Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ётические проблемы, св€занные с изучением культов




 

¬ начале 50-х годов психологи ћиннесотского университета зан€лись изучением небольшой религиозной группы на —реднем «ападе. √руппу возглавл€ла домохоз€йка, утверждающа€, что она получает послани€ с другой планеты путем автоматического письма. —ущества с этой планеты, называемой  ларионом, посещали «емлю на летающих тарелках. ќни "сообщили" ей, что заметили искривлени€ в земной коре, предвещавшие гигантское наводнение, в результате которого образуетс€ огромное море на территории, простирающейс€ от —еверного ѕол€рного круга до ћексиканского залива. «ападные части —еверной и ёжной јмерики будут затоплены. Ёта женщина и ее последователи организовали движение, ожидавшее конца света. ѕсихологов интересовало, как будет вести себ€ группа, если это предсказание не сбудетс€ в назначенный срок и катастрофа не произойдет. Ѕудет ли это способствовать
укреплению верований членов группы? Ѕудут ли они обескуражены и откажутс€ от веры? »ли же они глубже осмысл€т случившеес€ и выдвинут новое предсказание?

(¬ажно заметить, что когда "предсказанное" затопление не произошло, группа в большинстве своем не распалась. Ѕыло найдено "объ€снение": "среди нас находились неверующие, потоп наступит позже". ƒругие члены секты отказались от своей веры. “аким путем Ћ. ‘естингер вы€вил одну из закономерностей разрешени€ когнитивного диссонанса. –ед.)

»сследователи выбрали метод включенного наблюдени€, посчитав его самым эффективным способом дл€ получени€ убедительных ответов на эти вопросы. ¬ дальнейшем они признались, что проводили исследовани€, "не сообщив членам группы о своих намерени€х и не получив их согласие". ќни присоединились к группе, выдава€ себ€ за "верующих". »м казалось, что, если бы они представились как исследователи, члены группы вели бы себ€ неестественно и результаты наблюдений оказались бы неточными.

ќни вели себ€ как "скромные, внимательные слушатели, пассивные наблюдатели, про€вл€ющие любознательность и жаждущие узнать то, что другие желали бы им сообщить" (‘естингер, –икен, Ўахтер, 1956. —.237). Ќо оставатьс€ лишь пассивными наблюдател€ми было невозможно. ¬ступив в группу, они способствовали ее расширению и укреплению. ќни проповедовали наравне с другими и были вынуждены занимать определенные позиции по спорным вопросам. ¬ыдава€ себ€ за верующих, психологи умышленно шли на риск, и в конечном итоге они в самом деле оказали некоторое вли€ние на группу. ¬ какой-то мере это сказалось на результатах исследований. Ќо если бы они вели себ€ по-другому, то возможно, не получили бы никаких данных.

–анее так вели себ€ ƒжон Ћофланд и его коллеги при изучении другого культа - под названием "Ѕожественный принцип". Ёту группу возглавл€л молодой инженер-электротехник, кореец по национальности ќн считал себ€ »исусом ’ристом, вернувшимс€ в этот мир, чтобы создать рай на земле дл€ своих последователей. Ћофланда интересовал тип людей, присоедин€вшихс€ к этому движению. ќн также стремилс€ пон€ть, каким образом их привлекали и вдохновл€ли прин€ть веру

¬начале Ћофланд и его коллеги выдавали себ€ за "сочувствующих, но нерешительных" людей, стремившихс€ обрести веру. Ќо когда их заставили прин€ть веру, исследователи решили, что им невыгодно "притвор€тьс€ верующими. Ёто требовало слишком больших психических и моральных сил, а также экономических затрат". ќни воспользовались случаем и попросили разрешени€ наблюдать группу в качестве социологов, интересующихс€ "новыми религиозными движени€ми" (Ћофланд, 1977). “акое разрешение им было дано, и в течение нескольких мес€цев они посещали собрани€, задавали вопросы и вели себ€ как сочувствующие наблюдатели. Ќо некоторое врем€ спуст€ одна из руководителей за€вила Ћофланду, что ей надоели "фокусы исследователей" и ее огорчает их нежелание стать подлинными верующими. ќна потребовала права подвергать цензуре отчеты Ћофланда о де€тельности группы. –абота была прервана.

’от€ эти два исследовани€ проводились разными способами, здесь поставлены вопросы, св€занные с изучением религиозных движений. Ётично ли дл€ социологов выдавать себ€ за верующих? ≈сли это неэтично, насколько правдивым может быть исследователь, чтобы его де€тельность все же оказалась плодотворной? √руппа ученых из штата ћиннесота не достигла бы высоких результатов, если бы они признались поклонникам культа, что интересуютс€ лишь их реакцией на неудачи предсказани€. „то касаетс€ практического аспекта, то какое воздействие на поведение членов культа оказывает абсолютна€ честность, частична€ честность или "притворство"?  акой метод в наименьшей мере вреден дл€ результатов изучени€?

Ѕольшинство исследователей религиозных культов стараютс€ прин€ть прагматический подход к этим проблемам; подобно Ћофланду, они признаютс€, что зан€ты исследованием, но полностью не раскрывают своих целей ¬еро€тно, такой подход приносит самые удовлетворительные результаты, но этические и практические проблемы все еще остаютс€ нерешенными.

 

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1606 - | 1274 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.