вопросы, касающиеся влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, состояние института семьи в иудаизме раньше и в наши дни. Я постаралась доказать то, что еврейская семья и по сей день испытывает сильное влияние религии, многие живут, стараются жить по законам, о которых говорится в иудейских религиозных текстах. Я описала то, как происходят заключение и расторжение браков у иудеев, какое влияние оказывает иудаизм на отношение между мужем, женой и детьми в еврейских семьях.
Вторая часть моего проекта посвящена практическому исследованию об отношении к межнациональным браках в целом, и к отношению к бракам с евреями. Так как в ходе исследования были опрошены только мои сокурсники, которые все являются представителями русской национальности и практически все отождествляют себя с представителями православной конфессии, то были рассмотрены только вопросы о возможности вступления в брак с представителем еврейской национальности, иудеем, степени знаний о иудаизме, теоретической возможности его принятия и эмиграции в Израиль. Так как выборка была не репрезентативной в первую очередь по национальности только эти вопросы могли быть рассмотрены в отношении влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, то есть в первую очередь возможности вступления в такой брак. В целом отношение к межнациональным бракам у респондентов положительное и нейтральное, многие смогли бы связать свою жизнь с представителем еврейской национальности, но при этом никто не согласен принять иудаизм и не большая часть респондентов хотела бы жить в Израиле.
Проблема межнациональных браков является одной из самых важных в современном обществе, социологи должны постоянно изучать динамику межнациональных отношений. Проблема браков в иудаизме, браков между евреями и не евреями стоит особенно остро по сравнению с браками многих других национальностей, она мало изучена и подлежит постоянному исследованию. Надеюсь, что я тоже внесла свой небольшой вклад в изучение этих сложных межнациональных отношений.
Список литературы
1. Васильев Л.С. История религий востока М. «Высшая школа»1993г.
2. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г.
3. Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному портрету» Социс 1997г. №7 С. 36-41
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство политической литературы» М. 1986г.
1 Цитируется по: Васильев Л.С. История религий востока М. «Высшая школа»1993г. с. 69
1 Цитируется по Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 183
1 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 189
1 Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному портрету» Социс 1997г. №7 С.37
1 Цитируется по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 201
1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство политической литературы» М. 1986г. с. 379