Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отличительные черты правового и неправового государств




Неправовое государство:

· Государственная власть не ограничивается никакими законами

· Нет разделения властей или оно носит формальный характер

· Права и свободы человека и гражданина не защищены

· Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не соблюдается

· Национальное законодательство не признает или отрицает приоритет международных правовых актов и норм

Правовое государство:

· Государственная власть осуществляется на основе верховенства права

· Разделение властей носит реальный характер

· Реальная защищённость прав и свобод человека, и гражданина

· Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката

· Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством

 

Правовое государство – это тот «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя всё лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики, своеобразия форм правления и государственного устройства.

Строго говоря, «неправовых» государств не бывает. В любом государстве существуют определённые законы. Другой вопрос – о степени развития системы права, его роли в демократизации общества, уровне правовой культуры населения страны.

Тоталитарное государство, в отличие от правого, само является источником права и власти. Для него характерны правовой нигилизм и правовое невежество членов общества, несовершенство системы права и законодательства, отсутствие органов и общественных институтов правового надзора.

«Правовое» и «неправовое» государства отличаются темпами подвижности правовых норм и законов. В правовом государстве они менее подвижны, тогда как в «неправовом» возможна быстрая сменяемость законов и даже самих правовых принципов. Тем не менее именно правовое государство имеет основополагающие предпосылки для дальнейшего развития. Высшим пределом его совершенствования явится постепенный переход к элементам общественного самоуправления в условиях развитой правовой и общей культуры членов общества. Исторически это очень длительный процесс.

Особое значение и ценность в современных условиях приобрели такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека и национальных меньшинств, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правого, демократического государства.

Также наряду с концепцией «правого государства», имеющей своей целью защитить права и свободы человека, существует теория «социального государства», предполагающая, что государство предназначено для гарантирования людям достойного существования. В мировой теории и практике государственного строительства, и политической науке в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики всё больше утверждается понятие «социальное государство».

«Социальное государство» означает развитие «забот» государства от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан. Такое государство предполагает наличие определённого комплекса социальных прав граждан и определённый уровень социальной защищённости, социальной справедливости.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине XIX в. немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве».
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. Британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширения социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого бы хватало на скромное поддержание жизни. Ядром плана была государственная социальная и экономическая политика, нацеленная на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-экономического развития в послевоенной Германии.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст. 1. Конституции Пятой республики 1958 г. «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой».
Итак, социальное государство представляет собой особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищённости всех граждан, устанавливается соответствующий уровень социальной справедливости и солидарности посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер общественной жизнедеятельности. Социальное государство знаменует некий этап гармонизации отношений государственных институтов и общества.

22. Понятие формы правления. Монархия как форма правления: общие черты и разновидности

 

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

· Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)

 

· Как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти

 

· Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

 

· Юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

 

Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5265 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2319 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.