Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


формирования политических идей в условиях украаинского культурно-национального возрождения и просвещения (С.Ориховський -Роксолан И. Вишенского)




 

Эксплуатируемая, угнетенная и обиженная обществом человек предстает стержнем творчества Ивана Вышенского. Он направлен на пропаганду нравственных идеалов раннего христианства, которые выражали стремление народа к равенству, свободе, братству, справедливости, были антиподом существующих в обществе гнета и бесправия народных масс, решительно разоблачает эксплуататорскую природу магнатов и шляхты, церковных владык и высшего духовенства. Общественно-политические взгляды И. Вышенского были проникнуты реформационными идеями, глубоким демократизмом, страстной любовью к трудовому народу.

В развитии идеи украинской государственности, политического сознания народа большую роль сыграли образование, культура, искусство. Полемическая литература, сеяла благодатные зерна национального самосознания, дала мощный толчок народному образованию, необходимость которой была вызвана и общественно-экономическими факторами. Важным источником образования для молодых представителей украинских земель во времена средневековья были европейские учебные заведения, в частности, университеты Италии, Франции, Германии, Чехии, Польши Популярными среди молодежи были в те годы Парижский (Сорбонна), Кембриджский, Болонский, Гейдельбергский, Лейпцигский, кенигсбергский, Страсбургский, Краковский университстак по пивтисячолптя (ХIV-ХVИИI в.) в Падуаиському (Италия) университете получили различные научные степени или учились и не закончили около 600 (а, возможно, и больше) юношей из Украины. Развитию образования значительно способствовали братские школы. Основываясь на отечественном опыте и национальных традициях, они подносили образование на уровень тогдашних требований, усматривая в ней залог освобождения от социального и национального угнетения, основу формирования мировоззрения, государственности народа. Благодаря широкой сети школ образованность в Украине достигла высокого уровня. Арабский путешественник, архидиакон Павел Алепский, находившийся в Украине в середине XVII в., Отмечал, что по всей земле русской иностранные путешественники заметили прекрасную черту, которая вызвала удивление у них, все они, за исключением немногих, даже большинство женщин и дочерей, умели читать и знали порядок церковных служб и церковные песнопения. Посетив Вознесенский монастырь в Киеве, П. Алепский отметил, что большинство монахов не только умели читать, но и были знакомы с философией, логикой и писали произведения.

Между княжеской и казацко-гетманской временем Украина находилась под властью Литвы и Польши. В это время политическая мысль развивалась в русле гуманистической традиции, прослеживалась в работах Юрия Дрогобыча и Станислава Ореховского.

С. Ореховский молодости выступал против божественного происхождения власти, отстаивал принцип невмешательства церкви в государственные дела. Государство, по его мнению, подобная живого существа, которое имеет свое тело (посполитые), душа - (благородный состояние), ум - (король). Цель государства - сохранение набожности, благосостояния и свободы граждан.

 

В работе «О естественном праве» С. Ореховский одним из первых в Европе разработал концепцию естественного права, отстаивал приоритет закона над решением монарха или других должностных лиц. Однако за несколько лет до смерти в работе «Польские диалоги политические» он отошел от передовых взглядов, отстаивал превосходство папской власти над королевской. Этот принцип писатель-публицист применил при разработке пирамиды власти в Польше, которая бы напоминала треугольник, вершиной которого была духовная власть, в левом углу - священнослужители, а в правом - король.

Полемическая литература основном касалась вопросов религиозной жизни, реформы церкви, но в контексте этих проблем поднимались и политические вопросы. Оказывались два направления: первый был ориентирован на унию православной и католической церквей, второй тесно связан с антиуниатских борьбой и реформой православной церкви

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.