Риторическим построением называется метод создания высказывания. Высказывание является частью аргументации, и поэтому замысел высказывания подчинен общим задачам аргументации. Риторическое построение как метод рассчитано на создание высказывания не только как элемента аргументации, но и как литературного произведения. Традиционно риторическое построение включает пять последовательных частей или шагов: изобретение, расположение, элокуцию, память, действие.
Изобретение — создание высказывания на уровне замысла. В процессе изобретения автор обнаруживает проблему, определяет предмет мысли, открывает идею высказывания как ход решения проблемы, выдвигает предложение, находит нужные аргументы и разрабатывает содержание высказывания. Высказывание приобретает смысловую завершенность — замысел становится целесообразным.
Цель риторического изобретения.не открытие новых идей и не выражение мнений автора, но создание замысла целесообразного высказывания, предназначенного конкретной аудитории в конкретных обстоятельствах. В основе правильно построенного высказывания, независимо от его объема, жанровой принадлежности, формы публикации, лежит одна идея, которая должна быть отчетливо сформулирована. Если у автора нет ясного представления о том, что он предлагает аудитории, ему не удастся развернуть последовательную аргументацию.
Сформулированная мысль, из которой в ходе риторического построения развертывается высказывание, представляет собой предложение (пропозицию), т. е. идею, предлагаемую ритором для обсуждения. Предложение может быть утверждением, правилом, постановкой или решением проблемы, оценкой факта.Существенно, что само слово «предложение» означает предмет обдумывания и возможного согласия.Предложение (риторический и грамматическим термин) является завершенной грамматически оформленноймыслью, в составе которой имеются подлежащее (субъект), сказуемое (предикат), дополнение (объект),определение (характеристика имени), обстоятельство (характеристика действия или состояния). Эти
синтаксические отношения обусловливают смысловую определенность предложения и возможность его развертывания в высказывание.
Соответственно, изобретение разделяется на два этапа: (1) создание замысла высказывания, которое завершается формулировкой предложения, и (2) нахождение поля аргументации, его анализ и разработку в виде развертывания аргументов, которые послужат материалом расположения и элокуции.
В ходе речевой деятельности ритора в представлении аудитории складывается его
устойчивый образ. Аудитория оценивает каждое новое выступление ритора исходя из этого сложившегося образа. Образ ритора складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и эгоса.
Пафос — эмоционально-волевой аспект образа ритора. Мысль-воление образует замысел высказывания: ритор усматривает проблему, предлагает ее решение и стремится обосновать и реализовать его. Пафос направляет и организует волю аудитории к решению, поэтому тематика творчества ритора в сочетании с эмоционально-оценочным образом предмета речи, который ритор создает в аудитории, составляет пафос. (Нрав говорящего, его цели и задачи).
Пафос не выражение эмоционального состояния ритора. Ритор использует речевую технику, создающую эмоциональный образ предмета речи, в рамках которого формируются ораторские страсти — оценки предмета речи в его отношении к предложениям ритора. Проявление индивидуальности ритора возможно только через пафос: высказывание отличается
от других и выделяется в общем потоке речи не новыми идеями, которые возникают редко; не приемами обоснования, которые воспроизводятся в аргументации; не этичностью, которая уподобляет ритора аудитории; но именно пафосом, побуждающим аудиторию переживать предмет речи и предложение ритора.
Логос — интеллектуальный аспект образа ритора. Для реализации замысла в слове ритор использует радикальные средства убеждения, совокупность которых создает представление о его индивидуальной культуре и интеллектуальных ресурсах. Богатство и разнообразие словаря, состав общелитературной, книжной, специальной, научной, философской или просторечно-разговорной лексики, определенность и точность понятий, использование синтаксических конструкций письменно-литературной или разговорно-бытовой речи, правильность, чистота, лаконичность, связность и плавность речи, владение композиционно-речевыми формами описания, повествования, рассуждения, логическая правильность, определенность, последовательность, доказательность аргументации, композиционная стройность и целесообразность, уместность и завершенность высказывания — все это составляет логос ритора. Высокий логос создает авторитет ритора и организует аудиторию, ориентируя ее на компетентную оценку речи.
Этос — этический аспект образа ритора. Поступки и высказывания ритора должны соответствовать нравственным идеалам общества к требованиям, которые аудитория предъявляет к уместности, замыслу, содержанию и форме публичной речи с точки зрения своего мировоззрения, целей и интересов. Этос ритора складывается как соответствие речи нормам духовной нравственности, права, общественной морали и профессиональной этики, обычаями этнической морали, правилам речевого этикета. Но важнейшей составляющей риторического этоса является соответствие ритора представлениям аудитории о собственной безопасности, которая и проявляется в так называемых ораторских нравах. Слово — инструмент власти, и чем оно совершеннее, тем эффективнее. (уважение к аудитории).
Аргументация в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и как свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.