Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онструктивный альтернативизм




“еперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировоспри€ти€, оказалось, что теори€ ƒжорджа  елли, по€вивша€с€ в 1955 году, необычайно опередила свое врем€. Ћежащий в основе философии  елли конструктивный альтернативизм дает люд€м поразительное количество возможностей дл€ выбора альтернативы банальному. ‘актически эта философи€ даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

 ак доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, Ђчто все наше современное толкование мира нуждаетс€ в пересмотре или заменеї (Kelly, 1955, р. 15). Ќичто не св€то и ничто не оставл€ет неизгладимого следа. Ќе существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно и непреложно Ђвернымиї. ¬се изменитс€, если люди просто посмотр€т на мир с другой стороны.  елли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой Ђне может быть двух мненийї. ќсознание человеком действительности Ч это всегда предмет дл€ истолковани€. ѕо мнению  елли, объективна€ реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. —ледовательно, ничто не посто€нно и не окончательно. ѕравда, как и красота, существует только в сознании человека.

ѕоскольку факты и событи€ (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолковани€. ƒл€ примера рассмотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. „то это означает? ‘акт прост: деньги вынуты из кошелька. ќднако, если мы попросим детского терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное объ€снение чувств девочки по поводу непри€ти€ ее матерью, которое, возможно, возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должна оставатьс€ дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру. ≈сли мы спросим у матери, та может сказать, что ее дочь Ђплоха€ї и ей не стоит довер€ть. ќтец девочки может предположить, что она Ђнедисциплинированна€ї. ƒедушка может рассматривать этот факт как детскую проказу. ј сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. ¬ то врем€ как само событие (присвоение денег) отрицать невозможно, его значение открыто дл€ альтернативного истолковани€. —ледовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон. Ћюд€м предоставл€етс€ великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.  елли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: Ђ...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодн€ сталкиваемс€ с фактами, которым можно дать столько объ€снений, сколько в состо€нии придумать наш разумї (Kelly, 1970, р. 1).

»нтригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов јристотел€. јристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: ј есть ј. ¬ещь в себе и вне себ€ переживаетс€ и интерпретируетс€ одинаково каждым человеком. Ќапример, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. »з этого следует, что факты социальной реальности одинаковы дл€ всех.  елли же полагает, что ј Ч это то, что индивид объ€сн€ет как ј! –еальность Ч это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрени€. “огда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведени€ человека. ѕытаемс€ ли мы пон€ть поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу ¬селенной, всегда существуют Ђконструктивные альтернативыї, открытые дл€ нашего разума. Ѕолее того, концепци€ конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. ћы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толковани€ действительности. ќднако в то же врем€  елли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событи€ми. “о есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивна€ теори€ построена на стыке свободы и детерминизма. √овор€ словами  елли: Ђƒетерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определ€ет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другогої (Kelly, 1955, р. 21).

Ћюди как исследователи.

 ак уже говорилось,  елли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. “еори€ конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позвол€ют люд€м пон€ть психологическую сферу своей жизни. Ёто приводит нас к модели личности  елли, основанной на аналогии человека как исследовател€. ј именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытаетс€ предвидеть и контролировать событи€ жизни. –азумеетс€,  елли не утверждал, что каждый человек буквально €вл€етс€ ученым, который наблюдает какие-то €влени€ природы или социальной жизни и использует сложные методы дл€ сбора и оценки данных. “ака€ аналоги€ чужда его точке зрени€. Ќо он все-таки предположил, что все люди Ч ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и след€т за тем, подтверд€тс€ они или нет, вовлека€ в эту де€тельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска (Kelly, 1963). “аким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука €вл€етс€ квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. ÷ель науки Ч предсказать, изменить и пон€ть событи€, то есть основна€ цель ученого Ч уменьшить неопределенность. Ќо не только ученые Ч все люди имеют такие цели. ћы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

„тобы проиллюстрировать эту модель поведени€ человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра зан€ти€ ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о Ђрепутацииї профессора). ќсновыва€сь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может восприн€ть и интерпретировать профессора как Ђбеспристрастногої.  елли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка Ђистолковываетї (или видит) беспристрастность профессора. ¬ сущности, что происходит? —тудентка развивает гипотезу о профессоре, котора€ поможет ей предвидеть и контролировать событи€, св€занные с курсом, который ведет этот профессор. ≈сли гипотеза студентки окажетс€ Ђправильнойї, можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы дл€ чтени€, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. ќднако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличатьс€ от этих предположений, студентке потребуетс€ альтернативна€ гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор Ч педантичный зануда или что-то в этом роде). ƒело в том, что студентка (как и мы все) нуждаетс€ в надежных и устойчивых способах предвидени€ событий, вли€ющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

<¬ начале семестра студенты стро€т предположени€ относительно предсто€щей работы на курсе, основыва€сь на ограниченном наблюдении поведени€ своего преподавател€.>

–азвива€ свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого,  елли был поражен различием между точкой зрени€ психолога на свое собственное поведение и его позицией при объ€снении поведени€ субъектов исследовани€. ќн описывает это различие следующим образом.

Ђѕсихолог как бы говорит себе: Ђя Ч психолог, следовательно, ученый, € выполн€ю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведени€ человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, €вно движим неумолимыми побуждени€ми, которыми он переполнен, или же он жадно стремитс€ найти средства к существованию и/или защитуїї (Kelly, 1955, р. 5).

 елли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, нос€щий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. ќтнюдь не рассматрива€ человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он надел€ет человека-испытуемого теми же самыми устремлени€ми, что и у так называемого ученого-психолога.

»менно представление о том, что психолог не отличаетс€ от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности  елли. ќно подтверждает веру  елли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. ƒл€ него различие между ученым и неученым было недостоверным.

“о, что все люди рассматриваютс€ как ученые, привело к р€ду важных последствий дл€ теории  елли.

¬о-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или насто€щие событи€ их жизни. ‘актически  елли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе (Kelly, 1963). ќн также отмечал, что точка зрени€ человека на жизнь преход€ща, она редко бывает сегодн€ такой же, как была вчера или будет завтра. ¬ попытке предвидеть и проконтролировать будущие событи€ человек посто€нно провер€ет свое отношение к действительности: Ђѕрогноз делаетс€ не просто ради него самого; он проводитс€ так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. »менно будущее беспокоит человека, а не прошлое. ќн всегда стремитс€ к будущему через окно насто€щегої (Kelly, 1955, р. 49).

¬торое следствие уподоблени€ всех людей ученым Ч это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него.  ак психолог рационально формулирует и провер€ет теоретические представлени€ о наблюдаемых €влени€х, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объ€сн€ть свое окружение. ƒл€  елли жизнь характеризуетс€ посто€нной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позвол€ет люд€м творить их собственную судьбу. Ћюди не нуждаютс€ в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации Ч если только они сами не соглашаютс€ с таким истолкованием собственной персоны.  ороче, человек не контролируетс€ насто€щими событи€ми (как предлагает —киннер) или прошлыми (как предлагает ‘рейд), а скорее контролирует событи€ в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1721 - | 1495 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.