Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 12. Основные направления русского изобразительного искусства первой половины XIX века: романтизм, академизм, реализм




Периодизация отечественного искусства первой половины XIX века. Стилистическое многообразие национального искусства данного периода: высокий классицизм, романтизм, зарождение реализма.

Эволюция живописной культуры начала XIX века. Романтизм и его концепция личности. Романтическая направленность творчества О.А. Кипренского (1782 - 1836). Портрет как социальный заказ времени (портрет Е. Давыдова, портреты деятелей национальной культуры и др.). Женский и детский портрет в наследии мастера. Творчество В.Тропинина.

Развитие романтического пейзажа в творчестве С.Ф. Щедрина (1791 - 1820). Зарождение реалистического искусства в творчестве А.Г. Венецианова (1780 - 1847) как результат демократизации искусства. Школа Венецианова. Особенности творческого метода.

Стремление к преодолению основ академического классицизма в творчестве крупнейших художников второй четверти XIX века. К.П. Брюллов (1799 - 1852). Историческая и портретная живопись («Последний день Помпеи»). Романтизация образов в парадных портретах мастера ("Всадница", "Ю. Самойлова, удаляющаяся с бала"). Реалистические тенденции камерного портрета (портреты А. Струговщикова, И.А. Крылова, "Автопортрет").

Философско-эстетическая проблематика исторической живописи А. А. Иванова (1806 - 1858). Осмысление религиозно-мифологического сюжета как реального события в картине "Явление Христа народу". Новаторство живописной техники в этюдах и эскизах к картине. Углубление толкования религиозной темы как исторического пути человечества в "Библейских эскизах". Взгляды А.А. Иванова на искусство и роль художника. Место мастера в истории отечественной и мировой живописи.

Новаторство П. А. Федотова (1815 - 1852) в области жанровой живописи. Критическая направленность и реалистическая основа его творчества ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор"). П.А. Федотов - предшественник русского демократического искусства второй половины XIX века.

Переоценка национальных и античных традиций в классицистической скульптуре начала XIX века. Памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса (1752 - 1835) как отражение патриотических идеалов времени.

 

Тема 13. Реализм в изобразительном искусстве
пореформенной России (1860-90-е гг.)

Социально-экономическая и политическая характеристика пореформенной России. Роль материалистической эстетики Н.Г. Чернышевского и прогрессивной художественной критики в борьбе за демократическое национальное искусство. Утрата академической школой ведущей роли в художественной жизни России. Социальная направленность, тенденциозность Московской школы живописи. Критическая острота жанровых полотен В.Г. Перова (1834 - 1882): "Сельский крёстный ход на пасхе", "Проводы покойника". Глубина социальной и психологической характеристики в портретах А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского.

Бунт четырнадцати. Организация первой Санкт-Петербургской "артели свободных художников". Создание "Товарищества передвижных выставок" (1870). Выражение в творчестве передвижников передовых идей эпохи. И.Н. Крамской (1837 - 1887) и В.В. Стасов (1824 - 1906) - идеологи передвижничества. Эстетические взгляды и общественная деятельность. Выражение идеи гражданского долга, самопожертвования во имя народа в картине И.Н. Крамского "Христос в пустыне". Постановка проблемы положительного общественного идеала в портретах Л.Н. Толстого, Н.А. Нестерова и других. Образы русского крестьянства. Лаконизм художественного языка произведений.

Связь искусства художников-передвижников с демократической отечественной литературой XIX века. Место бытового жанра в творчестве передвижников. Отображение социальных конфликтов, революционно-демократического движения, положительного начала в русском человеке. Разоблачение "демократической" политики самодержавного правительства в картине Г.Г. Мясоедова "Земство обедает". Обобщающая характеристика народной жизни в произведениях К.А. Савицкого ("Ремонтные работы на железной дороге"), В.М. Максимова ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Семейный раздел"), В.Е. Маковского ("На бульваре"), Н.А. Ярошенко ("Кочегар", "Заключенный").

Историческая живопись. Н.Н. Ге (1831 - 1894). Противоречивый характер, философское своеобразие творчества ("Тайная вечеря", "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", "Что есть истина? Христос и Пилат").

И.Е. Репин (1844 - 1930) - великий русский художник-реалист. Этапы творческого пути. Многогранность воплощения жизни пореформенной России, жанровое многообразие творчества мастера. Историко-революционная тема в творчестве И.Е. Репина ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста", "Не ждали"). Композиционные и колористические особенности произведений, их новаторский характер. Историческая живопись: "Царевна Софья","Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года", "Запорожцы". Глубочайшее проникновение в характеры изображаемых лиц, передача социальной атмосферы эпохи, своеобразие творческого метода художника в работе над исторической картиной.

Сочетание социально-типического и индивидуального в психологической характеристике образов (портреты М. Мусоргского, П. Стрепетовой, Л. Толстого). Творческие искания И. Репина в 1890-х - 1900-х годах "Заседание Государственного совета". Новаторские черты живописного мастерства художника: композиционное совершенство многофигурного построения, цельность живописного решения, психологизм и достоверность образов. Значение наследия И.Е. Репина в развитии отечественного и мирового искусства.

В.И. Суриков (1848 - 1916) - мастер исторического жанра. Формирование мировоззрения художника. Неразрывная связь исторического процесса с судьбами народа. Драматизм и монументальность образов В. Сурикова. Утверждение величия, цельности характера русского человека в картинах "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова". Героические образы народа в "Покорении Сибири Ермаком", "Переходе Суворова через Альпы", "Степане Разине".

Гармония и единство психологического и историко-бытового начал в картинах художника. Новизна живописной формы, композиционных приёмов и их связь с идейным содержанием произведений.

Создание сказочно-былинных образов, выражающих народные идеалы в произведениях В.В. Васнецова (1848 - 1926): "После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Богатыри".

Роль художников-передвижников в создании национального русского пейзажа. Демократизация жанра. Отражение через пейзажный образ идеалов эпохи, чувств и настроений современников.

А.К. Саврасов (1830 - 1897) - основоположник русского национального пейзажа. Картина "Грачи прилетели" и её значение в отечественной пейзажной живописи.

ИИ. Шишкин (1832 - 1898). Его роль в развитии реалистического эпического пейзажа. Роль работы с натуры в создании типических образов русской природы в живописи и графике художника ("Рожь", "Корабельная роща", "Лесные дали").

А.И. Куинджи (1842 - 1910). Своеобразие творчества мастера. Романтическая приподнятость и декоративность пейзажей. Проблема света и цвета. Роль воображения в творческом процессе ("Берёзовая роща", "Лунная ночь на Днепре").

И.И. Левитан (1860 - 1900). Поиски эмоционального, обобщённого образа природы. Воплощение лучших традиций русской пейзажной живописи А.К. Саврасова в творчестве И. Левитана. Одухотворенность пейзажа-настроения ("Март"). Социальные, философские мотивы в пейзажах художника ("Владимирка", "Над вечным покоем"). Влияние наследия И. Левитана на отечественную пейзажную живопись.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 902 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.