Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел III. Социальные институты. В этой главе мы узнали, как осуществляется взаимовлияние религии и общества




Глава 15. Религия

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой главе мы узнали, как осуществляется взаимовлияние религии и общества. Мы знаем, что в современной жизни религия утрачивает свою роль и усиливается тенденция к секуляризации. Люди становятся все более равнодушными к религии, и уровень посещаемости церкви составляет в США лишь 40 процентов. В то же время возрастает стремление религиозных групп вмешиваться в решение политических и социальных вопросов, стоящих на повестке дня. Возрастает тенденция к многообразию форм религиозной жизни - это находит отражение в новом религиозном сознании. Наконец, несмотря на растущее многообразие религиозной жизни, возрастает число вероучений — деноминаций, склонных к экуменизму.

Могут ли эти тенденции иметь место одновременно? На этот вопрос следует ответить "да". Поскольку наше общество продолжало увеличиваться и усложняться, оно стало более многообразным. В результате люди устремились к новым духовным ценностям, включая поиск нового смысла религии. Такое многообразие оказывает двойное влияние на общество. Оно способствует формированию более широкой и глубокой системы ценностей и идей, но одновременно происходит их распад, что повышает вероятность конфликта и необходимость терпимости (Вутноу, 1976). Со временем мы узнаем какое воздействие, позитивное или негативное окажет на общество эта тенденция. Но нет сомнения, что динамизм и непрерывные изменения будут характерны для американской религиозной жизни и в будущем.

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 15. Религия

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Религию можно определить как "систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным". Можно выделить следующие основные элементы религии:

а) группа верующих;

б) интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;

в) вероисповедание, или специфическая система верований;

г) ритуалы, или образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам;

д) представление о "праведном" образе жизни.

2. Существует несколько способов классификации религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями (протестантами, католиками и пр.). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души - следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.

3. К религиозным организациям относятся церковь, секта, деноминация и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Секта отвергает ценности господствующего общества и, как правило, требует "обращения" верующих и преданности определенным верованиям и ритуалам. Деноминация или вероучение - промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Наконец, культ можно считать сектой, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к радикальным изменениям личности и общества.

4. Религия отличается от колдовства тем, что она сама по себе является самодостаточной целевой ценностью жизни, в то время как колдовство лишь средство достижения каких-то целей. Однако во многих религиях содержатся элементы колдовства.

5. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.

6. Дюркгейм полагает, что социальная функция религии -отражение и укрепление общественных связей. Особенно яркое воплощение эта функция находит в исполнении ритуалов.

7. Сторонники конфликтологической теории утверждают, что религия поддерживает господство одних групп общества над другими. Низшим классам внушают надежду на лучшую жизнь в ином мире, что отвлекает их от проблем земных. В теории конфликта подчеркивается взаимосвязь между религиозными движениями и политическими конфликтами.

8. Религия может способствовать социальным переменам. В знаменитом исследовании Вебера выявлена связь между кальвинистскими верованиями, протестантской трудовой этикой и развитием капитализма. Недавние события в мире также подтверждают влияние религии на общество, например революция в Иране.

9. Для религиозной жизни США характерны плюрализм и высокая степень терпимости. Различные религиозные группы занимают разные социальные позиции, но за последние десятилетия наметилась заметная тенденция к конвергенции взглядов протестантов и католиков. Степень религиозной активности в большей мере влияет на особенности социального взаимодействия, чем формальное членство в определенной деноминации.

10. Трудно оценить религиозность, или религиозное чувство. Посещаемость церкви нельзя считать надежным показателем религиозности, поскольку некоторые люди ходят в церковь и по другим причинам. В то же время бывает так, что подлинно религиозные люди не посещают церковь. Однако, если говорить о личных религиозных верованиях, следует отметить, что в США уровень религиозности достаточно высок.

11. Для современной религии характерна тенденция к секуляризации - религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, религия утрачивает свое социальное влияние. Развитие науки, установление национального государства, распространение капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии, утрата связи людей с общностью и конкуренция церкви с другими институтами способствуют секуляризации. В ответ на эту тенденцию организованная религия стала проявлять стремление к экуменизму - достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями;

12. В США принцип отделения церкви от государства подвергается постоянному давлению. Правые религиозные круги стараются добиться определенного социального законодательства, например запрета абортов; организованная религия влияет на решение политических вопросов, например осуществление ядерного разоружения.

13. В период 60-х и 70-х годов возникло много новых религий в ходе процесса, названного новым религиозным сознанием. Выделены три типа новых вероучений: религии восточного происхождения ("Сознание Кришны"), учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека (учение Сильвы об "управлении разумом") и харизматические религии (например, Церковь единения). Обычно эти верования привлекают молодых образованных людей, жизненные цели и позиции которых еще не определились.

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.