В прежние времена существовали еврейские свахи, делом которых было знакомить между собой людей, которые, по их мнению, подходили друг другу по своей религиозной принадлежности. В настоящее время, за исключением очень традиционных кругов, евреи таким способом уже не знакомятся. Для всех, кроме ультраортодоксальных иудеев, работа и социальная жизнь, вероятно, проходят в весьма ассимилированном обществе. Последствия этого обстоятельства, когда речь заходит о браке, вызывает большое беспокойство среди евреев. В США в настоящее время более 50% евреев заключают браки с неевреями. К концу XX века в Великобритания этот показатель вполне сравнялся с американским. В эпоху, когда упор делается (или, по крайней мере, так заявляют) на индивидуальную свободу и терпимость между людьми как разных направлений внутри одной религии, так и вообще разных религий, противостояние евреев бракам с представителями других национальностей понятно. Термин, который иногда употребляется для обозначения таких браков, выражает основную причину беспокойства. “Out-marriage” (“брак вовне”) означает уход из веры через брак, а именно судьба иудейской веры, выражение которой во многом происходит через домашний уклад, ставится на карту. Так ситуация видится многим. Чтобы понять всю глубину этого беспокойства, необходимо учитывать исторический и культурный аспекты этой проблемы. В прежние времена заключить брак с невреем/нееврейкой означало покинуть свою семью, общину и веру. Оставаться нейтральным было невозможно, и, таким образом, брак с представителем христианской веры воспринимался как мощнейший жест отречения. Семья в таких случаях переживала горькое чувство собственной несостоятельности, так как ребенок полностью исчезал из ее жизни. Сегодня общество уже не придерживается крайних взглядов, однако эмоциональный груз остается, усиленный историческим опытом враждебного отношения христиан к иудеям. Страх перед браком с неевреем появляется у родителей, даже если они не очень религиозны.
Тревоги по этому поводу понятны также в связи с другими показателями, отражающими заметный упадок в еврейском укладе жизни. По подсчетам, произведенным в 1991 г., ежегодный коэффициент рождаемости за последнее десятилетие составил всего около двух третей коэффициента смертности, одна треть браков в еврейском обществе заканчивается разводом, около 20% еврейских детей проходят через распад брака их родителей, только половина евреев заключает брак в синагоге.1 Тот факт, что упадок продолжается и что ситуация становится все более критической, подтверждает директор Центра регистрации браков верховный раввин рабби доктор Джулиан Шиндлер. Точно невозможно определить, сколько браков из недостающей половины не были заключены в синагоге именно по причине того, что это были браки с не евреями. Одни евреи просто живут вместе, не заключая брак, другие женятся, но довольствуются только гражданской церемонией, однако Шиндлер полагает, что число межнациональных браков значительно выше. Различные круги английского еврейства признают наличие проблемы, однако далеко не все согласны с ее решением.
Мы уже отмечали значение, которое придается браку, как взаимоотношениям, где иудейская вера выражается наивысшим образом, а также важности воспитания детей в еврейской семье. Ортодоксальный иудаизм утверждает, что цель может быть достигнута, только если два убежденных в вере супруга-еврея дают торжественное обещание вместе строить еврейский дом. И здесь просто не может быть супруга-нееврея. Такое отношение вполне понятно, поскольку трудно себе представить, как может нееврей исполнять требование соблюдать такие законы, как “кашрут” (законы о пище). Чем можно оправдать все усилия и расходы, если не важностью этих законов? Далее, в этих самых глубоких из всех взаимоотношениях идеальной является ситуация, когда супруги единодушны во всем. По, если их ощущение Бога различно, это означает, что они не имеют основы для единства на самом глубоком уровне. Чем больше значит для каждого его вера, тем больше будут иметь значение разногласия между ними. То же самое относится к воздействию веры на детей. Чем больше значения придают родители вере, тем труднее будет для ребенка воспитываться сразу в двух религиях.
Будучи верховным раввином, Иммануил Якобовиц подчеркивал противодействие ортодоксального иудаизма любому браку с неевреем. Важнейшим фактором является закон Галахи (повторяемый Якобовицем в ответ на американскую альтернативу), что только ребенок, родившийся у еврейской матери, является евреем. А поскольку через брак из иудаизма уходит больше мужчин, чем женщин, здесь появляются очень большие проблемы. Хотя некоторые женщины переходят в иудаизм (см. ниже), перед тем как выйти замуж, однако большинство этого не делают. Значит, такое бракосочетание не может происходить в синагоге. Актом о бракосочетании 1949 г., следуя за уже существующим законодательством, разрешается регистрация брака, заключенного в синагоге “двумя лицами, если они оба исповедуют иудейскую религию”. Все синагоги в Великобритании придерживаются этого закона. Ни один раввин не может участвовать в роли официального должностного лица в межрелигиозном браке. (Увидев, насколько иудейская церемония, где важнейшими являются слова “согласно закону Моисея”, а не “во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, отличается от христианской, нетрудно понять, почему такая церемония считается невозможной. Совершенно непредставимо с точки зрения разума, как можно объединить Тору и Святую Троицу.) В США такое участие запрещено ортодоксальными, консервативными и реконструкционистскими раввинами и не одобряется реформистами.
В последние годы британскими реформистскими раввинами были сделаны некоторые шаги в целях выработки конструктивного подхода к реальной ситуации. Из опасений быть понятым как поощряющий межнациональные браки, поборник таких шагов раввин доктор Джонатан Ромейн дает понять, что он признает в межнациональных браках угрозу будущему иудаизма. В рабочем отчете 1982 г. он заявляет, что “первоочередной задачей является поощрение евреев заключать браки с евреями”. Однако он чувствует, что одних слов для борьбы с угрозой недостаточно, — необходимы практические меры, причем не такие, как простое неприятие синагогой нееврея и таким образом вычеркивание супруга-еврея. Если брак между евреем и неевреем происходит, должна быть принята определенная линия поведения, чтобы сохранить связь с еврейской общиной. Исходя из этого, он учредил семинары для таких евреев и (с 1989 г.) их супругов-неевреев, где он стремится подчеркнуть значение всех элементов еврейского уклада в их совместной жизни. Эта программа расширяется, и ее в настоящее время финансируют реформистский и либеральный иудаизм в Штернберг-центре. В 1990 г. на ежегодной конференции Реформистских синагог Великобритании приветствовались
“Инициативы, которые были направлены на возвращение в лоно еврейской жизни межрелигиозных союзов, возвеличивание личности еврея и расширение роли образования, соответствующая забота о евреях и их семьях”.
Еще одну попытку не дать роду прерваться, когда заключен межнациональный брак, сделали британские реформисты, когда разрешили детям, рожденным от отцов-евреев, но от нееврейских матерей, посещать религиозную школу в синагоге. Хотя это никоим образом не дает ребенку право на получение статуса еврея, ставка делается на то, что такого рода подготовка может лечь в основу дальнейшего обращения в иудаизм, если ребенок захочет это сделать.
Реформисты цитируют Ктубот, где проводится принцип облегчения перехода в иудаизм в пользу ребенка. В некоторых случаях обращение ребенка не требует обращения матери, которая, как говорит Ромейн, “может иметь большие основания” не переходить в иудаизм, даже если она счастлива поддерживать отца в его намерении передать иудаизм ребенку в наследство и «воспитывать их детей как евреев». Хотя честность позиции матери достойна похвалы, необходимо признать, что здесь существуют серьезные проблемы, особенно когда речь идет об отношениях с ортодоксальными иудеями, которые требуют от каждого обращения в иудаизм, с тем чтобы стать евреем. Некоторые опасаются, что британский реформизм движется в сторону ситуации в США, где каждый ребенок от смешанного брака находится под “презумпцией статуса еврея”, о чем постановила резолюция, принятая в 1983 г. Централизованным совещанием американских раввинов. Это решение означает, что существует много людей, которые причисляют себя к евреям и принадлежат к синагоге и которые не признаются евреями ортодоксальным иудаизмом — и все это в стране с крупнейшим еврейским населением в мире. Кто-то усматривает в этом обструкцию ортодоксии, кто-то — безответственность со стороны реформистов, а кто-то считает, что ситуация указывает на необходимость изменения критериев личности еврея по всех аспектах.
Совершенно очевидно, что это область, в которой страсти разгораются и где реакция ортодоксального и неортодоксального течений радикально отличаются друг от друга. Первый считает, что он охраняет еврейский уклад жизни путем строгого следования Галахс. Другой борется за то же самое путем следования реформистскому принципу переоценки основ иудаизма, выступая прагматиком в существующих обстоятельствах и стараясь все предусмотреть в отношении посещения синагоги и религиозной школы. Когда Джонатан Сакс выступил в 1993 г. с инициативой еврейской целостности, одной из его целей было заставить услышать себя тех, кто “не вступает в брак, заключает брак вне общины или уходит из общины каким-нибудь другим путем”. Время идет, и трудно понять, как различные религиозные группировки английского еврейства могут сотрудничать в этой области. Мы увидим это сейчас, когда перейдем к проблеме статуса. Что такое “еврейская целостность” и каким образом лучше всего сохранить ее — это те сферы, где ярче всего проявляются их разногласия.
В качестве примера о браках между евреями и неевреями можно привести результаты социогогического исследования, проведенного в Пермской области в 1994-1995 годах, в рамках разработки региональной концепции развития межнациональных отношений. Был опрошен 101 представитель еврейской национальности. Эта выборка в достаточной мере репрезентативна, хотя и наблюдается определенное смещение, так как примерно одна шестая часть респондентов – активисты местной еврейской общины, что впрочем, позволяет полнее представить спектр оценочных суждений в еврейской среде.
По результатам исследования видно, что в семейной жизни евреи в значительной степени подвержены ассимиляторским тенденциям (лишь 32.7 % брачных союзов образованы супругами-евреями). Еще одна особенность – несколько больший удельный вес не имеющих семьи или неудачно ее создавших (много таких среди этнокультурно ориентированных). Существенно преобладает простая однопоколенная семья – 67.3% (у русских – 54.5%), но этнокультурные респонденты выделяются большей долей лиц, живущих в расширенной, двухпоколенной семье. Так же было выявлено отношение к межнациональным бракам (готовность одобрить такой брак своих детей): большинство обнаружило этническую толерантность, игнорируя национальную принадлежность брачного партнера сына или дочери (60.4%). Отрицательную реакцию на межнациональные браки выразило 31.6% респондентов.1