Начало христианской проповеди относится к первому веку христианства. Речи Иисуса Христа и апостолов отличались большой простотой, полнейшей безыскусственностью. Искусственная форма проповеди появилась со временем. В первые века христианства проповедь не знала искусства слова. «По форме своей проповедь была собеседованием, истинною беседою, полною задушевности и сердечности, чуждой всякой искусственности и вполне свободною от всяких условностей литературной моды». Она напоминала собою или беседы любящего отца с детьми или дружескую, задушевную беседу любящих друг друга братьев. О таком свойстве проповеди в век мужей апостольских говорят и самые их писания, простые, безыскусственные, но богатые силою внутреннего убеждения и присущею им духовной мощью. Во II веке проповедь также отличалась простотою и безыскусственностью. Только в III веке начинает развиваться искусство проповеди. Причиною этого было то, что в церковь стали поступать лица высокообразованные, как, например, Климентий Александрийский и др., и христиане, и язычники, получившие образование в языческих философских школах, которые не удовлетворялись простотою формы изложения христианского мировоззрения. К изложению христианского веро- и нравоучения предъявляли повышенные требования. Апостольские постановления уже требуют от учителя, чтобы он был «научен и опытен» в слове. Климент Александрийский напоминает наставление апостолов о том, чтобы питать верующих не одним молоком, но и твердою пищею.
В IV веке мы видим пышный расцвет церковного ораторства. Оно было поднято на недосягаемую высоту. Знаменитейшие проповеди, слова церковных ораторов-отцов IV века затмили славу великих языческих ораторов. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст придавали служению слова величайшее значение и этому служению отдавали все свои силы, всю свою любовь. Проповеди их сильны, влиятельны, оригинальны, носят в себе печать личного творчества. Это потому, что св. отцы имели единственную цель – это душу человека.
Присущие духовному красноречию художественные средства остаются неизменными на всем пространстве христианской проповеди; они состоят из следующих элементов:
1) повторение и единоначатие; психология этого приема основана на том, что, повторяя одно и то же слово или комплекс слов, начинающих собой ряд фраз, проповедник приковывает этим внимание слушателей; успокаивая их напряжение повторением хорошо уже знакомых выражений, проповедник заставляет слушателей вдумываться в остальную часть фразы и этим достигает сильного впечатления. 2) антитеза, или противоположение двух событий (напр., Ветхого и Нового Завета), двух типов (положительного и отрицательного), двух понятий (языческого и христианского) или же нескольких парных групп мыслей; 3) обращение к лицу или образу, вызвавшему в проповеднике чувство восторга, благоговения или негодования, гнева; 4) восклицание, прерывающее спокойный рассказ проповедника по поводу особенно замечательных фактов, положительных или отрицательных; 5) гимнологическая форма речи, как действие благодати, неподдельного пафоса; 6) сравнения и уподобления живых лиц явлениям и предметам видимой природы; довольно часты также сравнения отрицательные, обычные в народной поэзии; 7) эпитеты - постоянные и украшающие; 8) тропы и фигуры, метафоры, олицетворения, гиперболы, умолчания и т. д 9) музыкальность речи, когда можно проследить в некоторых местах проповеди не только ритм, но и рифму. Таковы внешние требования церковного красноречия старого и отчасти нового времени; что же касается внутренней стороны церковного красноречия, то она определяется гомилетикой.
Гомилетика — церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества.
Гомилетика — это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики.
Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.
Третье название гомилетики — пастырское богословие, — происходит от того, что она представляет собой один из его разделов. Гомилетику наряду с другими богословскими дисциплинами преподают в духовных учебных заведениях.