Реформы, которые проводили в Древнем Риме братья Гракхи, были вызваны необходимостью остановить обнищание крестьянства с целью сохранения высокой боеспособности римской армии в условиях нарастающих восстаний рабов и войн с внешними врагами….
- выступали с речами в полит борьбе
- сохр фрагменты особо Гая
Тиберий впервые исп. приём ДЕКОРУМ - умение выбирать стиль и слова, не говорить высоким трагедийным языком о низких и простых вещах и наоборот
Гай впервые исп. приём СУБЪЕКЦИО - воображаемый диалог с противником:D или диалог с самим собой
Реформы, которые проводили в Древнем Риме братья Гракхи, были вызваны необходимостью остановить обнищание крестьянства с целью сохранения высокой боеспособности римской армии в условиях нарастающих восстаний рабов и войн с внешними врагами.
Братья ТИБЕРИЙ и ГАЙ ДРАГХ.
- выступали с речами в полит борьбе
- сохр фрагменты особо Гая
Тиберий впервые исп. приём ДЕКОРУМ - умение выбирать стиль и слова, не говорить высоким трагедийным языком о низких и простых вещах и наоборот
Гай впервые исп. приём СУБЪЕКЦИО - воображаемый диалог с противником:D или диалог с самим собой. Выдающимся оратором был Гай Юлий Цезарь (100-44 pp до н.э) - основатель Римской империи, военный полководец, политик, писатель Его речи достигали уровня речей Цицерона, но он не придавал им такого го большого значения, как это делал Цицерон, и не сохранил их Внимание Цезаря больше привлекали политика и государственного О его ораторский талант свидетельствует такой факт Во время гражданской войны между Цезаре м и сенатом восстали легионеры Хотя друзья отговаривали Цезаря, но он смело вышел к восставшим, дал солдатам освобождения, а затем обратился к ним словом \"граждане!\" militas!) И этим единственным, искусно произнесенным словом, искренностью и уважением он привлек их к себе Воины начали кричать, что хотят ему верно служить, и добровольно шли за ним в Африку, хотя он и отказа влявся от их помощи Возможно, потому, что Цезарь рассматривал риторику не как искусство, не как самодостаточную науку, а как средство для достижения политических целей - власти, его речи не было особых в изысканных украшений, как это мы видели в речах Цицерона, а были естественными, полными Современное, живого интереса к конкретным событиям,
-Записки о Гальской войне (о себе же в третьем лице) Он смог в них отразить историю/обычаи народов Европы.
Став консулом Цезарь стал раздавать протоколы сената и римского народа еженедельно,положив начало журналистике
9 Риторические трактаты Цецерона
Примечание. В скобках указана дата создания
• De inventione О нахождении материала
• De oratore Об ораторе
• О наилучшем роде ораторов
• Брут
• Оратор
• Топика
•
(начал делить философов и ораторов)
10 Образ оратора по Цицерону:
по мнению Цицерона, оратор должен прежде всего обладать природными способностями – умением свободно владеть речью (linguae solutio), звучностью голоса (vocis sonus), силой груди (1аtera), крепким телосложением (vires), известной пропорциональностью в форме лица и тела (conformatio et figura) (Об ораторе, I, 114). Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке (diligentia) в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться (diligentia) немножечко места остается для теории (ars)»
Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора.
В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования
Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия.
-Оратор должен владеть всеми тремя стилями речи: «судебный, политический,
Оратор должен обладать философским и научным образованием
Оратор должен владеть риторической техникой
11.Речи Сенеки
Художественные
• 54 Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия»
• трагедия «Агамемнон»
• трагедия «Безумный Геркулес» или «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
• трагедия «Троянки»
• трагедия «Медея»)
• трагедия «Федра»
• трагедия «Фиест» (
• трагедия «Финикиянки»
• трагедия «Эдип» (Oedipus)
• трагедия «Геркулес на Эте»
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.
Эпиграммы
• О простой жизни.
• Родине о себе.
• О благе простой жизни.
• О богатстве и бесчестии.
• О начале и конце любви.
• О смерти друга.
• О развалинах Греции.
• О звоне в ушах.
Другие
• «О милосердии»
• «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
• «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
• «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луци