Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сила слова и особенности современного красноречия




Предмет, структура и содержание риторики как науки.

Риторика (в пер. с греч. «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

 

В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

 

В момент возникновения понималась только в прямом значении, как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики – достижение более позднего времени. Предмет традиционной риторики – только прозаическая речь и тексты, предмет современной общей риторики – 1) общие закономерности речевого поведения, которые действуют в различных ситуациях общения, сферах деятельности. Кроме того риторика рассматривает практическую возможность использования речевого поведения, чтобы сделать речь эффектной. 2) Аргументация. Неправильно ограничивать риторику конкретными разрядами словесных произведений; хотя риторика изучает преимущественно ораторскую речь, публицистику и массовую информацию, но аргументация содержится ещё в научных, философских и художественных произведениях.

Предмет риторики может включать и произведения слова, которые ещё не созданы. Риторика отвечает на вопрос, как создать высказывание в определенным образом заданных условиях, обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

 

Структура риторики: 2 основных раздела, общая и частная. Общая риторика – наука об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации.

Частная риторика – отдельные виды наук в связи с условиями коммуникации, функциями речи и деятельностью человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет второстепенное значение.

Построение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к завершенному тексту. Общая риторика содержит:

1. Учение о риторе

2. Учение об аргументации

3. Учение об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости

4. Учение о риторическом построении (учение о т.н. внутреннем слове/высказывании. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла – семантики, на уровне словесной конструкции – синтактики, уровне словесного выражения – прагматике).

Частная риторика – учение о конкретных видах и родах словесности. Специально изучает те виды слова, которыми активно должен владеть всякий образованный человек – речь документа и деловой переписки, литературную речь и литературную диалогическую речь, речь повествовательной прозы, диалоги по предметам общежития и научно-философской прозы.

 

Сила слова и особенности современного красноречия.

Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. На заре существования человече­ства вера эта проявилась в магической силе первобытного за­клинания и заговора. Божественная природа слова отражена в величайших письменных памятниках. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» Человек античности выразил свое преклонение перед словом в изречении «Nomen est omen» — «Имя есть судьба». Обращаясь к эпохам ушедшим, к трудам мыслителей античности и средневековья, Ренессанса и Просвещения, к изощренной словесной культуре XIX века, нельзя не задаться вопросом — а что теперь? Видим ли мы и сегодня эту прежде су­ществовавшую и бережно сохранявшуюся гармонию? Насколько верит в слово наш современник, умеет ли пользоваться им?

«Вырождение» слова, отлученного от своей главной, смысловой и нравственной (этической) задачи, лишен­ного былого поистине божественного статуса, утратившего свою роль, отмечалось уже на рубеже XIX—XX столетия.

Однако в целом уровень речевой культуры общества в дореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно выше того, что мы имеем теперь, спустя почти столетие. Велико­лепные образцы политического, судебного, академического, бы­тового красноречия зафиксированы в многочисленных сохранив­шихся текстах. Имена выдающихся ораторов вошли в золотой фонд отечественной культуры. Это и знаменитые лекции замеча­тельного российского историка В. О. Ключевского (1841— 1911) и его учителя — филолога, внесшего огромный вклад в оте­чественную культуру, Ф. И. Буслаева (1818—1897), и публичные выступления и лекции в студенческих аудиториях историка, об­щественного деятеля, профессора кафедры всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановского (1813—1855), и не­повторимые лекции историка, писателя журналиста М. П. По­година (1800—1875), и публичные лекции замечательного пе­дагога, врача, основоположника научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта (1837—1909), и лекции, выступления естествоиспытателя К. А. Тимирязева (1843—1920), и, конечно, судебные речи и книги по судебному красноречию известнейших отечественных юристов А. Ф. Кони (1844—1927) и П. С. Пороховщикова (писавшего под псевдонимом П. Сергеич; 1867-—1920?), и выступления многих других ораторов. Все эти речи, лекции, публичные выступления представляют обширный и ценнейший материал для того, чтобы убедиться в том, что мастерство владе­ния словом, которое продемонстрировано в этих образцах, очень и очень высоко и для большинства наших современных ораторов просто недостижимо.

Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого редмета обихода — это прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче. Чем лучше и полнее ечь осуществляет цель говорящего — привлекает вни­мание слушающего, пробуждает в последнем именно те мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседни­ку,— тем она совершенней. Красота речи, как мы уже говорили,— это также стройность ее мыслительного каркаса, смысловая насыщенность и глубина. Замечательный преподаватель риторики, автор одного из попу­лярнейших учебников, выдержавшего множество изданий, Нико­лай Федорович Кошанский (учитель Пушкина) писал: «Грамматика занимается только словами; Риторика преимуще­ственно мыслями» (Кошанский Н. Ф. Общая риторика.— 9-е изд.— СПб., 1844.— С. 2)1. Эту особенность риторики мы и имели в виду выше, когда утверждали, что будем говорить не только о словах.

Риторика, особенно со­временная,— это прежде всего школа мысли, а затем уже — школа слова. Простота и сила, присущие ораторским об­разцам античной классики, приобретают сегодня особое значе­ние. Хорошую современную публичную речь можно охарактери­зовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена (384— 322 гг. до н. э.): «Не ищите у него украшений: там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталки­вают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, вы­брасывая на ходу восхитительные блестки антитез» (Давы­дов Г. Д. Искусство спорить и острить.:—Пенза, 1927.— С. 28). Значит, современная речь — это некая «литературная геометрия», результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, чем его женственное изящество.

«Чудный дар» «талантливой» речи понимается как единое, целостное умение человека не только говорить самому, но и «уметь слу­шать, когда говорят». Это очень важно, ведь только таким об­разом становится возможным и реально осуществимым подлин­ный диалог между людьми. А значит, возникают и предпосылки взаимопонимания между ними. Не та речь хороша, что убежда­ет, а та, что, убеждая, объединяет. Об этом говорил еще Лев Толстой; в наше же время, когда само существование человечества зависит от возможностей найти общий язык, под­линный диалог (а значит, нравственный, этический потенциал речи, степень ее устремленности к добру) приобретает поистине решающее значение. Итак, вот что такое прекрасная, образцовая речь для человека, стоящего на пороге XXI столетия: это целесо­образность, смысл и добро, в триединстве вы­раженные в слове и в совокупности составля­ющие риторический идеал современности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4658 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.