Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќового международного политического 16 страница




 

ѕќЋ»“» ј (греч. politike Ц искусство управлени€ государством) Ц область взаимоотношений и различных видов де€тельности между социальными общност€ми людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическа€ власть.

—пецифика политики заключаетс€ в следующем: она фиксирует отношени€ между большими массами людей, интересы которых интегрируютс€ в единое, всеобщее целое. ѕолитика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и де€тельности. ћомент св€зи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. ѕричем ориентаци€ на всеобщее, общее Ц прерогатива политики. ѕоскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, пр€мо или опосредованно выходит на государство.

ѕолитика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждени€, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. ¬ластный характер выражаетс€ в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношени€х, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. ¬ этих отношени€х люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но де€тельность политических субъектов от этого не €вл€етс€ менее значимой, поскольку они управл€ют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. ѕолитика есть также средство вы€влени€ и разрешени€ конфликтов, де€тельность по прин€тию решений. ”правлению общественными делами, особый вид общени€ между людьми, социальными общност€ми.

 ак сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована.   ее элементам относ€т: политические организации, институты власти; отношени€ между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношени€ властвовани€; политическое сознание и политическа€ духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. ¬ целом они выражаютс€ в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровн€х политического быти€. Ќа микроуровне область политики представлена политическими парти€ми, общественно-политическими движени€ми и организаци€ми, профсоюзами, корпоративными объединени€ми и т.п. ћакроуровень политики Ц это сфера государственной власти, ее устройства и функционировани€ субъектов государства. ћегауровень представлен различными международными организаци€ми: ќќЌ, ≈— и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене.

—оциальное назначение или функции политики многообразны. ќтметим наиболее важные из них. ¬о-первых, это регул€ци€ взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. ¬о-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развити€ общества и государства и организаци€, мобилизаци€ масс на их выполнение. ¬-третьих, политическа€ социализаци€ индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действи€, что требует политических знаний и политической культуры. Ёти три основные функции Ц регул€тивна€, прогностическа€ и социализирующа€ Ц тесно взаимосв€заны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное €вление социальной жизни как политика.

 

ѕќЋ»“» ј » ¬ќ…Ќј - два самых вли€тельных института общественных отно≠шений. ¬ойна есть господствующий способ разрешени€ существенных конф≠ликтов в обществе или политика, осуществл€ема€ крайними средствами - массовыми убийствами политических врагов.

¬ойны можно разделить на межгосударственные и гражданские. ¬ про≠мышленном обществе образование мирового рынка и формирование других моментов глобализации общественной жизни привели к эскалации военных действий до уровн€ мировых войн. –азвитие научно-технического прогрес≠са привело к созданию таких средств уничтожени€, которые в состо€нии многократно уничтожить все живое на планете. √ражданские войны ’’ сто≠лети€ показали, что люди могут дойти до стремлени€ полного уничтожени€ своих родственников и сограждан своей страны, если они стали врагами в этой антикультурной бойне.

ƒанные статистики позвол€ют сделать вывод, что за последние 5 тыс. лет было 14 тыс. войн, в ходе которых погибло почти 4 млрд. чело≠век. ѕыта€сь осознать природу этого античеловеческого €влени€, специа≠листы, исследовавшие военную историю и практику, считали, что природа войн кроетс€ во врожденной человеческой агрессивности. јнгличанин “. √оббс выразил это мнение формулой Ђвойна всех против всехї. —ущество≠вали точки зрени€, что причиной начала войны могут послужить внешние воздействи€ или какие-либо факторы, ее св€зывали с борьбой за выжива≠ние, численностью населени€, вли€нием климата, религиозными убеждени€≠ми, и т. д.

»сследование западноевропейской культуры в новое врем€ позволил сделать вывод, что война напр€мую св€зана с политической организацией общества. ѕрусский стратег  .  лаузевиц в начале XIX в. пришел к выво≠ду, что война есть не что иное, как насильственное продолжение полити≠ки.   середине XIX в. теоретически был сделан вывод, что в результате промышленной революции война как средство ведени€ политики себ€ исчер≠пала. ћаркс и Ёнгельс доказали, что война в промышленном обществе пе≠рестает быть противоборством людей и превращаетс€ в противоборство техническое. »стори€ продемонстрировала иное.

ѕоследнее столетие второго тыс€челети€ принесло человечеству две мировые войны и множество локальных. „исло жертв этих войн просто не поддаетс€ подсчету. “ехнический прогресс показал свою оборотную сторону - человечество напр€гает все силы, чтобы создать самые совер≠шенные технические средства, средства дл€ своего собственного уничто≠жени€. ќбщество конца XX в. находитс€ буквально в тупике, человечество стало заложником самого себ€. ≈сли в XIX в. война изжила себ€ из-за безумной гонки вооружени€, то в конце XX в. это происходит уже потому, что все человечество может быть уничтожено по воле одного политическо≠го субъекта.

Ќе один дес€ток политиков в современном мире имеет в своем рас≠пор€жении технические средства, которые в состо€нии осуществить унич≠тожение всей планеты как среды обитани€. ѕо команде нескольких чело≠век может начатьс€ мирова€ война, последстви€ которой предусмотреть невозможно. Ќесмотр€ на то, что эту ситуацию понимают многие политики и идеологи, изменить ее кардинально пока не удаетс€. — тем, что на на≠шей планете назрела необходимость самого кардинального разоружени€, и внешн€€ политика уже не может строитьс€ на фундаменте военной силы, согласны теоретически все. Ќо как это сделать? ƒаже вообразить это очень трудно, настолько прочно вросло человечество в структуру милита≠ризации.

¬ конце XX в. ситуаци€ еще более осложнилась. ƒо 90-х гг. отно≠сительна€ стабильность в военной сфере достигалась противосто€нием двух политических систем - капитализма и социализма. ќни обладали гро≠мадным военным потенциалом, который в процессе их взаимодействи€ нейт≠рализовывалс€. ѕосле развала социалистической системы баланс был резко нарушен. »з двух сверхдержав, ———– и —Ўј, военный потенциал сохранила одна сторона - —Ўј. ‘актически возник дисбаланс, который может разви≠ватьс€ по-разному, в зависимости от политической ситуации и воли поли≠тических элит. ¬ случае снижени€ потенциала —Ўј возможно снижение уровн€ милитаризации во всем мире.

Ёти политические реформы могут быть осуществлены в том случае, если страны постсоциализма, в первую очередь, –осси€, реформировали общественные отношени€, име€ международную гарантию невозможности во≠енной агрессии со стороны любых других стран. ≈сли страны постсоциа≠лизма сохран€т агрессивность, то сверхдержава —Ўј сможет установить мировое военное и политическое господство. ¬ этом случае последстви€ непредсказуемы. —итуаци€ в военно-политической сфере зависит от всех людей, но главна€ ответственность - на политической элите. ≈е высочай≠ший уровень политических полномочий делает ее ответственной за приве≠дение системы международных отношений в соответствие с содержанием, которое возникло в современном мире. ѕолитика войн исчерпала себ€. Ёту потребность необходимо воплотить в реальность политики.

 

ѕќЋ»“»„≈— јя јЌ“–ќѕќЋќ√»я Ц это наука, котора€ изучает человека как Ђполитическое животноеї, действующее во всех политических организмах, вз€тых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии.

 ак конкретна€ наука с мощным эмпирическим базисом, политическа€ антропологи€ возникла на рубеже 30-40 - х годов нашего столети€ в рамках быстро развивающейс€ африканистики. ¬озникновение политической антропологии как специальной научной дисциплины св€зывают свыходм в свет в 1940 году трех классических трудов по африканситике: двух работ Ё.Ёванса-ѕричарда, посв€щенных исследованию политической жизни нилотских народов (ЂЌуэрыї и Ђѕолитическа€ система ануаковї), а также коллективного труда Ђѕолитические системы јфрики (под редакцией Ё.Ёванса-ѕричарда и ћ.‘ортеса). ¬ этих произведени€х, проникнутых пафосом строго эмпирического, неспекул€тивного анализа политических отношений, исследовались конкретные случаи архаических обществ “ропической јфрики, полностью лишенных привычных дл€ европейца атрибутов политического государства: государства с его аппаратом принуждени€, административно-бюрократической иерархии и т.п. Ќар€ду с јфрикой, методы политантропологических исследований примен€лись и в изучении других, неафриканских архаических обществ. ћожно сослатьс€, к примеру, на работы британского антрополога ј.√ольденвейзера, написанные на основе его полевых исследований в —еверной јмерике а также на труды –.Ћоуи и ¬.ћаклеуда.

»значально выход€ за рамки африканистики, политическа€ антропологи€ предметом своего анализа считала не только политическое управление в архаических обществах, полностью или частично изолированных от мировых социально-экономических св€зей, но и политическую культуру тех традиционных обществ, которые были уже сравнительно давно вт€нуты в интернациональную систему отношений и подвержены процессу модернизации. ¬ этом смысле предметом политической антропологии €вл€етс€ динамика институтов социального управлени€ во всех традиционных обществах, переживающих процесс модернизации: в исламских, конфуцианских, православных и т.д. јнализ политических систем неевропейских, в особенности архаических, обществ оказал обратное революционизирующее воздействие на западноевропейскую политическую науку, существенным образом Ђантропологизировавї ее предмет и метод.

—тановитс€ очевидной несосто€тельность европоцентризма и св€занных с ним спекул€тивно-философских методов; напротив, особое значение приобретают сравнительные методы, получившие впоследствии широкое развитие в контексте постмодернистского мышлени€. ћетоды политической антропологии, восход€щие к методологии этнографии, физической и культуральной антропологии, существенно обогатили современную политическую науку, обратив ее внимание на те аспекты политического, которые про€вл€ютс€ в любых, в том числе и в современных западных обществах, но роль которых традиционно недооценивалась политологами: это вс€кого рода неинституционализированные ситуативные формы политики, ее символические, игровые формы про€влени€, которые особенно важны на микрополитическом уровне (внутри отдельных групп и коллективов).

¬ советском обществоведении термин Ђполитическа€ антропологи€ї был табуизирован из-за своего несоответстви€ официальной вульгарно-марксистской трактовке политического как исключительно классово-государственного. ѕоэтому дл€ обозначени€ науки, изучавшей негосударственные политические отношени€ в архаических и иных традиционных обществах, примен€лс€ термин Ђпотестарно-политическа€ этнографи€ї (от лат. potestas Ц сила, мощь, господство, власть и т.п.), который в действительности выступал лишь синонимом того, что на западе получило название Ђполитической антропологииї.

 

ѕќЋ»“»„≈— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ - пон€тие дл€ обозначени€ вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получаетс€ их новое качество, либо консервируетс€ старое. ¬ структуре ƒ. п. выдел€ют, субъект (действующее лицо или социальна€ группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируетс€ изменение) и само действие.  роме того, говор€т о цели, средстве и результате политической де€тельности. ¬с€ка€ де€тельность имеет в виду некую мотивацию, привод€щую к прин€тию решени€ о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. ¬ политической де€тельности выдел€етс€ два ее основных направлени€: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

ƒл€ этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическа€ де€тельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Ётапы осуществлени€ политической де€тельности: оценка состо€ни€ объекта, прогноз, адаптаци€ предлагаемых мер к конкретным услови€м существовани€ объекта, корректировка ее в ходе и после прин€тых мер. ¬ процессе выработки и проведени€ политического решени€ в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, прав€щие и оппозиционные партии и т. п.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1554 - | 1346 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.