Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая система индустриально развитых стран (теория). 4 страница




Психологическое отражение политической действительности в сознании человека непосредственно фиксируется в виде оценочных суждений, переживаний, верований, волевых установок субъектов. По ним можно судить о состоянии политического сознания, об отношении субъекта к политическим процессам, политической власти, о его мотивах, ценностных ориентациях и других психологических компонентах политической жизни. С другой стороны, политическая власть обладает значительными психологическими механизмами воздействия на сознание и культуру народа, формы и способы познания которых представляют большой теоретический и практический интерес.

Изучение различных форм политического поведения человеческих субъектов невозможно вне выявления воли, эмоции, типа мышления и других психологических факторов, оказывающих значительное влияние н становление и проявление политической субъектности людей.

 

РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от лат. radicalis - коренной) - практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципи­альное изменение общества и политической структуры средствами реши­тельных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватиз­му, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и органи­зационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необхо­димость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляю­щие активность в том или ином направлении и создающие новую форму об­щества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобра­зований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадя­щими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экс­тремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преоб­разования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радика­лизм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радика­лизм активизируется в переломные исторические моменты, когда социаль­ные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой не­легального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм на­ходится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения не­гативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и соци­альную ситуацию.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ (принцип) – основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти.

Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д.Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках.

Француз Ш.Монтескье впервые выделил судебную власть как самостоятельную. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих друг друга, старался разработать механизмы их взаимодействия.

Данный принцип нашел юридическое закрепление впервые в Конституции США, конституционных актах Великой Французской революции. В Конституции России 1993 года в качестве одной из основ конституционного строя выступает принцип разделения властей. Статья 10 фиксирует:» государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо, во-первых, для исключения абсолютизации. Концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что неизбежно приводит к злоупотреблениям, установлению диктатуры и т.п. Во-вторых, четкое разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них. В-третьих, осуществляется взаимный контроль, создается система сдержек и противовесов. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. Власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями неделимой государственной власти.

 

РАЗОРУЖЕНИЕ - способ демилитаризации отдельных государств и гео поли­тического пространства в целом. Содержание разоружения заключается в ограничении и постепенной ликвидации средств массового уничтожения лю­дей и материальных объектов. Разоружение - давнишняя мечта человечест­ва, одна из самых стойких и показательных утопий. Уже давно назрела необходимость прекратить наращивание военных потенциалов, однако дос­тичь серьезного продвижения по этому пути пока не удается. Духовная потребность в разоружении существует практически со времен распростра­нения христианства, в котором делается попытка этического, духовного и культурного преодоления войны как средства разрешения политических противоречий. На глобальном уровне политически проблема ставится на рубеже нашего столетия на Гаагских мирных конференциях (1899, 1907). В то же время в XX в. разразились две мировые войны, а военный потенциал за сто лет вырос в десятки и сотни раз.

Современное оружие обладает ужасающими поражающими характеристи­ками, а его запасы таковы, что могут уничтожить все живое на Земле множество раз. Проблема разоружения становится все более актуальной из-за целого комплекса явлений, связанных с научно-техническим прог­рессом и крушением социалистического политического режима. НТП уже сейчас ориентирует милитаризацию в преступную бесконечность. Научные открытия и технологии начали нарастать с такой скоростью, что делают проблему контроля над вооружением проблематичной. Открытие двойных технологий (которые могут использоваться и в мирных, и в военных це­лях) ставят мир под угрозу тотального уничтожения.

Общество вступило в парадоксальную фазу своего развития: челове­чество получил материальную и духовную возможности для своего всесто­роннего развития, а использует ее для усиления неравенства и существо­вания постоянной угрозы уничтожения цивилизации как таковой. Сообщество стран Земли имеет возможность для всеобщего распространения культуры, однако из-за архаичности политических отношений, из-за обилия оружия использует эту силу с угрозой для своего существования. Процессы, ха­рактерные для информационного общества, усиливают как культурные, так и милитаристские возможности. Негативные тенденции усиливаются обстоя­тельствами, связанными с развалом социалистической системы.

Мировое геопространство после второй мировой войны сложилось как противоречие между военными потенциалами стран капитализма и соци­ализма. Определяющими были военные силы СССР и США. Страны социализма (Варшавский Договор) и СССР перестали существовать как военно-полити­ческий организм. Они уже не могут конкурировать в качестве партнеров, уравновешивающих милитаризм НАТО и США. В то же время в постсоциалистических странах достаточно оружия, чтобы началась третья мировая вой­на. Это может произойти, если они, в первую очередь, Россия, окажутся в безвыходном экономическом и политическом положении.

Теоретические предпосылки, обосновывающие необходимость разо­ружения убедительны, все согласны, что в мире назрела ситуация тоталь­ного, полного разоружения. Страны от конфронтации должны перейти к сотрудничеству на новой основе. Что она собой представляет - сказать пока трудно. Но слишком много факторов глобального уровня делают не­возможной старую, конфронтационную политику. В то же время, как пока­зывает политическая практика, этот процесс идет крайне медленно.

В сфере практического разоружения достигнуты определенные ре­зультаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Ура­ла; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расши­рит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разо­ружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.

 

РЕАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. realis - вещественный) - политическая идео­логия и практика, ориентирующиеся на реальное общественно-политическое основание. Противоположностью реализма являются утопизм, романтизм, аксиологизм, идеологический радикализм и т. д.

Реализм, опирающийся на оптимальное тождество экономики и по­литики, можно считать одной из лучших политических ориентаций. Основ­ное противоречие этого процесса - баланс между воспроизводством об­щества на макроуровне (в масштабе государства) и воспроизводство насе­ления в отношении его производительной функции и образа жизни (микроу­ровень - жизнь отдельного «статистического» человека, из «суммы» кото­рых складывается жизнь страны как целого). Политический реализм в са­мом общем плане есть «искусство возможного» (У. Черчилль).

Основными моментами процесса осуществления политики на уровне реализма являются: осознание экономической и социальной основы; выра­ботка идеологии, которую разделяет основная масса населения; достаточ­ный уровень легитимности (признание населением законности власти); по­литическая система, адекватная политическим целям. Когда в обществе возникает необходимость дать идеологический и практический «ответ» на «вызов» истории (А. Тойнби), задача политики - создать предпосылки для общественной реализации программ, которые создает элита.

Элита подтверждает свой статус тем, что находит политические ответы и организовывает соответствующие общественные преобразования. Поскольку критерии реалистичности политики очень подвижны и трудно оп­ределимы, подлинный реализм может оценить только история. Поэтому де­мократическая система имеет ряд институтов, которые на уровне полити­ческого взаимодействия снижают уровень утопичности политики (разделе­ние властей, наличие оппозиции, гласность, наличие свобод). В то же время к концу нынешнего столетия содержательный динамизм общества так возрос, что проблема реализма политики становится глобальной пробле­мой.

 

РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. revolutio - поворот, переворот) - на­сильственный способ кардинального изменения политической системы, ко­торый осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства. В конечном итоге, по Марксу, политическая революция нап­равлена на создание такой общественной целостности, которая соответс­твует интересам исторически господствующего класса.

Любая революция начинается в головах идеологических пассионари­ев. Идеологи, как правило, формулируют новые социально-политические ценности, которые воспринимаются их современниками как фантазии. Дан­ный продукт идеологов получил название утопии. В то же время развитие общественных отношений через некоторое время приводит к актуализации этих идей. Содержания этих утопий превращаются в идеологию. Возникает множество последователей революционных идей.

Возникает оппозиция по отношению к существующей власти, кото­рая основывает свою политическую деятельность на данной идеологии. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии. Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно, естественно. Какая-либо случайность разраста­ется в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окрас­ку.

К революциям, которые получили непосредственную политическую форму, обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Анг­лия, Франция XVII-XVIII вв.). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролета­риата. По мысли этих идеологов пролетариата, революция этого класса будет организована партией на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое об­щество. Пролетарская революция в России в 1917 г. и иные подобные ре­волюции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали. Тот уровень прав и свобод, который достигнут в постпромышленном обществе, позволяет многим идеологам понимать революцию как насилие и политичес­кое преступление по отношению к другим классам и слоям населения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.