Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие риторики на современом этапе




расцвет риторики пришелс€ на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлема€ часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.

—егодн€ развитие риторики св€зано с общественными изменени€ми. ¬остребованы умение выступать публично с речью, презентацией, докладами на конференци€х и форумах, мастерство ведени€ деловых переговоров и практика аргументации.

 

–иторика как учебна€ дисциплина преподаетс€ на гуманитарных, юридических (риторика дл€ юристов) и международных (политическа€ риторика) факультетах, а также на отделени€х Ђсв€зи с общественностьюї, Ђжурналистикаї.  роме того, в последние годы по€вилось множество частных школ, курсов и тренингов по риторике. ѕреподавание ведетс€ с опорой на классические традиции риторики и одновременно максимально приближено к практике, с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов.

¬иды красноречи€

-социально-политическое

-академическое

-судебное

-духовное

-социально-бытовое

 

(не уверен, что она давала: дипломатическое, военное, педагогическое и Ђразговор с самим собойї)

—оциально-политическое красноречие

-ƒоклады на политические и экономические темы, митинговые речи, политические обзоры. ѕри составлении такого рода речи нужно делать ставку на факты, точные показатели и данные, актуальные социальные проблемы

јкадемическое красноречие

-–азличные научные доклады, обзоры, лекции и обзоры. ’арактерной чертой этого вида €вл€етс€ высокий уровень научности выступлени€, эмоциональность, €ркость, нагл€дность и доступность изложени€.

—удебное красноречие

-–ечи адвокатов и обвинителей в суде, а также защитные речи обвин€емых. √лавной целью таких выступлений служит формирование определенных нравственных позиций у суда, на основании которых и будет выноситьс€ приговор.

ƒуховное красноречие

-ѕроповеди и речи на соборах. ќсобенностью €вл€етс€ наличие воспитательного элемента и обращени€ к внутреннему миру человека.

—оциально-бытовое красноречие

-ѕоздравлени€, соболезновани€, Ђсветское щебетаниеї. «десь стиль речи легкий доступный, нередко использование различных речевых клише.

‘ункциональные стили речи

-система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общени€; разновидность литературного €зыка, выполн€юща€ определенную функцию в общении.

 

-Ќаучный

-ќфициально деловой

-ѕублицистический

-–азговорный

-’удожественный

25. ‘ункционально смысловые типы речи.

ѕрин€то выдел€ть три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение.

ѕовествование Ч рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, €влении, протекающем во времени.

¬ повествовании обычно можно определить место и врем€ действи€, действующее лицо, хронологическую последовательность происход€щего. Ёто рассказ о том, что произошло. ƒл€ повествовани€ характерно (хот€ и не об€зательно) употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

ќписание Ч это тип речи, при помощи которого изображаетс€ какой-либо объект или €вление действительности путем перечислени€ его посто€нных или одновременно присутствующих признаков или действий.

„аще всего описываютс€ внешность или личные качества персонажа, пейзаж, интерьер, место и врем€ действи€ (например, город и эпоха).

≈сли в тексте рассказываетс€ о регул€рно повтор€емых действи€х (например, описываетс€ типичный день персонажа), то это описание, а не повествование.

–ассуждение Ч р€д мыслей на какую-либо тему. ¬ таком тексте излагаетс€ точка зрени€ говор€щего и привод€тс€ аргументы за или против этой точки зрени€.

¬ рассуждении высказываетс€ точка зрени€ автора или героев, излагаютс€ причинно-следственные св€зи событий или €влений, обосновани€, доказательства или опровержени€ какой-либо мысли. „асто рассуждение заканчиваетс€ выводом.

26. —труктура ораторской речи

 лассическа€ структура речи состоит из: вступлени€, доказательства и заключени€. ” каждой из этих частей - свои функции. ” вступлени€ - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложени€. ” доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построени€ и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. ” заключени€ Ц закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

27.  омпозици€ ораторского выступлени€

—амой распространенной структурой речи €вл€етс€ структура, состо€ща€ из вступлени€, основной части и заключени€.  омпозици€ выступлени€ мен€етс€ в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

ѕубличное выступление об€зательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Ёто необходимо дл€ удобства, как оратора, так и слушателей. ќратору удобно переходить от темы к теме, слушател€м удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

—труктура Ч это составные части выступлени€ и их расположение относительно друг друга.

¬о вступлении обычно ставитс€ проблема, сообщаетс€ основна€ мысль; в основной части привод€тс€ аргументы и доказательства; в заключении подвод€тс€ итоги, повтор€етс€ главна€ мысль, содержитс€ призыв к аудитории.

¬о вступлении различают зачин (цель Ч подготовить аудиторию к воспри€тию, заставить слушать, привлечь внимание) и зав€зку (цель Ч объ€снить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждени€ вопроса).

ќсновна€ часть содержит аргументацию тезиса.

«аключение может включать напоминание (цель Ч напомнить основной тезис, вернутьс€ к исходной проблеме), обобщение (цель Ч сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель Ч вызвать реакцию слушателей).

¬ажнейшим требованием, которым должно удовлетвор€ть вс€кое публичное выступление, €вл€етс€ следующее: в нем должна обнаруживатьс€ структура (логика), пон€тна€ слушател€м.

28. изобретение, расположение, аргументаци€ в ораторской речи

— античных времен в риторике прин€то выдел€ть п€тиступенчатую схему этапов подготовки речи:

Х изобретение

Х расположение

Х выражение

Х запоминание

Х произношение

I. Ќа этапе изобретени€ оратор должен:

Х определить ÷ель и вид речи;

Х вы€вить ”ровень подготовки и де€тельность свои и слушателей;

Х отобрать информацию дл€ раскрыти€ темы, выделить наиболее значимое дл€ сообщени€;

Х решить, ѕисать ли текст выступлени€?

II. Ќа этапе расположени€ выступающий должен:

Х —оставить план;

Х выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;

Х продумать, какие будут ¬ступление, основна€ часть выступлени€, заключение;

Х определить переходы от одной части к другой;

Х решить, какие ѕриемы изложени€ и объ€снени€ материала будут использоватьс€.

III. Ќа этапе выражени€ оратор должен:

Х определить, какие »зобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

Х продумать, как будет удерживатьс€ интерес аудитории;

Х продумать ѕриемы привлечени€ внимани€ аудитории.

IV. Ќа этапе запоминани€ оратор должен:

Х решить ¬ыступать с опорой на текст или без записей?;

Х запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрыти€;

Х ѕрорепетировать свое выступление

V. Ќа этапе произнесени€ оратор должен:

Х ”становить и поддерживать контакты с аудиторией;

Х знать психологию слушателей;

Х обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говор€щего;

Х продумать —пособы борьбы со страхом и волнением;

Х проанализировать удачные и неудачные ¬ыступлени€ других ораторов;

29.фигуры речи

‘игу́ра ре́чи Ч термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, измен€ют еЄ эмоциональную окраску. ‘игуры речи служат дл€ передачи настроени€ или усилени€ эффекта от фразы, что повсеместно используетс€ в художественных цел€х как в поэзии, так и в прозе.

‘игуры:

‘игуры слова:

‘игуры прибавлени€: разного рода повторы, точные и неточные: анадиплосис, мезархи€, анафора, эпифора, симплока, градаци€, полиптотон, многосоюзие, плеоназм

‘игуры убавлени€: эллипсис, бессоюзие, зевгма

‘игуры перестановки (размещени€): параллелизм (виды: антитеза, изоколон, гомеотелевтон), инверси€ (включа€ гипербатон), хиазм, парентеза

‘игуры мысли:

риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание, оксюморон

“ропы:

метафора, метоними€, синекдоха, катахреза; аллегори€, перифраза, эпитет, ирони€, гипербола, литота, парономази€, олицетворение

30. риторические средства выражени€ в ораторской речи

“ропы-—редства речевой выразительности усиливающие эффект высказывани€

Ёпитет- ќбразное определение

—равнение- —опоставление двух €влений с целью по€снить одно с помощью другого

ћетафора- —лово или выражение употреблЄнное в переносном значении

ћетоними€- Ќа основе внешней и внутренней св€зи двух предметов

—инекдоха- –азновидность ^ основанна€ на перенесении значени€ с одного €влени€ на другое по признаку количественного отношени€ между ними

√ипербола- преувеличение

Ћитота- преуменьшение

јллегори€- иносказательное изображение отвлечЄнного пон€ти€ при помощи художественного образа

ќлицетворение- ѕеренесение свойств человека на неодушевлЄнные предметы





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 802 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1577 - | 1429 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.