Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи свободы и демократии в общественно-политической жизни козацтва.Демократични основы казацкого государства




 

Проблемы государства и абсолютной монархии, соотношение светской н церковной власти занимали важное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736), философа, ученого, писателя, историка, профессора и ректора Киево-Могилянской Академии, а с 1716 года - сподвижника Петра I в его реформаторской деятельности. В противоположность С. Яворскому, Ф. Прокопович полностью разделяя идеи Петра I, выступил на защиту подчинения Украинской церкви Российскому государству и установление абсолютистско-монархической формы правления - царского самодержавия. Впервые в условиях российского государства он разработал теорию просвещенного абсолютизма, основываясь на теориях естественного права и общественного договора и учитывая учения западноевропейских ученных - Г. Гроция, Т. Гоббса и др.(Трактаты: "Слово о власти и чести царской"— 1718, "Правда воли монаршей"—1722). Суть этой теории состояла в мотивировке приоритета светской власти, подчинении церкви государству, секуляризации церковных и монастырских земель. Теория "просвещенного абсолютизма", разработанная Ф. Прокоповичем, признавала верховным носителем государственной власти только образованного государя, "философа на троне". Образование и развитие наук рассматривалось им как основа исторического прогресса, силы и благополучия государства.

В силу специфических исторических причин во всей украинской жизни, в борьбе за волю, за суверенное, независимое государство центральная роль принадлежит казачеству. Согласно исследованиям М. Грушевского, казачество, зародившись в XV ст., в течении XVI ст. становится, своеобразным сословием, довольно многочисленным. Оно имело свою организацию, управление, свою элиту в лице гетмана, шляхты, генеральной старшины. Казацкая верхушка была высокообразованной, а дети казаков составляли значительный слой среди студентов Киево-Могилянской академии.

Особые условия возникновения (на новые земли бежали самые смелые и энергичные люди, стремившиеся, во что бы то ни стало, избавиться от угнетения и стать свободными), а также специфика жизни - сосредоточение, в основном, в "пограничной зоне" и необходимость одновременно заниматься земледельческим трудом и вооруженной защитой своих поселений, - определили формирование особого типа личности - вольнолюбивой, мужественной, выносливой. Как отмечал Д.И. Яворницкий ",...тут были те, кто чувствовал в себе "волю огненную, силу богатырскую"".

Условия жизнедеятельности казацких поселений как хозяйственно-военных организаций требовали тесного взаимодействия ее членов. Поэтому свои отношения они могли строить только на принципах демократизма, взаимоуважения и взаимопомощи. Демократические начала запорожского казачества стали основой формирования казацкой республики, вызвавшей восхищение многих ученных и политических деятелей (Вольтер, Гердер, Герцен и др.). На всех этапах украинской истории со времен Запорожской Сечи, выделяется принцип демократизма, настоятельное желание утвердить демократический строй на основе свободы, равенства и справедливости.

Свое первое юридическое осмысление, оформление и воплощение этот идеал нашел в "Конституции прав и свобод Запорожского войска" (1710), разработанной группой казацких старшин во главе с гетманом Филиппом Орликом (1672-1742), ближайшим сподвижником гетмана Мазепы. Более чем за полстолетия до провозглашения американской Декларации независимости этот документ говорил о праве Украины на самоопределение и на независимое государственное существование: "Украина обеих сторон Днепра должна быть на вечные времена свободна от чужого господства".

В содержании этого договора можно выделить несколько блоков: 1) Статьи, регулирующие религиозный вопрос, в которых проявляется религиозный консерватизм: утверждаются исключительные права православия и религиозная нетерпимость по отношению к другим конфессиям, что находит объяснение в сложных проблемах недавнего прошлого. 2) Статьи, определяющие границы Украины, а также регулирующие отношения с ближайшими соседями. Учтен геополитический фактор - исторически сложившиеся транзитные пути с Востока на Запад, с Севера на Юг и наоборот, ее крайне восточное положение по отношению к Европе, с чем был связан и вопрос о выборе постоянных и временных союзников, в том числе и стремление перейти под постоянный протекторат далекой Швеции. 3) Статьи, относящиеся к финансовым, экономическим и социальным вопросим. В специальных статьях предусматривалась защита социально-экономических интересов низов - казаков и посполитых, которых "гетман должен был взять под свою опеку", ограничить произвол полковников и старшины, бороться с протекцией, коррупцией, взяточничеством и прочее. 4) Важнейшие статьи Конституции - VI-VII, наметившие контуры политического устройстваукраинского государства. Главная их сущность - установление представительной формы правления. Власть гетмана была ограничена и постоянным участием в управлении генеральной старшины, и генеральной радой, в которую входили не только генеральная старшина и полковники каждого полка, но и по одному представителю от каждого полка - генеральные советники. Эта рада (своеобразный парламент) должна была заседать регулярно (трижды в год) и имела законодательную власть. Ограничение гетманской власти было значительным: оно касалось администрации, суда, выборов, финансов.


23.Конституція Пилипа Орлика

Конституция Пилипа Орлика - договор гетмана Войска Запорожского ПилипаОрлика со старшиной и казачеством Войска (от всей старшины и казачестваконституцию Орлика подписал кошевой атаман Кость Гордиенко), которыйопределял права и обязанности всех членов Войска. Заключенный 1710.Утвержденный шведским королем Карлом XII. Написанный на латыни истароукраинском. Состоит из преамбулы и 16 статей. Памятник украинскомуполитико-философской и правовой мысли. По оценке украинских историковявляется одной из первых европейских конституций нового времени [1].Чинностине получила, поскольку была написана в условиях изгнания.

Содержание [скрыть]
1 Название
2 История создания
3 Украиноязычный оригинал
4 Положения конституции

Договоры и Вынесение прав и вольностей Войска Запорожского междуЯсновельможным господином Филиппом Орликом, новоизбранным гетманомВойска Запорожского, и между генеральной старшиной, полковниками, а такженазванным Войском Запорожским, которые по давнему обычаю и по военным правилам утверждены обеими сторонами свободным голосованием иСветлейшего гетмана торжественной присягой подтверждены года от РождестваХристова 1710, 5 апреля, в Бендерах.
Староукраинском книжным языком название звучит:

Договоры и Постановлεnѧ Правъ и волностεй войсковыхъ мεжы Яснεвεлможнымъ εго милостью паномъ Филиппомъ Орликомъ новоизбраннымъВойска Zапорожского гεтманомъ, и мεжы εнεральнимы лицами, полковниками итымъ жε Войскомъ Zапорожскимъ сполна с обоихъ сторонъ облсоветаутвεржεnnыε и при волной εлεкции формалною присягой ωт того жъ Яснεвεлможного гεтмана потверженnые года ωт Рождεства Христова αψί, м [εся] цааприля дня ε..
Современная распространенное название «Конституция» происходит отдословного перевода латинского названия оригинального документа:

Pacta et Constitutiones legum libertatumque exercitus zaporoviensis (Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского).
История создания [ред. • ред. код]
После поражения в битве под Полтавой гетман Иван Мазепа со своими ближайшими сторонниками из числа казацкой старшины вместе с остаткамиукраинского-шведской армии оказались на территории Османской империи,спасаясь от русской армии. Здесь, не выдержав больших потрясений года, умерИван Мазепа. Наиболее вероятным преемником был близок к гетманугенеральный писарь - Филипп Орлик. При его избрании на совете старшин был принят документ, определявший права и обязанности гетмана.

Таким образом, конституция была принята 5 (16) апреля 1710 на собранииказачества возле городка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название - Бендеры, ныне это территория Молдовы). Поэтому ее иногда называют еще Бендерская конституция.
24.Политическая мысль Украины XIX ст..Кирило Мефодиивске братство

Кирилло-Мефодиевское братство — тайная политическая антикрепостническая организация, созданная по инициативеН. Костомарова в январе 1845 — марте 1847 года в Киеве. Организация была названа в честь славянских просветителейКирилла и Мефодия.

Задачи общества

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина,Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».[1]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 474 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.