Лекции.Орг
 

Категории:


Электрогитара Fender: Эти статьи описывают создание цельнокорпусной, частично-полой и полой электрогитар...


Как ухаживать за кактусами в домашних условиях, цветение: Для кого-то, это странное «колючее» растение, к тому же плохо растет в домашних условиях...


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...

ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН



И СОВРЕМЕННОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Классическая риторика разработала канон (образец), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов, в соответствии с которыми называются разделы риторики.

1. Инвенция (лат. Inventio - «нахождение», «изобретение»). На этом этапе отбирается материал для будущего сообщения, формируются цель, тема и тезис речи.

2. Диспозиция (лат. Dispositio — «расположение», «развертывание»). На данном этапе оратор продумывает композицию речи, состоящую из вступления, основной части и заключения.

3. Элокуция (лат. Elocutio — «украшение», «словесное оформление мысли»). Этот раздел разработал множество риторических фигур и тропов, с помощью которых можно придать речи яркость, глубину и выразительность, усилив ее воздействие на аудиторию.

4. Мемория (лат. Memoriа — «память»). Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. Фактически владение меморией должно обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него «банка данных» и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений.

5. Акция (лат. Actio — «действие»). Это основы правильного, выразительного произнесения речи перед публикой, а также искусство взаимодействия оратора и аудитории.

Современная риторика дополняет классический риторический канон необходимым шестым этапом.

6. Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад, отражение). Анализ произнесенной речи. Оратор анализирует, каких целей ему удалость достичь, а каких нет, и почему. Основная задача рефлексии – устранить недочеты и ошибки в речи, чтобы не повторять их во время следующего публичного выступления.

 

ИНВЕЦИЯ

Итак, любая речь начинается с изобретения содержания, иначе инвенции. На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.

Тема речи

Приступая к работе над содержанием речи, ее составитель должен четко сформулировать тему речи (о чем речь) и ее тезис (основная мысль). Кроме того, определить цель речи – какого результата он хочет достичь. В зависимости от этого выбирается стратегия убеждения и средства воздействия на аудиторию. Все это вместе называется замыслом речи.

Требования к теме речи:

· Тема должна быть интересной для оратора.

· Тема должна быть известной оратору. Цицерон: «Я спрашиваю, можно ли говорить за военачальника или против него без опытности в военном деле или без знания расположения суши и моря? Можно ли говорить перед народом о принятии или отклонении законов без глубокого знания и понимания государственных дел?»

· Тема должна быть интересной и важной для аудитории.

Тезис

Тезис – это основная мысль речи, которую автор стремится доказать при помощи аргументов. Тезис – положение, которое нуждается в доказательстве (в отличие от темы).

Аристотель отмечал такое важное качество тезиса, как его конфликтность. Тезис – это положение, которое не согласуется с общепринятым, или по поводу которого имеются разные мнения. Если аудитория согласна с мыслью оратора, нет необходимости ее убеждать.

Цицерон: «Когда я полностью изучу все обстоятельства дела, я сейчас же соображаю, какой в нем вопрос спорный». Именно на нем должно быть сосредоточено внимание оратора.

Тезис соотносится с проблемой. Фактически это решение проблемы, предложенное оратором.

Основные принципы формулировки тезиса:

· Тезис должен быть сформулирован таким образом, чтобы его можно было раскрыть в рамках речи полностью.

· Тезис лучше формулировать так, чтобы он был понятен для аудитории и мог быть схвачен сразу, без усилий.

· Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Спорный тезис необходимо смягчить, чтобы он был принят аудиторией.

Цель речи

Цель речи – результат, к которому стремится оратор.

Цель может быть общей и частной. Общая цель – сообщить, побудить, убедить, расположить к себе кого-то.

Частная цель – конкретная формулировка, тесно связанная с тезисом речи. К примеру, убедить аудиторию голосовать на выборах за конкретного кандидата.

Анализ аудитории

Приступая к работе над речью, оратор должен определить, перед какой аудиторией ему придется выступать. От этого зависит, как сформулировать тезис, о чем говорить, а о чем умолчать, что будет уместно в речи, а что неуместно.

Что необходимо учитывать?

· Повод собрания аудитории. Есть ли у людей конкретный повод для собрания или общий интерес? Или это случайная аудитория (в социологии – толпа).

· Однородность аудитории (возраст, социальное положение, род занятий, уровень образования, увлечение). Однородная и неоднородная аудитория (использовать нейтральные темы, прием: все мы разные, но нас объединяет…).

· Социально-культурные характеристики (национальность, гражданство, возраст, пол, социально положение). При общении учитывать эти характеристики.

· Интеллектуальные характеристики. В аудитории с невысоким уровнем образования – опора на эмоциональное воздействие и наглядность. С высоким – на логику.

· Количественные характеристики. При общении с небольшим количеством людей важно учитывать их личностные особенности. При общении с большой аудиторией – опираться на стереотипы, отражающие типичные характеристики людей.

 

Основные фазы инвенции

На этапе инвенции оратор, отбирая материал для будущей речи, проходит три фазы.

Фаза ориентации.

На этом этапе рождается первый, предварительный план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. На данном этапе следует отчетливо представлять себе лишь общее направление сообщения, не углубляясь в частности. Автор

работает с эмпирическим материалом – данные из области вербальной или реальной действительности.

Фаза выбора.

Фаза выбора призвана решить, что из собранного материала заслуживает пристального внимания автора в связи с замыслом речи.

В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:

• главное — второстепенное

• существенное — несущественное

• старое — новое

• известное — неизвестное

• общепринятое — оригинальное

• понятное — непонятное.

В фазе выбора автор начинает работать с энциклопедическим материалом: словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами. Таким образом, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную.

Фаза погружения

Последний этап в процессе инвенции – этап последовательной разработки темы. Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного происхождения (эмпирического и энциклопедического), «наведение мостов», устранение противоречий.

Итак, на этапе инвенции,

во-первых, происходит определение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение;

во-вторых, тема предстает как единство определенного количества аспектов, которые могут быть представлены на разном уровне глубины,

в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение.

Инвенция отвечает за то, что подготовленный материал отобран, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение призвана диспозиция.

 

 

ДИСПОЗИЦИЯ

Еще древние риторы сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представляет собой науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс.

Диспозиция (в пер. с лат. «развертывание») – это искусство организации сообщения, т.е. создание композиции публичной речи.

Основные требования к диспозиции:

• установить четкое деление сообщения на части;

• обеспечить внутреннюю связность между частями.

В современной риторике требования к композиции речи во многом остались теми же, что и в классической риторике. Универсальная композиционная схема: вступление, основная часть, заключение речи.

Вступление к речи

В конце XIX в. Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи.

Таким образом, вступление — это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, как воспримут оратора слушатели.

Во вступлении оратор должен решить следующие задачи:

o показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным;

o настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

· а) вызвать интерес и благожелательное внимание;

· б) установить контакт;

o подготовить аудиторию к восприятию речи:

· а) пояснить намерения;

· б) сформулировать задачу;

· в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться.

Специфика именно риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление.

Типы вступлений

С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.

Естественное начало. Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления тесно связано с содержанием речи, представляет его. Этот тип хорош для деловой речи и в доброжелательно настроенной аудитории. Самыми распространенными разновидностями естественного начала в современной ораторской практике можно считать следующие:

а) Сообщение причины, заставившей оратора выступить с речью. б) Сообщение цели выступления.

г) Постановка проблемы. Ср.: "Уважаемые депутаты! Я хотел бы привлечь особо ваше внимание к проблеме правового обеспечения экономических преобразований. Я думаю, что этот вопрос имеет стратегическое значение, и полагаю, что если не будет должного правового обеспечения реформы, то не будет никакой реформы." (В.Ф. Яковлев)

е) Исторический обзор. К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчеркивает его продуманность, весомость.

Для активизации усталой или рассеянной аудитории возможно применение дополнительных средств привлечения внимания вместе с естественным началом. К ним относятся:

а) Парадокс. Хороший прием для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. Главное назначение парадокса — служить показателем неполноты знаний.

б) Ироническое замечание или шутка, связанные с содержанием речи. Возможно в разных случаях, но особенно эффективно тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу собрания. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории и ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям.

в) Вопрос к аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию. Ср.: "Уважаемые коллеги! Я хочу задать вам всего один вопрос: почему наши прекрасные, трудолюбивые, бесконечно терпеливые женщины перестают рожать детей? (В.А. Тихонов)

Искусственное начало, или, как говорили риторы прошлого, — начало с предосторожностью. Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью. Однако такое вступление нельзя считать зачином, поскольку, хотя формальной связи с основной темой и нет, внутренняя, часто метафорическая связь обязательно присутствует. Искусственное начало больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательны, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики или, что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Оригинальное начало кроме того должно давать эмоциональный ключ к пониманию всей речи.

Вот как определял особенности начала с предосторожностью известный судебный оратор А.Ф. Кони: "Этих зацепляющих внимание крючков — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п… Чтобы открыть такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью."

Фактически все формы искусственного начала являются средством привлечения внимания, по содержанию же они обычно сводятся к формулированию проблемы, которая будет решаться в речи. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала для агитационной речи чаще всего используются следующие разновидности:

а) Притча, легенда, сказка. Необходимо помнить, что это должна быть связанная с темой речи притча или сказка. Ее мораль должна помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратор обязан сам обосновать эту связь. Ср.: "Товарищи судьи! В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся обвинителю и защитнику." (Я.С. Киселев)

б) Афоризм. Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории. Ср., например, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: "Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите — колеблется, но не тонет — гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…" — Сведения о гербе Парижа — гонимый волнами кораблик с латинской надписью "колеблется, но не тонет" — я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший “оттуда”, свободно говорит по-французски, улыбается, шутит, и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дени я понял, что началом он доволен."

в) Аналогия. В этом случае оратор использует фигуральную аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Ср.: "Глубокоуважаемые депутаты! Я хотел бы поздравить вас с началом учебного года в пятилетнем политическом университете на факультете "Демократизация парламентским путем". (Г.-И.А. Какарас)

г) Ироническое замечание или шутка, не связанные с содержанием речи.

ж) Оценка аудитории. Чаще используется положительная оценка и даже лесть аудитории, что обычно направлено на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме. Ср.: "В нашей стране справедливо принято называть писателей инженерами человеческих душ. Мне кажется, что с не меньшим правом следовало бы назвать инженерами человеческих душ и вас, судей. Какие только люди ни проходят перед вами! Какие только конфликты вам ни приходится разрешать! " (М.С. Киселев)

Кроме естественного и искусственного начала в ораторской практике иногда используется так называемое внезапное начало, когда оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство.

"Как это обыкновенно делают защитники, я по настоящему делу прочитал бумаги, беседовал с подсудимым и составил себе программу о чем, что и зачем говорить перед вами. Думалось, о чем будет говорить прокурор, на что будет особенно ударять, где в нашем деле будет место горячему спору, — и свои мысли я держал про запас, чтобы на его слово был ответ, на его удар — отраженье. Но вот теперь, когда г. прокурор свое дело сделал, я вижу, что мне мои заметки надо бросить, программу изорвать. Я такого содержания речи не ожидал." (Ф. Н. Плевако)

Нередко внезапное начало не является импровизацией, а готовится заранее. Но и в этом случае оно должно выглядеть как непосредственная реакция на события в момент произнесения, а не как домашняя заготовка. Таков, например, известный приступ Цицерона в речи против Катилины, в присутствии которого оратор как бы вышел из себя: "Доколе же, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?"

Начинающему оратору лучше избегать такого типа вступлений, так как для создания удачного внезапного начала требуется большой опыт и эрудиция.

 

Заключение речи

О том, каким должно быть заключение, писал А.Ф. Кони: "Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего."

Каковы задачи и функции заключения? Первое требование — речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать разработку новой проблемы. Эту особенность риторического заключения подметил А.Ф. Кони и изобрел очень точный термин — речь должна «закругляться», т. е. возвращаться мыслью к началу, как бы напоминая слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли.

С точки зрения расположения риторических элементов, в заключении следует подвести итог обоснованию тезиса, кратко суммировать все, что успел сказать оратор, выделяя главное, ради чего было организовано общение, желательно в такой форме, которая запоминается.

Специфика построения заключения

Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике.

1. Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи (суммирующее заключение). Ср.: "Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя." (А.Ф. Кони)

2. Показать пути выхода из проблемы, наметить возможные перспективы (типологизирующее заключение). Ср.: "В заключение вот что еще хочу сказать. Сегодня в обществе существует значительная напряженность. Она выплескивается в дискуссиях, на митингах. Но я уверена, что выход есть, и он — в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил." (З.П. Пухова)

3. Эмоционально покинуть речевую ситуацию (апеллирующее заключение, апелляция в пер. с лат. «обращение»).

Здесь часто появляются различные средства выразительности, позволяющие усилить воздействующую силу речи:

– цитаты. "Те, у кого есть настоящий запал в сердцах и желание трудиться по-настоящему, — те и будут расти преодолевая все и всяческие трудности, стоящие на пути большого искусства. Помните, как говорил Маяковский: “Где, когда, какой великий выбирал путь, чтоб протоптаннее и легче?” (А.А. Фадеев)

– сравнения. "Почему мы выиграли Великую Отечественную войну? Потому что у всех нас было и желание общей победы, и чувство общего врага. Не будем искать сейчас врагов друг в друге, ибо у всех нас общие враги — это страшные стихийные бедствия, национальные конфликты, экономический кризис, экологические беды, бюрократическая трясина." (Е.А. Евтушенко)

– парадоксы. "Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я никогда ничего не прошу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство — самое страшное преступление именно потому, что оно зверское, что в нем исчезает образ человеческий. А между тем, как это ни странно, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем." (С.А. Андреевский)

– лозунги и призывы. "Никогда не забывайте, что для того, чтобы распахнуть двери к свету и знанию для всех вас без исключения и навсегда оставить эти двери открытыми, много положили сил и много пролили крови ваши предки, ваши деды, отцы и матери, старшие братья и сестры. Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!" (М.А. Шолохов)

В заключительной части речи выделяются два элемента: заключение и концовка. При этом заключение понимается как содержательное завершение речи, концовка же представляет собой мало связанную с содержанием речи часть, содержащую этикетные формулы, посторонние замечания или информацию и т. п., помогающую оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе. Наличие или отсутствие концовки зависит от реальных обстоятельств, в которых произносится речь.

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса, предпринятому в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, "зацеплять страсти", рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно — разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав наиболее оптимальный вариант, краткий по форме, емкий по содержанию. Как говорил выдающийся государственный деятель и оратор М.М. Сперанский, "делать заключения сухие и холодные, значит, терять плод своего слова."

 

 





Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2018 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Античний риторичний канон. Основи формування промови
  2. Билет 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии
  3. Билет 30. Элокуция как этап риторического канона. Функция тропов и риторических фигур в публицистическом тексте
  4. В восприятии Цицерона. Педагогико-риторический идеал Квинтилиана
  5. Визначте місце понять «стиль», «канон», «традиція»
  6. ГНОСТИЦИЗМ И КЛАССИЧЕСКИЙ УМ
  7. Древнегреческая культура: периоды архаики, классический и эллинизм
  8. Задачи для самостоятельного решения. 1. Привести уравнения кривых к каноническому виду и построить линии, определяемые уравнениями:
  9. И-цзинь-цзин. Канон изменения мышц и сухожилий
  10. Как метко заметил один американский критик: «Хореография Баланчина - это классический балет, вывернутый наизнанку»
  11. Канон выявления Изначального
  12. Каноническое уравнение прямой


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.