Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фромм Э. Бегство от свободы




Прежде чем перейти к основной нашей теме — к вопросу о том, что означает свобода для современного человека, почему и как он стремится избавиться от нее, — мы должны об­судить концепцию, которая может показаться несколько отвлеченной...

Социальная история человека на­чалась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от ок­ружающего мира и от других людей. В течение долгого времени это со­знание было весьма смутным. Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром, уже сознавая себя как отдельное су­щество, он в то же время чувствовал себя частью окружающего мира. Про­цесс растущего обособления инди­вида от первоначальных связей — мы можем назвать этот процесс «индвидуализацией», — по-видимому, дости­гает наивысшей стадии в Новое вре­мя, то есть от эпохи Возрождения до наших дней.

В истории жизни каждого ин­дивида мы видим тот же процесс. Родившись, ребенок уже не составляет единство целого с матерью и стано­вится биологическим существом, от­дельным от нее. Однако, хотя такое биологическое разделение является началом индивидуального существования человека, ребенок в течение долгого времени сохраняет функци­ональное единство с матерью.

Пока и поскольку индивид, фи­гурально выражаясь, не порвал пуповину, связывающую его с внешним миром, он не свободен, но эти узы дают ему ощущение принадлежнос­ти к чему-то, как бы гарантируют ему безопасность существования за счет корней в какой-то почве. Я предла­гаю назвать эти узы, существующие до того, как процесс индивидуализа­ции приводит к полному обособле­нию индивида, «первичными узами»…

По мере роста ребенка — по мере того, как рвутся первичные связи, — у него развивается стремление к сво­боде и независимости. Но что происходит с этим стремлением, это мы можем понять лишь в том случае, если примем во внимание диалекти­ческий характер процесса растущей индивидуализации. Этот процесс имеет два аспекта.

Прежде всего, ребенок становит­ся сильнее и физически, и эмоционально, и интеллектуально, актив­ность и энергия развиваются в каждой из этих сфер. В то же время эти сфе­ры больше интегрируются, развива­ется определенная структура, руково­димая волей и разумом индивида. Если мы назовем эту структуру — совокупность черт характера, стрем­лений, разума и воли индивида — личностью, то можно сказать, что первым аспектом растущей индивиду­альности является развитие личнос­ти. Границы роста индивидуализации и развитие личности в какой-то мере определяются и индивидуальными условиями, но в основном — социальными. Различия между инди­видами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом общест­ве существует определенный предел индивидуализации, за который нор­мальный индивид выйти не может.

Другой аспект индивидуализа­ции — растущее одиночество. Первичные узы обеспечивают фундамен­тальное единство с окружающим миром и ощущение безопасности. По мере того как ребенок обособляется от этого мира, он начинает осозна­вать свое одиночество, свою отдель­ность от других. Эта отдельность от мира, который в сравнении с инди­видуальным существом представляет­ся ошеломляюще громадным, мощ­ным — а иногда и опасным, угрожа­ющим, — порождает чувство безза­щитности и тревоги. Пока человек был неотделимой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий индивидуальных дейст­вий, ему не приходилось и бояться его. Но, превратившись в индивида, он остается один на один с этим ми­ром, ошеломляющим и громадным.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспо­мощности, а для этого — слиться с окружающим миром, раствориться в нем. Однако новые узы, возникаю­щие из этого стремления, не иден­тичны первичным связям, которые были оборваны в процессе роста. Ребенок не может физически вер­нуться вспять в психический процесс индивидуализации. Попытки такого возврата неминуемо принимают ха­рактер подчинения, при котором, однако, никогда не исчезают проти­воречия между властью и ребенком, подчиняющимся этой власти. Созна­тельно ребенок может считать себя удовлетворенным, но подсознатель­но он чувствует, что платит за ощу­щение безопасности полноценностью и силой своей личности. В конечном итоге подчинение приводит к обрат­ному результату: неуверенность ре­бенка возрастает, и в то же время в нем развивается враждебность и мятежность, которые тем более опасны, что направлены против людей, от которых он продолжает зависеть (или стал зависим).

Однако подчинение — это не единственный способ избавиться от одиночества и тревоги. Другой путь — единственно продуктивный, не при­водящий к неразрешимым конфлик­там, — это путь спонтанных связей с людьми и природой, т.е. таких связей, которые соединяют человека с ми­ром, не уничтожая его индивидуаль­ности. Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются лю­бовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому раз­витию до максимально возможных пределов.

Итак, растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности…

Если бы каждый шаг в направле­нии отделения и индивидуализации сопровождался соответствующим ростом личности, развитие ребенка было бы гармонично. Этого, однако, не происходит. В то время как про­цесс индивидуализации происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психоло­гических и социальных причин. Раз­рыв между этими тенденциями при­водит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это, в свою оче­редь, приводит в действие психичес­кие механизмы, которые будут опи­саны ниже как механизмы избавления, бегства…

Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектичес­кий характер, который мы обнаружи­ли в процессе индивидуального рос­та. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения приро­дой, возрастания роли разума, укреп­ления человеческой солидарности. Но с другой — усиление индивидуализа­ции означает и усиление изоляции, неуверенность, а следовательно, ста­новится все более сомнительным мес­то человека в мире и смысл его жизни. Вместе с этим растет и чувст­во бессилия и ничтожности отдель­ного человека.

Если бы процесс развития чело­вечества был гармоничным, если бы он следовал определенному плану, то обе стороны этого развития — расту­щее могущество и растущая индиви­дуализация — могли бы уравновесить­ся. На самом же деле история чело­вечества — это история конфликта и разлада.

Каждый шаг на пути большей индивидуализации угрожал людям новыми опасностями. Первичные узы, уже разорванные, невосстанови­мы; человек не может вернуться в по­терянный рай. Для связи индивидуализированного человека с миром су­ществует только один продуктивный путь: активная солидарность с дру­гими людьми (любовь и труд), кото­рые снова соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного и независимого индивида.

Однако если экономические, со­циальные и политические условия, от которых зависит весь процесс инди­видуализации человека, не могут стать основой для такой позитивной реа­лизации личности, но в то же время люди утрачивают первичные связи, дававшие им ощущение увереннос­ти, то такой разрыв превращает сво­боду в невыносимое бремя: она ста­новится источником сомнений, вле­чет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой сво­боды: уйти в подчинение или найти какой-то другой способ связываться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой сво­боды…

Современный человек, освобожденный от оков доиндустриального общества, которое одновременно и ограни­чивало его, и обеспечивало ему безопасность и покой, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку не­зависимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек ока­зывается перед выбором: либо избавиться от свободы с по­мощью новой зависимости, нового подчинения, либо дора­сти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого...

Это выглядит так, будто в личной жизни ни внешние, ни внутренние авторитеты уже не играют сколь-нибудь замет­ной роли. Каждый совершенно «свободен», если только не нарушает законных прав других людей. Но обнаруживается, что власть при этом не исчезла, а стала невидимой. Вместо явной власти правит власть «анонимная». У нее множество масок: здравый смысл, наука, психическое здоровье, нор­мальность, общественное мнение; она требует лишь того, что само собой разумеется. Кажется, что она не использует никакого давления, а только мягкое убеждение. Когда мать говорит своей дочери: «Я знаю, ты не захочешь идти гулять с этим мальчиком», когда реклама предлагает: «Курите эти сигареты, вам понравится их мягкость», — создается та ат­мосфера вкрадчивой подсказки, которой проникнута вся наша общественная жизнь. Анонимная власть эффективнее открытой, потому что никто и не подозревает, что существу­ет некий приказ, что ожидается его выполнение. В случае внешней власти ясно, что приказ есть, ясно, кто его отдал; против этой власти можно бороться, в процессе борьбы мо­жет развиться личное мужество и независимость... В случае анонимной власти исчезает и приказ. Вы словно оказывае­тесь под огнем невидимого противника: нет никого, с кем можно было бы сражаться...

Коротко говоря, индивид перестает быть самим собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиноче­ством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с за­щитной окраской у некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного «я» и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности... Психологический робот живет лишь биологически, эмо­ционально он мертв; он двигается, как живой, но тем вре­менем жизнь его, словно песок, уходит сквозь пальцы. Современный человек изображает удовлетворение и оптимизм, но в глубине души он несчастен, почти на грани отчаяния. Он судорожно хватается за все индивидуальное, он хочет быть «не таким, как все», ведь нет лучшей реко­мендации для чего бы то ни было, чем слова «что-то осо­бенное». Нам сообщают имя железнодорожного кассира, у которого мы покупаем билет; сумки, игральные карты и портативные приемники «персонализированы» инициала­ми их владельцев. Все это свидетельствует о жажде «осо­бенного», но это, пожалуй, последние остатки индивиду­альности. Современный человек изголодался по жизни, но поскольку он робот, жизнь не может означать для него спонтанную деятельность, поэтому он довольствуется лю­быми суррогатами возбуждения: пьянством, спортом или переживанием чужих и вымышленных страстей на экране. Что же означает свобода для современного человека? Он стал свободен от внешних оков, мешающих посту­пать в соответствии с собственными мыслями и желания­ми. Он мог бы свободно действовать по своей воле, если бы знал, чего он хочет, что думает и чувствует. Но он это­го не знает; он приспосабливается к анонимной власти и усваивает такое «я», которое не составляет его сущности. И чем больше он это делает, тем беспомощнее себя чув­ствует, тем больше ему приходится приспосабливаться…

Психологические механизмы, которые мы будем рассмат­ривать.., — это механизмы избавления, «бегства», возникающие из неуверенности изолированного индивида.

Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность, когда индивид противостоит миру вокруг себя как чему-то совершенно чуждому, когда ему необходимо преодолеть не­выносимое чувство бессилия и одиночества, перед ним от­крываются два пути. Один путь ведет его к «позитивной» сво­боде; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, ин­теллектуальных и эмоциональных способностей; таким обра­зом он может вновь обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного «я». Другой путь — это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личнос­тью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не воз­вращает человека в органическое единство с миром, в кото­ром он пребывал раньше, пока не стал «индивидом», — ведь его отделенность уже необратима, — это попросту бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше жить. Такое бегство имеет вынужденный характер — как и любое бегство от любой угрозы, вызывающей панику, — и в то же время оно связано с более или менее полным отказом от ин­дивидуальности и целостности человеческого «я». Это реше­ние не ведет к счастью и позитивной свободе…

В первую очередь мы займемся таким механизмом бегства от свободы, который состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Другими словами, индивид ищет новые, «вторичные» узы взамен утраченных, первичных. Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и господству …

Общая черта всего авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Единственно возможное счастье состоит в подчинении этим силам. Люди ожидают, что некто их защитит, что «он» позаботится о них, и возлагают на «него» ответственность за результаты своих собственных поступков. Некий «Х», обладающий этими свойствами, может быть назван «волшебным помощником». Разумеется, что «волшебный помощник» часто персонифицирован: это может быть Бог, или некий принцип, или реальный человек, например, кто-то из родителей, муж, жена или начальник…. Человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук «волшебного помощника», а не собственными усилиями…Чем сильнее проявляется эта тенденция, тем больше центр тяжести его жизни смеща­ется с его собственной личности в сторону «волшебного по­мощника» и его персонификаций. И вопрос состоит уже не в том, как жить самому, а в том, как манипулировать «им»… Средства для этого могут бьггь различны: одни используют покорность, другие — «вели­кодушие», третьи — свои страдания и т. д. … Эта зависимость, воз­никая из недостатка спонтанности, в то же время дает чело­веку какую-то защищенность, но вместе с тем вызывает и чувство слабости, связанности. В результате человек, завися­щий от «волшебного помощника», ощущает — часто бессо­знательно — свое порабощение и так или иначе бунтует про­тив «него». Этот бунт против человека, с которым связаны все надежды на безопасность и счастье, создает новые кон­фликты…

Если «волшебный помощник» персонифицирован в живом человеке, то рано или поздно наступает разочарование в нем, поскольку этот человек не оправдал возлагавшихся на него надежд. Надежды были иллюзорны с самого начала, потому разочарование неизбежно: ни один реальный человек не может оправдать сказочных ожиданий. Это разочарование накладывается на возмущение, вытекающее из порабощенности, и ведет к новым конфликтам. Иногда они прекраща­ются лишь с разрывом; затем обычно следует выбор другого объекта, от которого вновь ожидается исполнение всех надежд, связанных с «волшебным помощником»…

У жизни своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь. По-видимому, если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и превращается в энергию, направленную к разрушению. Иными словами, стремление к жизни и тяга к разрушению не являются вза­имно независимыми факторами, а связаны обратной зависи­мостью. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тен­денции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность — это резуль­тат непрожитой жизни. Индивидуальные или социальные условия, подавляющие жизнь, вызывают страсть к разруше­нию, наполняющую своего рода резервуар, откуда вытекают всевозможные разрушительные тенденции — по отношению к другим и к себе.

…С помощью рассмотренных нами механизмов «бегства» индивид преодолевает чувство своей ничтожности по сравне­нию с подавляюще мощным внешним миром или за счет от­каза от собственной целости, или за счет разрушения других, для того, чтобы мир перестал ему угрожать.

Другие механизмы «бегства» состоят в полном отрешении от мира, при котором мир утрачивает свои угрожающие черты…, либо в психологическом самовозвеличении до такой степени, что мир, окружающий человека, становится мал в сравнении с ним.

…Обращусь к еще одному механизму, чрезвычайно важному в социальном плане. Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном об­ществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему об­щепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бес­силием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окруже­ние, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного «я» и превратившись в робота, подобного мил­лионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить ут­ратой своей личности…

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.