Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций
«Образ» оратора | Активный «боец» Демонстрация уверенности в способности здраво и обстоятельно во всем разобраться, прежде чем действовать. Собранность, тактический расчет Спокойствие и сила (опытному бойцу не страшно и временное отступление). Демонстрация бесстрашия в борьбе с «сильным противником»– контр-тезисом |
Цель речи | Убедить аудиторию в ее силах активно участвовать в поисках выхода, в способности здраво мыслить, рассуждать, и на этой основе – действовать |
Профессиональные задачи оратора | Подтолкнуть аудиторию на путь размышлений и поддерживать на этом пути (материал для сомнений, конфликты). Вести «диалог в монологе», стремясь к эффекту соразмышления |
Сложности работы (Проблемы общения) | Психологическая разбалансированность аудитории (разброд, шатания, паника), не способствующая общению; Тяга массовой аудитории к упрощению ситуаций, жажда легких и быстрых решений; Невозможность использовать только логические аргументы при «рассуждении вслух» (включаются и «внелогические», и психологические. Сложности самоконтроля над внелогической и психологической аргументацией, ее дозированием |
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели | Расширить информационное поле знаний по проблеме. Представить аудитории незнакомые идеи как знакомые («встраивание идей»). Отстаивать главную мысль, корректируя ее на ходу (допуская, что, первоначально она не точна); провести «собеседников» последовательно от истоков мысли к ее оформлению |
Приемы и способы изложения материала и представления рассуждений | Демонстрация контртезисов. Подработка собственных тезисов («размышление вслух»). Все возможные способы создания «конфликта идей» в ситуации обсуждения, как бы совместного с аудиторией |
Особые соображения | При подготовке - поиск весомого контр-тезиса («сильного противника»). Во время общения оратор дает наглядный урок тщательного обсуждения всех позиций |
Примечание: К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»
Вспомогательный материал речи
Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и других вспомогательных средств в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий (напр. журналист). Помимо «красочности», усиления достоверности сообщений и уточнения степени владения материалом здесь оказывается первостепенным, поддержка контакта с аудиторией. В свете этих соображений так называемый вспомогательный материал выглядит предельно важным, ответственным; это не вставные куски или иллюстрации, но материал, естественно вплетенный в «рассуждение вслух» в звучащую речь (без чего она просто немыслима). Ряд соображений об использовании вспомогательных элементов оратором коммуникатором:
· определения и сравнения получают важную роль не иллюстративного, но активно стимулирующего внимание материала: сужающего или расширяющего предмет обсуждения. (Определение, уточняя понятие, «сужает» его смысл, делает более «определенным»; сравнение же, используя образ, притчу, намеренно «расширяет» смысл, раздвигает круг внимания к явлению или идее, привносит философический смысл);
· использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);
· цитаты и цифры трудны для представления устным путем и, чтобы не сбивать с толку аудиторию, требуют особой обработки, пояснений, атрибутирования (расшифровки источника);
· ссылки на авторитет легко могут оказаться лазейкой для манипулирования (древнейший манипулятивный прием: спрятаться от оппонентов за «спину» власть предержащего, непререкаемого в данной ситуации /«САМ сказал!»/): а ссылки на опыт аудитории («как известно..», «мы все знаем, что..» и т.п.) часто как бы делают «ненужными» доказательства…
· из разряда вспомогательных материалов желательно исключать наглядные пособия, по крайней мере быть осторожными с ними (не злоупотреблять проектором; «картинки», отвлекающие от общения, оставить на потом, или напротив, предварить ими речь)
Целесообразность вспомогательного материала в речах связана:
во-первых, с необходимостью бороться с прерывистостью внимания, необходимостью «приманок для слуха»: всего любопытного, обескураживающего, неожиданного;
во-вторых, с необходимостью коррекции смысла, внятности того, что воспринимается на слух. Вспомогательные элементы речи – это и популяризация и уточнения, корректирущие смысл;
в третьих – с необходимостью обработки незнакомого в свете знакомого; вспомогательные элементы речи (особенно, примеры) способствуют эффекту узнавания (сведений и идей), столь важного для поддержки общения
Примечание:
К теме «Вспомогательный материал речи» см. также Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. 6. («Вспомогательный материал»)
К темам: «Вступления, предвступления, заключения», помимо лекционного материала, см. также Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 3. Раздел 3.5.1 («Вступления») Раздел 3.5.2 («Заключения»)
Повторим: цели и задачи всех, любых (в любой форме) речей коммуникатора связаны с активной помощью аудитории в социальной ориентации.
Пропаганда переводится в план рассуждения, переходящего в обсуждение. Для этого предлагается временное лидерство выступающего при демократическом взаимодействии всех участников общения.