Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


∆ива€ тайна воспитани€ в работах ». ј. »льина




÷ель и задачи воспитани€

–ассматрива€ вопросы духовного обновлени€ человека, православный фи≠лософ ». ј. »льин один из главных путей такого обновлени€ видел в воспитательных задач, забытых и запу≠щенных в нашу эпоху. √лавное в воспитании, по мнению »льина, будить духовное начало в детском инстинкте, при≠учать его к чувству ответственности, укрепл€ть в люд€х предметную силу суждени€ и волю к духовной цельности в жизни. (8. 385)

ѕод инстинктом ». ј. »льин понимал развивающиес€ природные силы ребенка, а точнее, сам природный источ≠ник развити€. " то желает воспитать ребенка, - писал он, - тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. ≈сли дух в глубине бессознательного будет про≠бужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совершитс€ важ≠нейшее событие и дит€ справитс€ со всеми затруднени€ми и соблазнами предсто€щей жизни: ибо "ангел" будет бодр≠ствовать в его душе и человек никогда не станет "волком". Ќо если в детстве это не состоитс€, то впоследствии вс€кие уговоры, доказательства и кары могут оказатьс€ бессиль≠ными, ибо инстинкт со всеми его влечени€ми, страст€ми и пристрасти€ми не примет духа и не сроднитс€ с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желани€. Ёто будет означать, что инстинкт утверждает в себе "волка"; он знать не знает "ангела" и отвечает на его по€вление недове≠рием, страхом и ненавистью" (8. 408).

». ј. »льин считал, что человека не следует сводить к его "сознанию", мышлению, рассудку или "разуму", он больше всего этого. „еловек глубже своего сознани€, про≠ницательнее своего мышлени€, могущественнее своего рас≠судка, богаче своего разума. —ущность человека утонченнее и превосходнее всего этого. ≈го определ€ет и ведет не мысль и не сознание, но любовь, и даже тогда, когда она в припадке отвращени€ судорожно преобразуетс€ в ненависть и окаменевает в злобе. „еловек определ€етс€ тем, что он любит и как он любит. ќн есть бессознательный кладезь своих воззрений, безмолвный источник своих слов и по≠ступков, своих пристрастий и страстей, своих "неодолимых" влечений. »менно поэтому сознательна€ мысль не прони≠кает до главных и глубоких корней человеческой личности, и голос разума так часто бывает подобен "гласу вопиющего в пустыне", и поэтому образование не воспитывает чело≠века, а полуобразованность пр€мо развращает людей.

“акой подход к человеку позволил »льину поставить цель воспитани€. ѕо его мнению, воспитание человека начинаетс€ с его инстинктивных корней. ќно не должно сводитьс€ к словесной проповеди, оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. ≈го основна€ задача не в на≠полнении пам€ти и не в образовании "интеллекта", а в зажи≠гании сердца.

 

ѕробуждение духовной жизни

√овор€ о духовности или о духе, по мнению »льина, не следует представл€ть себе какую-то непрогл€дную ме≠тафизику или запутанно-непостижи≠мую философию. ƒвижени€ духа есть нечто, что каждый из нас не раз пе≠реживал в своем опыте и что нам всем доступно. Ќо только один переживал духовные состо€ни€ и содержани€ с радо≠стным наслаждением, другой - с холодным безразличием, третий - с отвращением или даже со злобою. ƒух есть подлинна€ реальность, и притом сама€ драгоценна€ реальность из всех. “от, кто жаждет духа, должен заботитьс€ об обо≠гащении своего опыта, а не о наполнении своей пам€ти из чужих книг и не об изощрении ума. Ќужно разыскать в непосредственной жизни то, что придает ей высший смысл, что ее осв€щает. ќдин найдет этот творческий смысл в природе, другой - в искусстве, третий - в глубине собственного сердца, четвертый - в религиозном созерца≠нии.  аждый должен сам найти свою дверь в это царство и самосто€тельно войти в нее. Ќо это лишь вход, обретение, начало, это только первый шаг. ¬ажно, чтобы он был сде≠лан в раннем детстве, ибо все последующие шаги в опреде≠ленной мере подобны первому шагу. ѕервый луч солнца должен озарить детскую колыбель, только тогда дит€ станет "солнечным ребенком", а взрослый человек понесет через жизнь "лучезарное сердце".

ƒух живет повсюду, где про€вл€етс€ или переживает≠с€ людьми —овершенство, и даже там, где человек стремит≠с€ к —овершенству не достига€ и не осуществл€€ его. ƒух есть дыхание Ѕожие в природе и человеке, он осв€щает жизнь, но он же сообщает всему сущему силу, необходи≠мую дл€ того, чтобы приобщитьс€ духу и стать духовным. ј это и есть самое главное в воспитании. „еловеку от при≠роды присуща способность распознавать и отличать духов≠ное, а также склонность принимать дух и включать его в свою жизнь. Ёту способность и это т€готение к духовной жизни принимали во внимание все великие воспитатели человечества, на них они строили свои педагогические сис≠темы, их старались укрепить.

 

ƒуховный характер пробуждающихс€ впечатлений

». ј. »льин основное внимание воспитателей и родителей обращал на первые годы жизни ребенка. ћаленький ребенок живет потребност€ми своего маленького организма в забвенной дреме своего инстинкта. Ѕолее сильные и глубокие впечатлени€ извлекают его из этого состо€ни€ и про€сн€ют сначала его сознание, а потом само≠сознание. Ёто пробуждение не стоит ускор€ть искусственно. Ќо как только начнутс€ проблески сознани€, необходимо позаботитьс€ о том, чтобы пробуждающие впечатлени€ име≠ли характер благостный, чтобы они исходили от духа и бу≠дили в младенческой душе духовные состо€ни€. Ёто важно, потому что детский инстинкт, раз потр€сенный во всей сво≠ей беспомощности грубым и жестоким впечатлением, может получить неизлечимую или почти неисцелимую душевную рану, если у него не будет необходимой духовной опоры. ѕедагогически важно, чтобы духовность инстинкта была пробуждена до этих неизбежных потр€сений.

¬оспитатель, а в первые годы жизни младенца это мать или отец, имеет великую и ответственную задачу про≠будить при первой возможности детскую душу лучом Ѕо≠жественной благодати и красоты, любви и радости, чтобы она очнулась от чувственного существовани€ и пережила благостное пробуждение. Ћасковый взор и голос матери уже начинают это дело. ¬ глубине инстинкта должно от≠крытьс€ духовное око, чтобы восприн€ть Ѕожий луч, иду≠щий из мира, чтобы душа поверила в благую силу мирозда≠ни€ и восхотела новой красоты и новой радости, чтобы она полюбила Ѕожественное и уверовала в Ѕога. –ебенка надо приобщить к Ѕожественному счастью на земле как можно раньше, когда он еще ничего не знает ни о горечи жизни, ни о зле мира, когда душа его не испытала суровость при≠роды и жестокость людей, когда он полон естественной до≠верчивости и богат первозданной чистотой.

 

ѕриобщение ребенка к Ѕожественному счастью

¬ работах »льина мы встречаем и практические советы, как приобщить ребенка к Ѕожественному счастью. ƒл€ этого много средств в обычной нашей жизни. ¬ мире чудесные соче≠тани€ красок, безупречные дл€ вкуса, нежные и разнообразно богатые. Ќадо показать их ребенку. ≈сть простые и нежные мелодии, их так много в русских народных песн€х, колыбельных, свадебных и хороводных, которые ребенок должен полюбить еще в колыбели. ћать, поюща€ их своему младенцу, начинает его истинное воспи≠тание. ƒуша засыпающего ребенка пела эти песни вместе с матерью и воспринимала сквозь них первозданное пение ангелов, а потом унесла их в жизнь как благословение ма≠теринской любви. ¬ли€ние взрослых велико, но следует предостеречь от излишней общительности, ведь бывают че≠ловеческие глаза, полные ненависти и зложелательства, они в состо€нии психически ранить впечатлительную, доверчи≠вую и ничем не защищенную детскую душу. «ар€д злобы бывает у таких людей слишком велик, младенческа€ душа слишком обнажена, а духовность инстинкта еще не пробуж≠дена, поэтому правы те матери, которые ограждают своих детей от таких духовно ран€щих взоров.

 огда ребенку минует три года, он начинает наблю≠дать внешний мир, у него открываетс€ возможность новых воспри€тии и переживаний и ему надо давать богатство ду≠ховных впечатлений. —ледует направить его внимание на самые красивые и из€щные €влени€ природы и их таинст≠венную целесообразность. –ано затрудн€ть его объ€сне≠ни€ми, достаточно, чтобы он заметил скрытое и €вленное в мире совершенство. ѕусть залюбуетс€ красотой бабочек и цветов, вгл€дитс€ в величавое и легкое, а иногда грозное и глубокое зрелище облаков, вслушаетс€ в переливы жаво≠ронка и трель соловь€, полюбит шум бора, всмотритс€ в добродушную задумчивость коровы и оценит своевольный ум кон€ и из€щество кошки. » пусть понесет в сердце бла≠гоговение, чуткость и благодарность.

–ебенок должен как можно раньше научитьс€ чувство≠вать чужое страдание, чтобы жалеть, беречь и помогать. Ќеобходимо найти пр€мой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдитьс€ зла. ѕусть навер≠тываютс€ у него слезы на глазах от русской задушевной песни, пусть он научитс€ умолкать при звуках серьезной и глубокой музыки. ѕосле п€ти-шести лет он должен услышать о геро€х своей страны и влюбитьс€ в них. ќн должен научитьс€ "сто€ть" вместе с ними, боротьс€, побеждать и не искать награды. Ќадо, чтобы он научилс€ с ѕушкиным благодарить Ѕога за то, что родилс€ русским, а вместе с √оголем - радостно дивитьс€ на гениальность русского €зыка. „ем раньше он начнет скромно, но уверенно гор≠дитьс€ своей русскостью, тем лучше.

–ебенку необходим поток мужественной, братски-това≠рищеской любви от отца и женственно-ласковой, религиозно-совестной любви от матери. ¬ его сердце должна навсегда расцвести почтительна€ и нежна€ благодарность к родите≠л€м, пробудившим его сердце и укрепившим его духовность. ќн должен открыть свое сознание голосу совести и научитьс€ внимать его бессловесным призывам к совершен≠ству. ѕосле каждого духовного пробуждени€ и воспри€ти€ надо говорить ему о том, что есть благостный √осподь, знающий его и люб€щий его, чтобы ему самому захотелось молитьс€, и тогда научить его лучшим и кратчайшим мо≠литвенным словам и самим молитьс€ при нем и с ним вме≠сте огнем своего взрослого сердца.

“ак пробуждаетс€ в ребенке его инстинктивна€ духов≠ность, и "ангел" входит в сокровенную глубину его сердца. ѕодрастающий ребенок должен дважды пережить духовное сродство. —начала во встрече "волка" с "ангелом": "ангел, € - твой преданный волк!"; "волк мой, а € - твое собственное духовное естество"... ј потом в обращении к Ѕогу: "ќтче, € - твой верный и благодарный сын"... “огда человек утвер≠дит себ€ в духовности и станет религиозным.

Ёто и есть важнейший акт воспитани€. »бо "воспи≠тать" - значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно зр€чего, сердечного и цельного человека с крепким характером. ƒух и инстинкт совсем не противоположны друг другу. ƒух есть высшее естество инстинкта, а инстинкт есть элементарна€, но органически целесообразна€ сила самого духа. (8. 409-415)

». ј. »льин ничего не говорил о первородном грехе, о воспитательной и охранительной роли ÷еркви, в этой не≠досказанности - главна€ особенность его философии, о ко≠торой он сам писал так: "Ёто философи€ - проста€, тиха€, доступна€ каждому, рожденна€ главным органом ѕраво≠славного ’ристианства - созерцающим сердцем, но не под≠черкивающа€ на каждом шагу своей "школы". ≈вангельска€ совесть - вот ее источник.  то ее почувствует и примет, тот сам пойдет в ѕравославие. Ёто, если угодно, - подготови≠тельна€ проповедь "на паперти" (7. 34).

 

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –ј«¬»“»я » ƒ”’ќ¬Ќќ√ќ —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»я „≈Ћќ¬≈ ј

¬ –ј«Ќџ≈ ѕ≈–»ќƒџ ≈√ќ ∆»«Ќ»

 

ѕервый год жизни ребенка

ѕсихологическа€ характеристика первого года жизни ребенка

ѕервый год жизни ребенка можно разделить на два периода:

1. Ќоворожденность /0 - 2 м./;

2. ћладенческий возраст /2 м.-1 г./.

–ассмотрим особенности этого возрас≠та с точки зрени€ психологии.

ѕервые два мес€ца жизни ребенка психологи склонны рассмат≠ривать как кризис новорожденности. ¬ этот период происходит физи≠ческое отделение ребенка от матери, но не происходит биологическое отделение. —уществует как бы промежуточное положение между внутриутробным и внеутробным развитием. –езко мен€етс€ способ дыхани€ и питани€ ребенка, температурный режим. Ѕольша€ часть существова≠ни€ (80% времени) отдана полифазному сну (короткие периоды сна и бодрствовани€). ќсновное состо€ние - состо€ние дремоты. –ебенок принимает эмбриональную позу. ƒвигательна€ реакци€ существует, но нет возможности перемещатьс€ в пространстве. ѕериод новорожденно≠сти, как вс€кий переход, означает разрыв со старым и начало нового. ÷ентральным новообразованием этого периода €вл€етс€ индивидуаль≠на€ психическа€ жизнь новорожденного. ∆изнь становитс€ индивиду≠альным существованием, частью социальной жизни окружающих ре≠бенка людей (2. 274).

—воеобразие социальной ситуации развити€ в младенческом воз≠расте определ€етс€ двум€ моментами:

а) ѕолна€ биологическа€ беспомощность ребенка. ѕервый кон≠такт ребенка с действительностью социально опосредован. ¬с€кое от≠ношение к вещам есть отношение, осуществл€емое с помощью или че≠рез другого человека;

б) –ебенок лишен основных средств социального общени€ в виде человеческой речи. ѕринужден к бессловесному общению.

¬ противоречии между максимальной социальностью младенца и минимальными возможност€ми общени€ и заложена основа всего развити€ ребенка в младенческом возрасте (2. 282).

¬ этом возрасте совершенствуютс€ двигательные умени€ малы≠ша, он начинает ползать, перемещатьс€. јктивно интересуетс€ окружающим. Ќачинает улавливать настроени€ взрослых. ѕрибавл€ютс€ игровые моменты, лепет, выразительные движени€ (удовольствие и удивление).   восьми мес€цам охотно общаетс€ со взрослыми, отли≠чает членов семьи от незнакомых. ѕытаетс€ вставать. Ќачинает улав≠ливать не только интонацию, но и смысл отдельных слов. ƒинамику развити€ ребенка до одного года можно выразить схематически: пас≠сивность - рецептивный интерес - активный интерес - активность.

–ебенок не выдел€ет не только себ€, но и других людей из слит≠ной ситуации. ƒл€ ребенка в этом возрасте не существует еще ни что-то, ни кто-то, он переживает не состо€ни€, а объективное содержание.

Ќовообразованием этого периода, по мнению Ћ.—. ¬ыготского, €вл€етс€ "пра-мы" - первоначальное сознание психической общности, котора€ предшествует возникновению сознани€ собственной личности (точнее, индивидуальности; "мы", не включающее "€") (2. 304-305).

–ебенок рассматривает свое тело как посторонний предмет, не выдел€ет себ€ из окружающего мира, зависит от аффективного прит€≠жени€ к вещам, от возможности совместного переживани€ ситуации с другим человеком.

¬ этом возрасте важное значение имеет сенсорный контакт ма≠лыша и матери. «амечено: дети, лишенные материнской ласки, в даль≠нейшем про€вл€ют себ€ более агрессивно, у них отсутствует прив€зан≠ность и способность чувствовать другого человека, сохран€етс€ элемент страха перед новым.

—тановление ходьбы и по€вление речи - первые признаки кризиса первого года жизни, который про€вл€етс€ в первых актах протеста, противопоставлени€ себ€ другим.

Ќевоздержанность в поведении может про€вл€тьс€ с очень боль≠шой силой и приводить к припадкам в случае отказа или непонима≠ни€. ¬ этих случа€х ребенок может упасть на пол, кричать, бить ногами. Ёти реакции обостр€ютс€ увеличением подвижности ребенка.

Ќепонимание ребенка взрослыми св€зано с особенностью разви≠ти€ речи. —тремление к общению со взрослыми порождает различные средства, которыми пользуетс€ ребенок. Ќа первом этапе таким сред≠ством выступает жест, впоследствии жест сопровождаетс€ особой речью, называемой автономной. ¬ этой речи звуковой состав слов не совпадает с нашим, отличаетс€ и значение слов. —лова могут не иметь посто€нных значений или отражать конкретную ситуацию. „асто об≠щение возможно только в конкретной ситуации.

ѕосто€нное общение с ребенком, стремление пон€ть его сглажи≠вают негативные реакции кризисного периода. — по€влением речи - центрального новообразовани€ этого возраста - заканчиваетс€ и кризис одного года.

 

—оздание спасительной атмосферы вокруг младенца

–ассматрива€ особенности воспитани€ ребенка в первые годы его жизни воспользуемс€ трудами св€тител€ ‘еофана «атворника ¬ышенского - пожалуй, единственного, кто обратил внимание не только на практику хри≠стианского воспитани€, но и начертал основы православной психологии. ѕон€тно, что мы будем говорить о дет€х, ко≠торых родители покрестили в первые два мес€ца их жизни.

"ћладенец живет, - пишет св€титель ‘еофан, - следо≠вательно можно вли€ть на его жизнь. «десь приложимы св€тые “айны, за ними вс€ церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей.

¬се сие, в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу. ¬сем сим таинственно наитствуетс€ благодатна€ жизнь, зачата€ в младенце.

„астое причащение св€тых ’ристовых “айн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соеди≠н€ет с √осподом новый член ≈го, чрез пречистое “ело и  ровь ≈го осв€щает его, умиротвор€ет в себе и делает не≠приступным дл€ темных сил. ѕоступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дит€, оно быва≠ет погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в дет€х сильнее действуют. »ногда оно исполн€етс€ радостию и игранием духа, в коем готово вс€кого обнимать как сво≠его. Ќередко св. причащение сопровождаетс€ и чудодействи€ми. —в. јндрей  ритский в детстве долго не говорил.  огда сокрушенные родители обратились к молитве и бла≠годатным средствам, то во врем€ причащени€ √осподь благодатию —воею разрешил узы €зыка, после напоившего ÷ерковь потоками сладкоречи€ и премудрости...

Ѕольшое вли€ние имеет на детей ношение в церковь, прикладывание к св.  ресту, ≈вангелию, иконам, накрывание воздухами; так же и дома - частое поднесение под ико≠ны, частое осенение крестным знамением, окропление св€≠той водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи, и всего прикасающегос€ к ним, благословение св€щенника, приношение в дом икон из церкви и молебны; вообще - все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дит€ти, и всегда есть сама€ безопасна€ ограда от покушени€ невидимых темных сил, которые всю≠ду готовы проникнуть в развивающейс€ только душе, чтобы своим дыханием заразить ее.

ѕод этим видимым охранением есть невидимое: јнгел ’ранитель, √осподом приставленный к младенцу с самой минуты крещени€. ќн блюдет его, своим присутствием не≠видимо вли€ет на него и в нужных случа€х внушает роди≠тел€м, что надо сделать с наход€щимс€ в крайности дети≠щем" (1. 25-27).

Ѕлагочестие родителей как средство сохранени€ благодатной жизни детей

—толь крепкие ограды, как указанные выше, такие сильные и действенные наити€ могут быть разорены неверием, небрежностью, нечестием и недоброй жизнью родителей. ѕравда, √осподь милосерд, особенно к невин≠ным, но есть непостижима€ дл€ нас св€зь души родителей с душою детей, и мы не можем определить, до какой степе≠ни простираетс€ вли€ние первых на последних. » вместе с тем нам неведомо, до какой степени при заразительном вли€нии первых простираетс€ милосердие и снисхождение Ѕожие к последним. ѕотому дух веры и благочестие роди≠телей должны почитатьс€ могущественнейшими средствами к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жиз≠ни в дет€х. (1. 27)

¬ последние дес€тилети€ разрушаетс€ именно это самое действенное и могущественное средство воспитани€ - раз≠рушаютс€ основы семьи. јнализ добрачного поведени€ на≠водит на мысль о большом количестве нежданно рожден≠ных детей. —татистика показывает, что 95,6% всех зачатий у 16-17-летних матерей происходит вне брака. ” 25-29-летних матерей половина зачатий опережает вступление в брак.  оличество абортов ужасает. Ѕольшинство родителей живут вне церковного брака. ћногие не испрашивали бла≠гословени€ на брак у своих родителей, а зачастую женились и вопреки их воле. √ражданские браки заключаютс€ во врем€ церковных постов.

Ќежданный ребенок резко увеличивает количество проблем, и без того существующих у молодых людей: кон≠фликт с родител€ми, если ребенок внебрачный, материаль≠ные трудности, жилищные, проблемы с учебой и работой и так далее. ≈сли ребенок, как считают родители, €вл€етс€ помехой к достижению определенных жизненных целей, трудно представить хорошее, подобающее отношение к нему с их стороны.

— духовной точки зрени€, большинство этих проблем снимаетс€, если происходит подчинение воли человека воле Ѕожией через пока€ние, смирение и устроение православ≠ного образа семейной жизни. –адость о новой жизни, даро≠ванной Ѕогом, и упование на ≈го милость позвол€ют вы≠растить и воспитать дит€ в благочестии даже в самых т€же≠лых услови€х.

√реховна€ жизнь родителей мистически вли€ет на жизнь детей, часто определ€€ особенности их греховных наклонностей и последующие нестроени€ жизни. ¬етхий «авет приоткрывает нам сию тайну: "я √осподь, Ѕог твой, Ѕог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавид€щих ћен€, и твор€щий милость до тыс€чи родов люб€щим ћен€ и соблюдающим заповеди ћои" (»сх. 20, 5, 6); "не оставл€ющий без нака≠зани€, но наказывающий беззакони€ отцов в дет€х до третьего и четвертого рода" („ис. 14, 18); "и в дет€х детей" (»сх. 34, 7); "беззаконные будут извержены, и потомство нечестивых истребитс€" (ѕс. 36, 28).

 

ƒуховное вли€ние на младенца в первые дни его жизни

ƒух младенца как бы не имеет еще движени€ в первые мес€цы и даже годы. „то-нибудь передать ему дл€ усвоени€ обычным путем невозможно. Ќо можно действовать на него опосредованно. "≈сть некоторый особен≠ный путь общени€ душ через сердце, - пишет св€титель ‘еофан. - ќдин дух вли€ет на другой чувством. “акое вли€ние на душу младенца тем удобнее, чем полнее и глуб≠же родители сердцем своим обращены в младенца. ќтец и мать исчезают в дит€ти и, как говор€т, не чают души. » если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дит€ти. Ћучший внешний проводник при этом - взор. Ёто точка встречи одной души с другой. ѕусть же через сие отверстие проход€т до души дит€ти души матери и отца с чувствами св€тыми. ќни не могут не намащать е€ этим св€тым елеем. Ќадобно, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, ко≠тора€ так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дит€, и надежда, что “от,  то дал им под над≠зор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохран€ть его, и, наконец, непрерывно в духе совершаема€ молитва, возбуж≠даема€ надеждою по вере.  огда таким образом родители оград€т колыбель своего дит€ти этим духом искреннего благочести€, когда при сем, с одной стороны, јнгел ’рани≠тель, с другой - св€тые “айны и вс€ церковность будут дей≠ствовать на него со вне и внутрь, то этим составитс€ вокруг зачинающейс€ жизни сродна€ ей духовна€ атмосфера, кото≠ра€ перельет в нее и свой характер, подобно тому, как и кровь, начало жизни животной, в свойствах своих много зависит от окружающего воздуха" (1. 27-28).

ѕериод между крещением и посв€щением себ€ Ѕогу - начало христианско-нравственной жизни, во врем€ которого младенец зреет и образуетс€ в христианина в св€той ÷ерк≠ви среди христиан, как прежде телесно образовывалс€ в утробе матери. " огда у дит€ти начинают пробуждатьс€ силы, одна за другою, родител€м и воспитател€м должно усугубить внимание. »бо когда под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливатьс€ в них т€готение к Ѕогу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое вре≠м€ и живущий в них грех не дремлет, а усиливаетс€ завла≠деть теми же силами. Ќеизбежное следствие этого - брань внутренн€€. “ак как дети неспособны ее вести сами, то ме≠сто их разумно замен€ют родители. Ќо как она должна быть ведена все же силами детей, то родители строго должны блюсти первые начатки их пробуждени€, чтобы с пер≠вой минуты дать им склонение, сообразно с главной целью, к какой они должны быть направл€емы" (1. 28).

“ак начинаетс€ у родителей брань со грехом, живущим в ребенке. ’от€ грех и лишен точки опоры, однако же дей≠ствует и, стара€сь остановитьс€ на чем-то твердом, пыта≠етс€ завладеть силами тела и души. ќсновные возбудители, ведущие ко греху: своеумие (или пытливость) - в уме, свое≠волие - в воле, самоуслаждение - в чувстве. ѕоэтому необ≠ходимо так вести и направл€ть развивающиес€ силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению. Ќапротив, следует отрешатьс€ от них и преобладать над ними, сколько можно обессили≠вать их и доводить до безвредности.

 

ѕотребности тела у младенца

ѕрежде всего пробуждаютс€ и до самой смерти посто€нно состо€т в живой де€тельности потребности тела. Ќеобходимо поставить их в должные пределы и закрепить навыком, чтобы потом меньше было от них беспокой≠ства. »сточником сил дл€ телесной жизни служит питание. ¬ нравственном отношении оно может стать основой стра≠сти к греховному услаждению плоти. ѕоэтому необходимо так питать ребенка, чтобы, развива€ жизнь тела, доставл€€ ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугоди€. —ледует с первых лет остепен€ть приклонную к грубому веществу плоть и приучать его к обладанию над нею, чтобы в отрочестве и юношестве легко можно было управл€ть этой потребностью. ќт детского питани€ много зависит в после≠дующем. Ќезаметно можно развить сластолюбие и неуме≠ренность в пище - два вида чревоугоди€, губительные дл€ души и тела склонности.

ћожно посоветовать избирать здоровую и годную пищу, исход€ из возраста ребенка. ќдна пища пригодна дл€ мла≠денца, друга€ - дл€ дит€ти, треть€ - дл€ отрока и юноши. —ледует подчинить употребление пищи определенным пра≠вилам, приспособленным к возрасту, в которых бы определ€лись врем€, количество и способ питани€. Ётим ребенок приучаетс€ не всегда требовать пищу, как захочетс€ есть, а ждать определенного времени. “ак дит€ получает пер≠вые упражнени€ и первый опыт в отказывании себе в своих желани€х. √де корм€т ребенка вс€кий раз, когда он запла≠чет, и каждый раз, когда он попросит есть, там до того расслабл€ют его, что после он не иначе как с болезнью может отказатьс€ от пищи. ¬месте с этим он привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать и выплаки≠вать все желаемое. “аким же правилам следует подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие удобства. √лавное, не разжечь страсти к чувственным наслаждени€м и приучить отказывать себе. ѕравила можно мен€ть в применени€х, но не в существе, и следовать им рекомендуетс€ до тех пор, пока воспитываемый, утвердившись в них, не возьмет себ€ в руки.

 

ƒвижение как седалище воли

¬торое отправление тела есть движение. ¬ отношении душе движение есть седалище воли и способно раз≠вить своеволие. –азмеренное, благо≠разумное развитие этого отправлени€, сообща€ телу возбужденность и жи≠вость, приучает к трудам и образует степенность. –азвитие бесконтрольное, оставленное на произвол, в одних развива≠ет непомерную резвость и рассе€нность, в других - в€лость, безжизненность и леность. ѕервое порождает своенравие и непокорность, с чем св€зано по€вление задорности, гневли≠вости, непокорности в желани€х. ¬торое погружает в плоть и передает чувственным наслаждени€м. ”крепл€€ силы тела, надлежит следить, чтобы не развить через это своеволи€ и не погубить ради тела дух.

«а правило следует прин€ть умеренность, позволительность и контроль. ѕусть дит€ резвитс€, но в том месте, в то врем€, в той мере, как ему указано родителем. ¬ол€ роди≠телей должна сопровождать каждый шаг. Ѕез этого легко может исказитьс€ нрав дит€ти. —воевольно порезвившись, ребенок перестает слушатьс€ даже в мелочах. “рудно после истребить своенравие, если оно ос€дет в теле, как в крепо≠сти. Ќе гнетс€ ше€, не движетс€ рука и нога, и глаз даже не хочет смотреть, как приказывают. Ќапротив, дит€ ста≠новитс€ подвижным на вс€кую просьбу там, где с самого начала не дают воли его движени€м. Ќельз€ лучше при≠выкнуть владеть телом, как только заставл€€ его напр€≠гатьс€ по указани€м.

 

Ќервы как седалище чувствительности

“ретье отправление телесное св€зано с нервами. Ќервы - седалище чувствительности тела, или способности принимать при€тные и непри€тные дл€ него впечатлени€. ¬ этом отно≠шении следует приучать тело безбо≠лезненно переносить вс€кого рода внешние вли€ни€: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жары, холо≠да, у€звлений, боли и прочее.  то приобрел такой навык, тот способен на самые трудные дела во вс€кое врем€ и в любом месте. ƒуша в таком человеке €вл€етс€ полной вла≠дычицей тела, не оставл€ющею своих дел из-за бо€зни не≠при€тностей телесных. Ќапротив, с желанием обращаетс€ к тому, чем можно озлобл€ть тело. √лавное зло в отношении к телу - телолюбие и его жаление, отнимающие у души вс€≠кую власть над ним. Ќе жалеющий тела не будет в своих предпри€ти€х смущатьс€ опасени€ми со стороны слепого животолюби€.   этому следует приучать человека с дет≠ства. √лавное - содержать тело не так, чтобы оно прини≠мало одни только при€тные впечатлени€, а быть по отно≠шению к нему более строгим. ѕри€тными впечатлени€ми тело разнеживаетс€, строгими укрепл€етс€. ѕри первых дит€ всего боитс€, при вторых на все готово и способно сто€ть в начатом терпеливо. √лавное - владеть телом, как органом, и не подчин€тьс€ ему. ј это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешенной от чувственности и вс€кого угоди€ плоти.

–азвитие детского тела нельз€ оставл€ть на произвол, а надо держать его под строгой дисциплиной с первых дней жизни. »стинно люб€щие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского серд≠ца, чтобы доставить это благо дет€м. »наче все последующие дела их любви и попечени€ будут или малоплодны, или даже бесплодны. “ело - седалище страстей, и большей частью самых свирепых, таких как похоть и гнев. ѕо при≠веденным правилам следует обходитьс€ с телом и во все прочее врем€ жизни. (1. 27-34)

 

ѕравославное пон€тие дисциплины

ѕусть не смущает читател€ определенна€ суровость приведенных правил и рассуждений. ≈сли родители ребенка живут православной, воцерковленной, духовной жизнью, эти пра≠вила жизни дл€ них €вл€ютс€ естест≠венными и в них нет никакого неудобства, так как така€ жизнь дарует человеку свободу от плотского, награжда€ его духовной свободой. ¬ атмосфере приоритета духовного над плотским и ребенок начинает жить по этим спасительным правилам, не испытыва€ никакого неудобства.  онфликты и кризисы возникают тогда, когда мы упустили врем€ и дали греху возможность овладеть силами ребенка, а ребен≠ку - вкусить греховный плод. ¬ этом случае борьба начина≠етс€ не только с грехом, но и с искаженностью в развитии, котора€ возникла под вли€нием этого греха.

—ледует разъ€снить и смысл, который мы вкладываем в пон€тие дисциплины. ¬ зависимости от степени развити€ человека и его духовного становлени€, а точнее, от их вза≠имоотношени€, смысл пон€ти€ "дисциплина" измен€етс€. ≈сли образ жизни позвол€ет установить правильное соот≠ношение между духовным €дром личности и ее поведением, ее активностью, пон€тие "дисциплина" раствор€етс€ в орга≠низации поведени€ и ценитс€ как фактор духовного воспи≠тани€. ≈сли имеютс€ отступлени€ от нормального духовно≠го ^становлени€ личности в случае греховного овладени€ развивающимис€ силами, дисциплина приобретает смысл регул€тора духовной жизни в конкретных ее про€влени€х, становитс€ внешней помощью неокрепшим духовным силам человека.

 

–азвитие чувств и пытливости у ребенка

¬месте с обнаружением телесных потребностей и душа начинает выка≠зывать способности в их естествен≠ной последовательности. ƒит€ начи≠нает останавливать взор на различных предметах, на одних дольше, на дру≠гих меньше. ѕервые впечатлени€ глубоко остаютс€ пам€т≠ными. ѕервый материал, первую пищу дл€ своего образо≠вани€ душа получает извне от чувств. ¬озрастает и богатеет во внутреннем содержании и разнообразитс€ в де€тельности она уже после. ѕоэтому первые предметы, воздействующие на чувства и воображение, должны способствовать обра≠зующейс€ христианской жизни.  ак перва€ пища имеет значительное вли€ние на темперамент тела, так и первые предметы, которыми занимаетс€ душа, имеют сильное вли€ние на характер души или тон ее жизни.

–азвивающиес€ чувства доставл€ют материал вообра≠жению, воображенный предмет хранитс€ в пам€ти и состав≠л€ет содержание души. ѕусть чувства получают первые впечатлени€ от предметов св€щенных: икона и свет лампа≠ды и свечи - дл€ глаз, св€щенные песнопени€ - дл€ слуха. ƒит€ не понимает еще ничего из того, что у него перед гла≠зами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, занима€ его сердце, тем самым отодвигают другие предметы вдаль. «а чувствами и первые упражнени€ вооб≠ражени€ будут св€щенными, ему легче будет воображать эти предметы, чем другие. ¬ будущем все из€щное будет привлекать его не иначе как под св€щенными формами.

ќгражда€ дит€ св€щенными предметами, следует уда≠л€ть от него все, что может развратить его: вещи, изобра≠жени€, предметы. »звестно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее. Ќесчастно дит€, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себ€, бывает подавл€емо множеством не≠потребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страст€ми.

ƒело чувств - видеть, слышать, ос€зать, другими сло≠вами, испытывать. „увства - первые возбудители пытливости. ѕренебрегать чувствами нельз€ - через них познаютс€ вещи, знать которые необходимо ради славы Ѕожией и на≠шего блага. ѕри этом развиваетс€ и пытливость, котора€ представл€ет собой неудержимую склонность бесцельно видеть, слышать, разузнавать, что и где делаетс€, не разли≠ча€, нужно это или не нужно. —ледует при упражнении чувств соблюдать меру и пор€док, обращать их на одно нужное и по сознанию нужды, тогда дл€ пытливости не будет пищи. –ебенок должен испытывать только то, что необходимо, от всего же другого удерживатьс€ и отстра≠н€тьс€. ѕри этом не перебегать от одного предмета к дру≠гому или от одной черты к другой, а пересматривать одно за другим, чтобы дит€ могло вообразить предмет как он есть. “акие зан€ти€ избав€т дит€ от настроени€ развле≠катьс€ даже среди позволенного, приучат владеть чувства≠ми, а через них и воображением. » оно не будет перебегать от одного к другому без нужды, не будет мечтать и развле≠катьс€ образами, тем самым не дава€ поко€ душе, возмуща€ ее приливом и отливом своих беспутных видений. Ќе уме≠ющий владеть чувствами и воображением, как правило, бы≠вает рассе€н и непосто€нен. “омимый пытливостью, он влечетс€ от одного предмета к другому до расслаблени€ сил совершенно бесплодно.

— раннего возраста возникают у дит€ страсти и начи≠нают тревожить его. –ебенок еще не говорит, не ходит, только что научилось сидеть и брать игрушки, но уже сер≠дитс€, завидует, присваивает себе и прочее, тем самым €в≠л€ет действие страстей. Ёто зло, утверждающеес€ на животной жизни, тлетворно. ≈му необходимо противодействовать с первых его про€влений.  ак это сделать на практике - зависит от благоразуми€ родителей. –азумнее всего преду≠преждать вс€чески возникновение страстей, но если страсть про€вилась, надо спешить погасить ее известными и испы≠танными средствами. Ќадежнейший способ врачевани€ страстей - употребление благодатных средств.   ним нужно обращатьс€ с верою, ибо страсть - €вление душевное, а дей≠ствовать на душу ребенка у родителей изначально нет способов. ѕоэтому прежде всего надо молить √оспода, да со≠вершит —вое дело.

ƒальнейшим руководителем родителей будет опыт.  огда дит€ подрастет и обретет смысл, тогда могут упот≠ребл€тьс€ и общие против страстей средства. Ётими средст≠вами должен научитьс€ владеть и ребенок, ибо набеги стра≠стей не прекрат€тс€ до конца жизни.

≈сли будут соблюдатьс€ правила и пор€док действи€ на тело и на первые, низшие способности, то душа будет подготовлена к истинно доброму настроению. ќднако это только подготовка. —амо настроение созидаетс€ положи≠тельным действием на все силы души: ум, волю и сердце. (1. 34-38)

 

ƒетство

ѕсихологическа€ характеристика детства

ƒетство можно разделить на два периода:

1. –аннее детство /1-3 года/;

2. ƒошкольный возраст /« - 7 лет/.

–ассмотрим психологическую харак≠теристику этого возраста.

ѕоведение ребенка в раннем возрасте определ€етс€ той ситуа≠цией, в которой он оказываетс€. ќн входит в нее как динамическа€ часть. ѕо определению  .Ћевина, действи€ ребенка - полевые дейст≠ви€.  ажда€ вещь приобретает дл€ него особую валентность (аффект, привлекательность). –ебенок находитс€ в мире вещей подобно как в силовом поле. Ёто силовое поле провоцирует его на действи€. ќн не говорит ни о чем другом, кроме того, что видит и слышит, поэтому ребенок не может лгать, не способен к выдумке.

–ебенок чаще пытаетс€ обследовать предметы, открывать их свойства и выполн€ть с ними действи€ без помощи взрослого. –азвитие речи приводит к по€влению обобщений, что, в свою очередь, позвол€ет высказывать первые суждени€. Ѕессловесное воспри€тие замен€етс€ словесным. –ечь мен€ет структуру воспри€ти€, благодар€ обобщению. –ебенок не просто начинает воспринимать мир, но и осмысливать его. Ёто сказываетс€ и на развитии способов решени€ игровой задачи:

- игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации;

- использование предметов-заместителей (1 г. 4 м.);

- воображаемые предметы (1 г. 7 м. - 1 г. 9 м.);

- активна€ замена хорошо усвоенных действий словом (с 2 л. 7 м.).

ƒети, усваивающие более сложные способы решени€ игровых задач, могут играть парами и группами. ƒети, не умеющие играть без опоры на предметы, затрудн€ютс€ отображать взаимоотношени€ меж≠ду игровыми персонажами, не могут пон€ть свою роль и участвовать в игре (3. 17).

÷ентральным новообразованием этого возраста €вл€етс€ воспри≠€тие, в основе которого лежит обобщение, то есть возникают основные особенности человеческого сознани€ (2. 367).

— осознанием "€" как активного начала, как субъекта де€тельно≠сти, когда ребенок овладевает личными местоимени€ми, возникает перва€ фаза кризиса трех лет. ≈го симптомом €вл€етс€ так называемое семизвездие кризиса трех лет, которое выражаетс€ в следующем:

1. Ќегативизм - все поведение ребенка идет вразлад с тем, что предлагают ему взрослые. ќн не хочет что-нибудь делать потому, что это предложил кто-то взрослый. Ёто реакци€ не на содержание дейст≠ви€, а на само предложение. Ќегативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. ¬ процессе негативной реакции мотив лежит вне ситуации.

Ќегативизм следует отличать от непослушани€, в котором на первый план выступают социальные отношени€ к другому человеку. Ќепослушание - это акт социального характера.

2. ”пр€мство - ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочетс€, а потому, что он это потребовал. ќн настаи≠вает на своем требовании. ћотивом упр€мства €вл€етс€ то, что ребенок св€зан своим первоначальным решением.

3. —троптивость - безлична, направлена против норм воспитани€, против образа жизни. —троптивость вызвана стремлением насто€ть на своем желании. –ебенок обычно всем недоволен.

4. —воеволие и своенравие - тенденци€ к самосто€тельности. ’о≠чет все делать сам.

5. ѕротест, бунт - поведение ребенка носит протестующий харак≠тер, он как бы находитс€ в состо€нии войны с окружающим миром.

6. ќбесценивание - происходит обесценивание игрушек, людей. –ебенок начинает ругатьс€.

7. ƒеспотизм - про€вление власти над окружающими. ќбостре≠ние ревности по отношению к младшим. (2. 369-375)

¬ указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуе≠мый. ¬ кризисе трех лет происходит раздвоение - измен€ютс€ отноше≠ни€ ребенка к люд€м, окружающим его, и к собственной личности.

 ризис трех лет - это кризис социальных отношений ребенка. ѕерестраиваетс€ социальна€ позици€ ребенка по отношению к окружающим люд€м. ћотив дифференцирован от ситуации. Ќовые черты св€заны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением с другими людьми. ¬ это врем€ у ребенка могут возникать невротические реакции, энурез, за≠труднени€ в речи, заикани€, припадки. Ќаказани€, угрозы, окрики могут способствовать развитию невротических реакций.

¬ дошкольном возрасте идет процесс активного созревани€ орга≠низма. »змен€ютс€ пропорции тела.   шести годам у ребенка хорошо сформирована двигательна€ сфера.

Ќедостаточна€ дифференцированность внутренней и внешней жизни ребенка про€вл€етс€ в его непосредственности. ѕереживани€ ребенка, его желани€ и выражени€ желаний, поведение и де€тельность составл€ют одно целое.

ќвладев речью и первыми навыками по уходу за собой, ребенок с трех лет начинает постепенно расшир€ть свое сознание. Ёто первый признак того, что он готов ко взаимному общению с большим миром культуры.

¬ этом возрасте воображение ребенка питаетс€ тем, что он видит, знает и чувствует. –ебенок начинает чувствовать справедливость, по≠нимать добро и зло, красоту и безобразие, начинает задавать массу вопросов, на которые должен получить полные, честные ответы.

  6-7 годам происходит усвоение пон€ти€ пола, возникает поло≠вое самосознание. — учетом этого ребенок начинает сознательно регу≠лировать свое поведение.

–ебенок трех лет воспринимает мир как совокупность отдельных предметов, в дальнейшем мир воспринимаетс€ как совокупность дейст≠вующих предметов. ѕроисходит освоение словесной формы пон€тий, за которой сто€т конкретно-образные практические действи€. —лово становитс€ регул€тором поведени€.

ѕереход к мышлению в пон€ти€х, развитие логического мышле≠ни€, привнесение в поступки интеллектуального момента €вл€ютс€ признаками кризиса семи лет. —емилетний ребенок утрачивает детскую непосредственность. ќн начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил. ¬ поведении по€вл€етс€ что-то нелепое, нарочитое, искусственное, вертл€вость, клоунада. ѕоведение часто немотивирова≠но - ребенок из себ€ строит шута.

—амой существенной чертой кризиса семи лет можно назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. ¬ этом возрасте впервые возникает осмысленна€ реакци€ сво≠их переживаний, новое отношение к себе. ѕереживание приобретает смысл. –адующийс€ понимает, что он радуетс€, серд€щийс€ - что он сердит. ѕроисходит обобщение переживаний. Ќовообразовани€ми €вл€≠ютс€ самолюбие и самооценка. (2. 377)

 

–азвитие речи и образование ума ребенка

—в€титель ‘еофан, характеризу€ детский возраст, пишет о том, что вместе с развитием речи у дит€ обнаруживаетс€ смышленость. ѕоэтому образование ума следует начинать вместе со словом. √лавное - образовать здравые пон€ти€ и суждени€ по началам христианским обо всем встречающемс€ или о подлежащем вниманию ре≠бенка: что есть добро и что есть зло, что хорошо и что ху≠до. Ёто легко сделать посредством обыкновенных разгово≠ров и вопросов. –одители говор€т между собою, дети прислушиваютс€ и почти всегда усваивают не только мыс≠ли, но даже обороты их речи и манеры. ѕусть же родите≠ли, когда говор€т, называют вещи всегда своими именами, чтобы дети могли пон€ть, что значит насто€ща€ жизнь, чем она кончитс€,  то источник всех благ и от  ого все полу≠чаетс€, что такое радость, какое достоинство имеют те или иные обычаи и др. ѕусть говор€т с детьми и толкуют духовно-нравственные истины им или пр€мо, или посредством рассказов. »ли пусть спрашивают детей, что они думают о том или другом €влении, и поправл€ют их ошибки. «а непродолжительное врем€ этим простым средством можно передать здравые пон€ти€ и начала дл€ суждений о различ≠ных вещах, которые потом не изглад€тс€ надолго, если не на всю жизнь. “аким способом в самом корне будут подав≠лены мирское мудрование и зла€ ненасытима€ пытливость. »стина св€зывает ум тем, что насыщает его. ћирское муд≠рование не насыщает, а разжигает пытливость. Ќе стоит читать и давать дет€м книг с растленными пон€ти€ми - и ум их сохранитс€ целым, во здравости св€той и Ѕожественной. Ќе стоит переживать о том, что ребенок мал и ему эти по≠н€ти€ не доступны, - истина доступна вс€кому. “о, что ма≠лое дит€ мудрее философов, показал опыт. ¬ первые века христианства во врем€ гонений и мученичества малые дети рассуждали о √осподе —пасителе, о безумстве идолопоклон≠ства, о будущей жизни и прочем. » все это оттого, что мать или отец истолковали им эти пон€ти€ и суждени€ в простой беседе, истины сроднились с сердцем, которое стало доро≠жить ими до готовности на смерть.

ѕослушание как средство преодолени€ многожелательности

ƒит€ многожелательно, все его занимает, все его влечет к себе и рождает желани€. Ќе уме€ различать доброго злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. ƒит€, предоставленное самому себе, делаетс€ неукротимо своевольным. Ќеобходимо строго блюсти волю как особую силу душевной де€тельности. —амое простое средство - расположить детей так, чтобы они ничего не де≠лали без позволени€. ѕусть со вс€ким желанием прибегают к родител€м и спрашивают, можно ли сделать то или дру≠гое. Ќеобходимо убедить их опытом и примерами, собст≠венными и чужими, в том, что им опасно, не спрос€сь, ис≠полн€ть свои желани€, настроить их так, чтобы они бо€лись своей воли. Ётого достичь бывает просто, ибо дети и так большей частью обращаютс€ ко взрослым с расспросами, сознава€ свое неведение и слабость. —тоит возвести это правило до об€зательного закона. ≈стественным следствием такого настроени€ будут полное послушание и покорность во всем воле родителей наперекор своей, внутреннее распо≠ложение во многом отказывать себе и навык в этом. –ебе≠нок из собственного опыта получает уроки, что нельз€ слу≠шать во всем себ€, и необходимо на это обращать его внимание, объ€сн€€, что желаемое часто бывает вредно дл€ тела и души.

ќтуча€ от своей воли, надо приучать дит€ делать добро. –одители сами должны представл€ть истинный пример доброй жизни и на деле показывать, что у них самих глав≠ными €вл€ютс€ не заботы о наслаждени€х и отличи€х, а о спасении собственной души. ƒети любоподражательны. ќни рано умеют копировать мать или отца. «десь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. ƒетей надо направл€ть на добрые дела. —реди них: милостын€, сострадание, милосердие, уступчи≠вость и терпение. ¬сему этому весьма нетрудно научить. ќтсюда выйдет вол€ с настроением на разные добрые дела и вообще с т€готением к добру. ƒоброделанию надо учитьс€, как и всему другому.

 огда человек был в союзе с Ѕогом, он находил вкус в вещах Ѕожественных и осв€щенных благодатию Ѕожией. ѕо падении он потер€л этот вкус и возжаждал чувствен≠ного. Ѕлагодать крещени€ отрешила от чувственного, но оно снова готово наполнить сердце. ќт этого сердце необходимо защитить. —амое действенное средство воспитани€ истин≠ного вкуса есть церковность. —очувствие ко всему св€щен≠ному, сладость пребывани€ среди св€щенных предметов ради тишины и теплоты, духовное пение, иконы запечатле≠ваютс€ в сердце и заглушают блеск и привлекательность мирской суеты. Ќадо помнить и напоминать дет€м, что по вкусу сердца будет назначатьс€ и будуща€ вечна€ обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким мы образуем его здесь. ќчевидно, что театры, балаганы, цирки и тому по≠добные развлечени€ не годны дл€ христиан.

”смиренна€ и организованна€ таким образом душа не будет свойственной ей беспор€дочностью преп€тствовать развитию духа. ƒух легче развиваетс€, чем душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и де€тельность. ƒействие духа про€вл€етс€ в страхе Ѕожием (в соответствии с разумом), в совести (в соответствии с волей) и в молитве (в соответст≠вии с чувством). —трах Ѕожий рождает молитву и очищает совесть. „ем раньше запечатлеетс€ страх Ѕожий и возбу≠дитс€ молитва, тем прочнее будет благочестие во все после≠дующее врем€. ƒух благодати, полученный при крещении, если он не погашен неправильным развитием тела и души, не может не оживл€ть нашего духа. ќсобого внимани€ при этом требует совесть - тот внутренний закон, с помощью которого человек может судить о положительном или отри≠цательном достоинстве своих поступков, о степени их честности и законности. «дравые пон€ти€ и добрый пример ро≠дителей, обучение добру и молитва запечатлевают в душе достаточные основани€ дл€ последующей доброй де€тель≠ности, дл€ образовани€ настроени€ совестливости и созна≠тельности. ¬ол€ родителей дл€ малых детей есть закон со≠вести и Ѕожий. Ѕлагоразумность родителей заключаетс€ в том, чтобы, распор€жа€сь своими повелени€ми, не ста≠вить детей в необходимость быть преступниками их воли. Ќо если это произойдет, располагать их к раска€нию. „то мороз дл€ цветов, то отступление от родительской воли дл€ дит€ти. ѕреслушание приводит к тому, что дит€ не смеет смотреть в глаза, не желает пользоватьс€ ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа грубеет, ребенок начинает дичать.  ак хорошо предварительно расположить его к раскаиванию, чтобы он без бо€зни, с доверием и со сле≠зами сказал о том, что сделал худо. » хот€ это касаетс€ про≠стых предметов, хорошо уже то, что здесь полагаетс€ осно≠вание будущему посто€нному истинно религиозному харак≠теру: тотчас вставать при падении. “ак образуетс€ умение скорого пока€ни€, и очищени€, и обновлени€ себ€ слезами.

≈сли дит€ растет в этом пор€дке, то в нем будет разви≠ватьс€ дух благочести€. –одители должны следить за всеми движени€ми раскрывающихс€ сил и все направл€ть к од≠ному. “аков закон: с самого первого вздоха дит€ти вести его непрерывно, ровно, степенно, без порывов, с терпением и ожиданием, про€вл€€ мудрую постепенность, подмеча€ ростки и пользу€сь ими, не счита€ ничего маловажным в деле, столь ответственном.

Ќельз€ определить, когда человек приходит к осознанию себ€ христианином и к самосто€тельной решимости жить по-христиански. Ќа практике это бывает и в семь, и в дес€ть, и в п€тнадцать лет, и позже. ћожет быть, прежде этого наста≠нет врем€ обучени€, как и бывает чаще всего. Ќепременное правило - хранить весь прежний пор€док без изменени€ и на все врем€ обучени€, ибо он существенно вытекает из приро≠ды наших сил и требований христианской жизни. (1. 38-44)

 

ќтрочество

 

ѕсихологическа€ характеристика отрочества

ќтрочество включает в себ€ школьный возраст от восьми до тринадцати лет. ¬от как характеризуют этот возраст психологи.

”чебна€ де€тельность дл€ ребенка есть перва€ социально нормированна€ де€тельность, в которую ребенок включаетс€ в организованном пор€дке. »з≠мен€етс€ его социальна€ позици€. ќтношение к учебе значительно измен€етс€ от второго к п€тому классу, причем эти изменени€ €рко выражены при переходе из началь≠ной в неполную среднюю школу. “ак, если во 2-3 классах, отвеча€ на вопрос: "Ћюбишь ли ты учитьс€?", практически все дети дают положи≠тельные ответы, то в 4 и 5 классах их число заметно уменьшаетс€, многие отвечают неопределенно или как-то оговаривают положитель≠ные ответы. “акое изменение отношени€ к учебе характеризуетс€, суд€ по анализу мотивировок детей, неудовлетворенностью и снижением интереса к р€ду предметов, субъективным ощущением утомлени€, пе≠регруженности, увеличени€ трудностей (2. 65).

»спытывают изменени€ и представлени€ детей о себе. ≈сли дл€ младших школьников в целом характерно равновесие позитивных и негативных суждений о себе, то у п€тиклассников обща€ картина суж≠дений о себе резко измен€етс€. ѕроисходит бурный рост негативных самооценок. “реть опрошенных п€тиклассников дали себе полностью отрицательные характеристики. ¬ ответах - недоумение, растер€нность, они как бы не узнают самих себ€. ƒаже если школьники этого возрас≠та и отмечают в себе положительные черты, отрицательное в оценках €вно преобладает (5. 74).

»зменение поведени€ и самооценки подростков св€зано с изме≠нением движущих сил. ѕодростковый возраст - это эпоха полового созревани€, эпоха созревани€ биологических и культурных потребно≠стей. —озревающий в биологическом отношении подросток тер€ет св€зь со средой. »змен€етс€ вс€ система отношений. “е вещи, €влени€, кото≠рые еще вчера не играли никакой существенной роли в жизни ребенка, выступают на первый план. ћир наполн€етс€ новым смыслом. Ќасту≠пает новый кризис в развитии.

¬ период кризиса тринадцати лет наблюдаетс€ падение школь≠ной успеваемости, ухудшение прежде установленных навыков, особен≠но когда перед ребенком развертываетс€ продуктивна€ работа творче≠ского характера. –асшир€етс€ круг вещей, имеющих побудительную силу. —феры де€тельности, прежде нейтральные, теперь определ€ют поведение. ¬месте с новым внутренним миром дл€ подростка возникает, по существу, и совершенно новый внешний мир (2. 20-21). Ётот пери≠од в целом характеризуетс€ двум€ основными чертами: во-первых, это есть период ломки и отмирани€ старых интересов и, во-вторых, период вызревани€ новой биологической основы, на которой развиваютс€ но≠вые интересы.

 ризис тринадцати лет - это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушени€ прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быст≠рой утомл€емости, острых и резких колебаний настроени€, протеста, крушени€ авторитетов.

 ризис тринадцати лет можно назвать фазой второго негати≠визма или фазой отрицани€. ѕодросток как бы отталкиваетс€ от среды, у него про€вл€етс€ негативна€ установка по отношению к окружаю≠щему, к тому, что еще недавно составл€ло предмет его интереса. »ногда негативизм протекает более м€гко, иногда про€вл€етс€ в форме раз≠дражительной активности. Ќар€ду с субъективными переживани€ми (угнетенным состо€нием, тоской, подавленностью, которые про€вл€ют≠с€ в запис€х, сделанных в дневниках, обнаруживающих внутреннюю, интимную жизнь подростка) эту фазу характеризуют враждебность, склонность к ссорам, нарушение дисциплины (2. 27). Ќегативизм в этом возрасте может и не наблюдатьс€ совсем, но изменение интере≠сов происходит всегда. —тановитс€ иным круг чтени€, мен€етс€ отно≠шение к другому полу, к различным видам де€тельности и др. Ќар€ду с кризисными изменени€ми происход€т стабилизаци€ прежних приоб≠ретений и оформление зарождающихс€ элементов взрослого человека.

ќсновным новообразованием этого периода, по мнению Ћ.—. ¬ы≠готского, €вл€етс€ овладение подростком процессом образовани€ пон€≠тий, переход к высшей форме интеллектуальной де€тельности -к мышлению в пон€ти€х (2. 52). ћышление в пон€ти€х приводит к пониманию действительности, с помощью слов человек начинает пони≠мать себ€. ѕроисходит переход от сознани€ к самосознанию, которое про€вл€етс€ в виде размышлений над собственными переживани€ми, ощущени€ми, мысл€ми.

 

¬ера и дела благо≠чести€ - главна€ цель христианско≠го воспитани€

–ассматрива€ школьные годы жизни ребенка, св€титель ‘еофан обращает особое внимание на сохранение бла≠гоприобретенного и на то, чтобы по≠р€док обучени€ не был противополо≠жен имеющемус€ настроению, иначе все, что создавалось ранее, будет разорено. ƒетей-учеников, как и младенцев, необходимо оградить благочестием окру≠жающих, церковностью, таинствами и продолжать благо≠творно воздействовать на их тело, душу и дух. ќбучение надо строить так, чтобы было видно, что главное, а что подчиненное. √лавным должно быть изучение веры, лучшее врем€ следует назначать на дела благочести€, и в случае выбора им должно отдавать преимущество над научностью. ѕусть одобрение заслуживает не одна успешность в науках, а также вера и добронравие. Ќадо так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Ѕогоугождение, а научность - придаточное качество, случайность, годна€ лишь на врем€ насто€щей жизни. » потому не следует ее ставить так высоко и в та≠ком блест€щем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Ќет ничего €довитее и гибельнее дл€ духа христианской жизни, как эта научность и исклю≠чительна€ о ней забота. ќна пр€мо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем, а иногда еще и при≠совокупить разврат, если встрет€тс€ благопри€тные тому обсто€тельства.

ќбратим внимание на дух преподавани€ и на то, како≠вы воззрени€ на предметы обучени€. ƒолжен быть непре≠ложный закон, чтобы вс€ка€ преподаваема€ христианину наука была пропитана христианскими началами, и притом православными. ¬с€ка€ наука тогда только и будет истин≠ною наукою, если исполнит это условие.

≈сли в таком пор€дке вести обучение, чтобы вера и жизнь в духе веры высились над всем и по образу зан€тий, и по духу преподавани€, то нет сомнени€, что положенные в детстве начала не только будут сохранены, но и возрас≠тут, укреп€тс€ и придут в соразмерную зрелость.

≈сли в таком пор€дке вести воспитание человека с пер≠вых лет, он будет привыкать к мысли о том, что на нем лежит об€занность пред лицом Ѕога и —пасител€ нашего жить и действовать по ≈го заповед€м. ќн будет понимать, что все другие дела и зан€ти€ уместны только в продолже≠ние насто€щей жизни и что есть другое место жительства, другое ќтечество, к которому и надо устремл€ть все свои мысли и все свои желани€. — возрастанием каждый естест≠венно доходит до сознани€, что он человек. Ќо если к его естеству привито новое, благодатное, христианское начало в самый первый момент пробуждени€ сил и их движени€ (в крещении), если потом во всех точках развити€ этих сил новое начало не только не уступало первенства, а напротив, всегда преобладало, давало как бы всему форму, то, прихо≠д€ к сознанию, человек вместе с тем найдет себ€ действую≠щим по христианским началам, найдет себ€ христианином. ј это и есть главна€ цель христианского воспитани€, чтобы человек вследствие его сказал себе, что он христианин. ≈с≠ли, прид€ в полное самосознание, он скажет: "я - хрис≠тианин, об€занный от —пасител€ и Ѕога жить так, чтобы удостоитьс€ блаженного общени€ с Ќим и избранными ≈го в жизни будущей," - то уже самосто€тельно будет хранить и возгревать дух благочести€, в котором ходил и прежде, по чужому руководству.

 

ќсознанныи выбор христианской жизни как результат разумной самосто€тельности

ƒолжен быть особый момент в жизни, когда необходимо возобновить в сознании все об€зательства христианства и наложить на себ€ их как непреложный закон. ¬ крещении они были прин€ты несознательно, потом были хранимы более чужим умом, по чужому настроению и в простоте. “еперь сознательно должно положить на себ€ благое иго ’ристово, избрать христианское житие, посв€≠тить себ€ Ѕогу, чтобы потом все дни жизни служить ему с воодушевлением. «десь человек собственной волей начи≠нает жизнь христианскую. ќна была в нем и прежде, но исходила не от его лица. “еперь он сам начинает действо≠вать в духе христианина. „еловек становитс€ вполне чело≠веком, когда приходит к самопознанию и разумной само≠сто€тельности, когда становитс€ полным владыкой и рас≠пор€дителем своих мыслей и дел, держитс€ каких-либо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам находит их верными. ѕотому ему и здесь необ≠ходимо быть разумным, только свою разумность он должен обратить в пользу св€той веры. ѕусть разумно убедитс€, что исповедуема€ им св€та€ вера есть единственный верный путь спасени€ и что все другие пути, не согласные с ним, ведут к погибели. Ќе слепым исповедником быть нужно человеку, а сознающим, что, поступа€ так, он действует как должно. ¬се это он и сделает, когда сознательно наложит на себ€ благое иго ’ристово.

—ознавший себ€ христианином, сознательно решивший жить по-христиански пусть теперь сам хранит со всем тща≠нием прин€тые от прежнего возраста совершенство и чистоту жизни, как прежде хранили ее другие.  ак хорошо и спасительно не только воспитанием быть настроенным по-христиански, но и с возрастом, прежде вступлени€ в юно≠шеские годы осознать себ€ и решитьс€ быть христианином. (1. 44-48)

 

ёношество

 

ѕсихологическа€ характеристика юношества

–ассмотрим психологическую характеристику этого возраста, включающего в себ€ период жизни от 14 до 18 лет. ¬ажнейшим новообразованием данного этапа €вл€етс€ становление самосознани€. ћышление приобретает рефлективный характер. ѕроисходит расширение жизненного пространства ребенка. ¬первые наступает осознание будущего, по€вл€етс€ жизненна€ пер≠спектива. ¬озникают профессиональные намерени€.

–ебенок уже не играет во взрослого, не подражает ему, он ставит себ€ в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. “ребует признани€ своей самосто€тельности, равенства при отсутствии дл€ этого достаточных условий - физических, интеллектуальных и соци≠альных. „увствителен к оценкам взрослых. Ќичего не принимает на веру, про€вл€ет потребность в доказательствах.

√лавной потребностью этого возраста €вл€етс€ интимно-личное общение. ѕо€вление дружеских св€зей - первое личностное достижение в сфере отношений. ќбщение может протекать в виде малосодержа≠тельных разговоров. —таршие школьники озабочены тем, соответству≠ют ли они эталонам "мужественности" и "женственности". ”чебные | интересы и склонности станов€тс€ более определенными. ќформл€ютс€ взгл€ды и убеждени€. јктивно развиваетс€ процесс самовоспита≠ни€. ”силиваетс€ потребность в интимной дружбе.

ѕоведенческие реакции детей этого возраста про€вл€ютс€ весьма многообразно и завис€т от индивидуальных особенностей. Ёти реакции можно классифицировать:

1. ѕассивно-оборонительна€ реакци€. ¬озникает при резком из≠менении ситуации и про€вл€етс€ в отказе от игр, другой де€тельности.

2. –еакци€ "оппозиции". ¬озникает как активный протест при непосильных требовани€х, предъ€вл€емых ребенку (отлична€ учеба, одновременные зан€ти€ спортом, музыкой, €зыками и проч.). ¬ этих случа€х ребенок активно сопротивл€етс€, про€вл€ет непослушание, дерзость.

3. –еакци€ компенсации. –азвиваетс€ при слабости той или дру≠гой психофизической функции, которую он компенсирует более разви≠той функцией. “ак, например, физическа€ слабость может компенси≠роватьс€ успехами в учебе и наоборот.

4. –еакци€ гиперкомпенсации. –ебенок развивает ту или иную слабую функцию и может достигать в этом отличных результатов.

5. –еакци€ имитации. ѕро€вл€етс€ в подражании определенному лицу или образу. „аще всего ребенок подражает кому-либо из своих сверстников, более попул€рному и в чем-либо преуспевающему.

6. –еакци€ группировани€. —тремление ребенка в группу сверст≠ников, развитие различных увлечений. (4. 44)

 

¬ли€ние юности на дальнейшую жизнь человека

—в€титель ‘еофан характеризует юношеский возраст как вскипание те≠лесно-духовной жизни. “ихо живут дит€ и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склон€ют к покою, одна юность кипит жизнью, надо иметь очень твердую опору, чтобы усто€ть в это врем€ от натиска волн. ѕробуждающиес€ силы имеют дл€ юноши особую прелесть, и своим действием они вытесн€ют все, что прежде лежало на сердце. “олько насто€щие чувства ис≠тинны, только они имеют действительное значение. Ќо если он прежде пробуждени€ этих сил св€зал себ€ об€зательст≠вом исповедани€ и христианской жизни, тогда все возбуж≠дени€ будут слабее и легче уступ€т требованию первых уже потому, что те старее, прежде испытаны и избраны серд≠цем, а главное - скреплены обетом. ёноша решительно хо≠чет держать всегда свое слово.

„то сказать о том, кто не только не любил христиан≠ской жизни и истины, но даже никогда не слышал о них? ¬ этом случае он - дом без ограды, преданный разграбле≠нию, или сухой хворост, преданный горению в огне.  огда своеволие юношеской мысли на все кидает тень сомнени€, когда сильно тревожат его возбуждени€ страстей, когда вс€ душа наполн€етс€ искусительными помыслами и движени€≠ми - юноша в огне.

 акими мы выходим из лет юношеских, во многом за≠висит от того, какими вступаем в них. »з этого периода жизни выход€т два пор€дка людей: одни си€ют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи, средний класс, склон€ютс€ то к добру, то ко злу.

 

∆ажда впечатлений и склонность к общению как опасности юношеского возраста

  естественным опасност€м юношеского возраста присоедин€ютс€ еще две: жажда впечатлений и склонность к общению. ∆ажда впечатлений сообщает некото≠рую стремительность, непрерывность и разнообразие действи€м юноши. ≈му хочетс€ все испы≠тать самому, все видеть, все слышать, везде побывать. »щите его там, где есть блеск дл€ очей, га





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1532 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1759 - | 1433 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.167 с.