Человек создает продукт, приспосабливая внешний предмет к своим потребностям, и в этой операции физический труд и труд умственный соединяются нерасторжимыми узами подобно тому, как в природе рука и голова не могут обходиться одна без другой.
Однако с того момента, когда индивидуальный продукт превращается в продукт общественный, в продукт совокупного работника, различные члены которого участвуют в весьма различной степени в обработке предмета, непосредственно или издали, или даже совсем не соприкасаясь с ним, с этого момента определения производительного труда, производительного работника необходимо приобретают более широкое значение. Чтобы быть производительным, вовсе не обязательно непосредственное приложение рук к предмету; достаточно быть органом совокупного работника или выполнять какую-либо из его функций. Первоначальное определение производительного труда, возникшее из самой природы материального производства, остается всегда верным по отношению к совокупному работнику, рассматриваемому как одно лицо, но оно неприменимо больше к каждому из его членов, взятому в отдельности... [стр. 219] 8V
[ 191
СЕДЬМОЙ ОТДЕЛ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА
ВВЕДЕНИЕ
Превращение известной денежной суммы в средства производства и рабочую силу, это первое движение стоимости, предназначенной функционировать в качестве капитала, происходит на рынке, в сфере обращения.
Процесс производства, вторая фаза движения, заканчивается с превращением средств производства в товары, стоимость которых превышает стоимость их составных частей, или заключает в себе кроме авансированного капитала прибавочную стоимость.
Товары должны быть затем брошены в сферу обращения. Надо их продать, реализовать в деньгах их стоимость, затем снова превратить эти деньги в капитал и так снова и снова.
Это и есть то круговое движение с последовательными фазами, которое составляет обращение капитала.
Первое условие накопления заключается в том, чтобы капиталисту удалось продать свои товары и снова превратить в капитал большую часть полученных за них денег. В дальнейшем изложении предполагается, что капитал нормальным образом совершает процесс своего обращения, анализом которого мы займемся позже, во второй книге.
Капиталист, производящий прибавочную стоимость, то есть высасывающий непосредственно из рабочих неоплаченный и фиксированный в товарах труд, первым ее присваивает, но отнюдь не остается ее единственным владельцем. Напротив, он должен затем поделиться ею с другими капиталистами, которые выполняют другие функции в общественном производстве, взятом в целом, с земельным собственником и т. д.
К. МАРКС
Прибавочная стоимость раздробляется, таким образом, на различные части, доли, которые достаются лицам различных категорий и приобретают различные формы, по видимости независимые одна от другой, такие, как промышленная прибыль, процент, торговая прибыль, земельная рента и т. д. Но это деление не меняет ни природы прибавочной стоимости, ни условий, в которых она становится источником накопления. Какова бы ни была та доля прибавочной стоимости, которую капиталистический предприниматель удерживает для себя, и та, которую он передает другим, всегда именно он в первую очередь присваивает прибавочную стоимость всю целиком и он единственный превращает ее в капитал. Не задерживаясь на распределении и превращениях прибавочной стоимости, исследование которых относится к третьей книге, мы будем рассматривать здесь промышленного капиталиста, т. е. фабриканта, фермера и т. д., как единственного владельца прибавочной стоимости, или, если угодно, как представителя всех участников дележа этой добычи.
Опосредствующее движение обращения и разделение прибавочной стоимости на различные части, приобретающие различные формы, усложняют и затемняют основной процесс накопления. Поэтому для упрощения анализа необходимо пока что оставить в стороне все те явления, которые маскируют внутреннюю игру механизма накопления, и исследовать накопление с точки зрения производства.