Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„ай, его истори€, свойства и употребление 11 страница




ћногие типы и разновидности ча€, отлича€сь высокой экстрактивностью, отдава€ большой процент растворимых веществ в настой, в то же врем€ не очень интенсивно окрашивают его. “аковы все жЄлтые и зелЄные чаи, дающие светлый, желтовато-зеленоватый настой, а также многие высокие сорта красных и чЄрных чаЄв, дающие настой более слабой окраски, чем низкие сорта того же типа. “ак, листовые чаи пигментируют настой не столь интенсивно, как ломаные и мелкие. ѕравда, дл€ большинства потребителей несоответствие цвета насто€ его крепости у чЄрных чаЄв бывает менее заметно. ѕроисходит это из-за отсутстви€ возможности сравнени€ разных сортов, а также из-за нарушени€ правил заварки.

 репким настой становитс€ при правильном заваривании уже в первые 4-4,5 минуты, а наиболее усиленна€ пигментаци€ происходит через 8-10 минут после заваривани€, ибо к этому времени крепость частично уменьшаетс€ за счЄт испарени€ эфиров и, следовательно, утраты настоем наилучшего вкуса и аромата. ќдновременно после 10 минут в настой выход€т такие фракции, которые ухудшают его качество, порт€т его вкус, придают чаю горечь. ќбычно потребитель считает и горечь показателем крепости ча€, хот€ она свидетельствует исключительно о неправильном, жЄстком режиме заваривани€.

—ледовательно, крепость ча€ характеризуетс€ полнотой, насыщенностью вкуса и аромата, а не степенью окраски насто€ и не его горечью.

 репость насто€ ча€ может быть слабой и хорошей. ќна может также практически отсутствовать или быть незначительной.

Ќастой слабой крепости может получитьс€ из свежей заварки и быть результатом либо слабой концентрации экстрактивных веществ у хороших чаЄв (когда дл€ заварки вз€та небольша€ доза сухого ча€), либо результатом невысокой исходной крепости готового ча€ (когда заварен чай низких сортов). “акой чай доброкачествен и в свежем виде обладает слабым, но всЄ же различимым вкусом и запахом. ¬ первом случае он будет светло окрашен (жидкий чай), во втором Ц более интенсивно, но в обоих случа€х он будет чаем слабой крепости.

ƒругое дело, когда слабый настой €вл€етс€ следствием неоднократного заваривани€ (спитой чай). ” такого ча€ крепость незначительна€ (если она вовсе не отсутствует), и настой спитого ча€ совершенно безвкусен и вод€нист, но по окраске может быть весьма тЄмным, особенно если он оставалс€ сто€ть несколько часов или был специально подогрет непосредственно на огне. Ќаиболее резко темнеет от подогревани€ и кип€чени€ спитой зелЄный чай: почти бесцветный вначале, он может приобрести затем даже коричневый оттенок. Ќо крепость такого ча€ остаЄтс€ незначительной. —питой чай не может быть доброкачественным, он, как говор€т чаеводы, абсолютно пустой.

Ќастоем хорошей крепости обладает вс€кий правильно заваренный чай высоких и средних сортов, если у него к тому же хороша€ кондици€. ≈сли же говор€т о высокой крепости, то имеют в виду гораздо более высокую, чем обычно, концентрацию экстрактивных веществ на единицу воды, котора€ €вл€етс€ не столько результатом высокого сорта заваренного ча€, сколько следствием увеличени€ дозы (навески) сухого ча€ по сравнению с нормой.

¬ целом хорошие сорта ча€ всегда крепче плохих сортов того же типа. „то же касаетс€ сравнительной крепости чаЄв разных типов, то жЄлтые и зелЄные чаи более крепки, чем чЄрные и красные.

ќдним из показателей крепости ча€ служит терпкость насто€, так как она говорит о степени экстрактивности растворимых веществ ча€ Ц по крайней мере, о степени экстрактивности танина. ƒругой, ещЄ более нагл€дный показатель крепости насто€ Ц это так называемые Ђсливкиї.

ћногие, веро€тно, замечали, что на поверхности остывшего ча€ иногда по€вл€етс€ как бы пушок. Ёто и есть чайные Ђсливкиї. Ђ—ливкиї представл€ют собой смесь кофеина с катехинами, хорошо растворимую в гор€чей воде, но выпадающую у крепких чаЄв в охлаждЄнном настое.  огда Ђсливкиї начинают оседать, то настой ча€ мутнеет, а после долгого отстаивани€ Ђсливкиї могут осесть на дно чашки или чайника в виде пленки. ≈сли чай быстро мутнеет при охлаждении, то он действительно крепкий. ≈сли же Ђсливкиї оседают быстро, значит, чай очень крепкий. „ай со слабым настоем не имеет Ђсливокї. Ђ—ливкиї не образуютс€ также в ча€х, дающих светлый настой (в зелЄных, жЄлтых), особенно в нежных и ароматных ча€х с большим содержанием эфиров (ароматизированные жЄлтые и зелЄные чаи, отборнейшие сорта красных, пушонги, цветочные чаи).

≈сли наличие Ђсливокї указывает на крепость чайного насто€, то их цвет служит показателем его качества. яркий темно-оранжевый цвет Ђсливокї с красноватым оттенком Ц признак хорошего ча€ высокого качества, а тусклый, гр€зноватый цвет Ц низкого, плохого качества. “ак же как и цвет Ђсливокї, немаловажное значение дл€ определени€ качества ча€ имеет и окраска насто€, хот€, как мы видели, она никоим образом не €вл€етс€ показателем крепости ча€.

÷вет насто€ указывает в первую очередь на тип ча€ (зелЄный, жЄлтый, красный, чЄрный), на его разновидность (настои плиточных и кирпичных чаЄв имеют характерную окраску), а также в известной степени пр€мо св€зан с качеством ча€.

√овор€ о цвете насто€, следует различать густоту, интенсивность окраски и еЄ €ркость, или, как говор€т специалисты, колер. яркость имеет гораздо большее значение дл€ качества ча€, чем вообще цвет (степень окраски). —тепень €ркости всегда точно соответствует степени качества, чего нельз€ сказать о цвете. яркости всегда сопутствует прозрачность насто€. —ветлый, но €ркий настой всегда будет признаком хорошего качества ча€. Ќаоборот, тЄмный, густо окрашенный, но тусклый непрозрачный настой говорит о плохом, низком качестве ча€.

—уществуют следующие оттенки €ркости (колера) насто€: светлый, хороший, мутный.

—ветлый колер не следует смешивать ни с мало окрашенным настоем, ни с настоем, слабым по крепости, ни с жидким чаем, тем более спитым. —ветлый колер совсем не €вл€етс€ дефектом ча€, а иногда даже наоборот (у жЄлтых и цветочных чаЄв) служит положительным показателем, так как у некоторых сортов методы фабричной обработки, усиливающие цветность ча€, автоматически снижают его качество. ѕоэтому светлый колер насто€ в таких случа€х служит гарантией правильности технологических процессов, сохранности качества ча€.

’ороший колер обладает интенсивной окраской, прозрачностью, €ркостью и служит показателем хорошего качества и правильного заваривани€ почти всех типов чаЄв, а особенно чЄрных и красных. ƒл€ последних хороший колер служит также показателем крепости. „то касаетс€ зелЄных и жЄлтых чаЄв, то следует иметь в виду, что при хорошей крепости они быстро темнеют и слегка мутнеют тотчас же при наливании из чайника в чашку, и поэтому их колер при высоком качестве не будет €рким уже через 3-4 минуты. ѕрессованные чаи вообще лишены в значительной степени такого показател€ качества, как €ркость, ибо в их настое всегда слишком много взвешенных частиц, что св€зано с особенност€ми их приготовлени€.

ћутный колер, характеризуемый тускло-коричневым, непрозрачным цветом насто€, всегда свидетельствует о том, что чай испорчен (постарел), либо неправильно заварен, либо вообще был очень низкого сорта. ѕри этом не следует путать с мутным колером мутноватый, но не тусклый настой, получаемый от прессованных чаЄв (плиточного и кирпичного). »м всегда будет сопутствовать вкус и аромат, в то врем€ как чаи, дающие мутный колер, будут одновременно лишены и вкуса, и аромата Ц этих важнейших показателей качества ча€.

—уществует простой способ проверки и отличи€ €ркости насто€ от его окрашенности. Ќапример, высококачественные чаи, особенно цейлонские и южноиндийские, имеют не сильно окрашенный, но €ркий настой, который мы обычно называем красивым цветом. ≈сли к такому чаю прибавить молоко, то он становитс€ €рко-оранжевым, иногда с розоватым оттенком, если сорт очень высок. Ќо если прибавить молоко к насто€м низких сортов того же цейлонского или индийского ча€, то он приобретет тусклый серовато-бежевый цвет.

Ќеправильными представлени€ми потребителей о крепости и цвете ча€ в прошлом пользовались, да и по сей день пользуютс€ за рубежом различные фальсификаторы ча€. ”гожда€ вкусу покупател€, они подкрашивают плохие чаи или добавл€ют к ним различные примеси, достига€ тем самым столь ценимой потребител€ми густой окраски ча€, выдаваемой за крепость. ƒругой способ достижени€ тЄмного насто€, примен€емый в прошлом в трактирах и ресторанах, Ц это добавление к спитому чаю небольшого количества соды и его дальнейшее нагревание и кип€чение. ѕри этом из чайного листа выгон€ют в раствор дополнительное количество пигмента, что усиливает окраску насто€ до тЄмно-коричневого, глухого цвета. —амо собой разумеетс€, что никаких питательных веществ в таком чае нет, но могут оказатьс€ довольно вредные дл€ здоровь€ алкалоиды типа гуанина (обычно этот алкалоид содержитс€ в птичьем помЄте Ц гуано).

»так, правильно заваренный крепкий высококачественный чай не должен быть ни слишком тЄмного цвета, ни горьким на вкус, но должен обладать прозрачностью, €ркостью, красивым цветом, быть ароматным, м€гким и при€тным на вкус.

¬кус и аромат. — каких бы позиций мы ни оценивали чай, мы всегда приходим к заключению, что вкус и аромат служат непременными признаками его качества. ћежду тем большинство потребителей не вид€т разницы между этими двум€ пон€ти€ми и чаще всего замечают лишь вкус ча€, но не различают его аромата. ѕроисходит это прежде всего из-за неправильного заваривани€ ча€. јромат ча€, особенно у тонких сортов, образуетс€ в первые же полторы-две минуты после заваривани€ и при передержке свыше 6 минут полностью улетучиваетс€. ¬от почему ради сохранени€ аромата следует прекращать заваривание (по крайней мере, чЄрных чаЄв) уже через 4 минуты.

¬кус и аромат св€заны друг с другом. „ай с при€тным, сильным ароматом имеет и хороший терпкий вкус. —очетание вкуса и аромата создаЄт так называемый букет ча€, воспринимаемый лучше органами ос€зани€, чем обон€ни€. Ёто обсто€тельство также оказывает вли€ние на людей со слабо развитым обон€нием, которые не вид€т разницы между вкусом и ароматом. јромат как некое €рко выраженное особое качество ча€ дл€ них не существует.

Ќесмотр€ на взаимосв€зь, вкус и аромат €вл€ютс€ разными качествами ча€, да и создаютс€ они неодинаковыми веществами.

¬кус ча€ намного устойчивее аромата, и воспринимать его легче. ¬ его создании участвуют в основном катехины, танин ча€. ѕо сравнению с ароматом вкус образуетс€ намного проще. ¬кус отчЄтливо обнаруживаетс€ через терпкость ча€, по вкусу даже неискушЄнный потребитель легко отличает чЄрные чаи от зелЄных и жЄлтых, кирпичные и плиточные от байховых.

ƒругое дело Ц аромат. ќн более тонок, крайне неустойчив, легко может исчезать, и почувствовать его может далеко не каждый, особенно если чай неверно заварен. ¬ то же врем€ аромат ча€ неизмеримо более разнообразен, чем вкус. ƒостаточно сказать, что существуют тыс€чи сортов ча€, и каждый из них обладает своим, неповторимым ароматом, точнее, сочетанием вкуса и аромата Ц букетом.

јромат ча€ €вл€етс€ конечным результатом сложных химических и биохимических превращЄний, происход€щих как в процессе роста и переработки чайного листа, так и при его хранении. ƒо последнего времени чаеводы не могли точно объ€снить секреты образовани€ аромата ча€, хот€ знали, что основой его €вл€ютс€ эфирные масла и их соединени€ с органическими кислотами ча€. —оветские биохимики показали значение альдегидов и флавонолглюкозидов, а также катехинов в образовании чайного аромата, английские чаеводы указывают на решающую роль трЄх компонентов в создании характерного аромата чаЄв, а именно фенилэтила (альдегид), цитронелола и гексеноола. јромат каждого из этих трЄх веществ отличаетс€ от обычного, знакомого специфического чайного аромата, который получаетс€ только в результате их соединени€.  роме того, именно при переходе этих веществ в настой титестер обнаруживает непередаваемую свежесть аромата.

Ёти качества нар€ду с собственно ароматом и составл€ют драгоценнейшие свойства чайного напитка. “аким образом, аромат Ц не только результат сложного состава веществ, но и концентрированна€ комбинаци€ многих веществ ча€. ѕоэтому €сно, что утрата аромата лишает нас не только удовольстви€ от чайного напитка (хот€ и это немаловажно), но и многих ценных, полезных веществ, содержащихс€ в чае. ¬от почему аромат всегда считалс€ одним из главнейших показателей качества ча€. »менно нежность аромата, его повышенна€ летучесть[5], способность исчезать от любых грубых посторонних запахов и диктует нам деликатное обращение с чаем при хранении и выборе режимов заваривани€.

јромат в основном содержитс€ в пене, по€вл€ющейс€ при заваривании. ” правильно заваренного, хорошего ча€ аромат должен быть достаточно чЄтко выражен и в чашке с настоем (преимущественно в первых чашках, в которые попадают верхние, наиболее лЄгкие слои чайного насто€, насыщенные эфирными маслами). ќн остаЄтс€ €сно ощутимым на стенках чашки даже после того, как чайный настой из неЄ выпит или перелит. ƒостаточно понюхать стенки такой опорожненной чашки, чтобы пон€ть, насколько аромат отличен от вкуса, насколько он тоньше, изысканнее, нежнее самого м€гкого и бархатистого вкуса.

“очно так же аромат ча€ можно легко ощутить, понюхав ложку, которой растирали заварку. ќн, этот аромат, будет неразличим только в том случае, если вообще отсутствует у данного ча€ или же чай, посуда либо ложка восприн€ли вследствие неаккуратности своего владельца какие-то чуждые, побочные запахи.

Ќо аромат труднее, вернее Ц невозможно описать словами. “итестеры имеют некоторые определени€: розанистый, медовый, прижаристый, дымный, кожистый Ц которые передают лишь одну из черт аромата, причЄм наиболее выраженную, доминирующую в том или ином сорте ча€, но отнюдь не единственную. ¬ целом чайный аромат напоминает, конечно, запах цветов, временами может быть похож на запах роз (розанистый) и цитрусовых, это может быть смесь запахов земл€ники, герани и сока чЄрной смородины, но в общем аромат ча€ не похож ни на один из них в отдельности, он неизмеримо более тонкий и при€тный, а также слегка возбуждающий.

√лава 10 “≈—“»–ќ¬јЌ»≈ „јя

ћетод определени€ качества ча€ по всем его многочисленным показател€м сложилс€ постепенно, исторически, по мере расширени€ знаний человека о чае. ƒолгое врем€, основным и почти единственным способом определени€ качества ча€ был органолептический метод, т.е. опробование образцов ча€ человеком на ощупь, на глаз и на вкус. Ётот крайне субъективный по своей сути метод породил особую профессию Ц титестеров, людей, фактически посв€тивших свою жизнь определению качеств ча€ и ради этого вынужденных пойти на целый р€д ограничений и строгую дисциплину во всей своей не только служебной, но и бытовой жизни. “олько таким путЄм определение, казалось бы, столь субъективного пон€ти€, как вкус, подымаетс€ до высокого объективного уровн€, причЄм настолько точного и тонкого, что заменить или воспроизвести эту человеческую оценку не могут никакие приборы.

 онечно, дл€ того чтобы быть титестером, необходим природный талант, причЄм не только редкий, как, скажем, у певцов или художников, а редчайший, поскольку людей с идеальным обон€нием и точным ощущением вкуса вообще весьма немного, а людей, сохранивших эти редкие природные качества от рождени€ до зрелого возраста, когда решаетс€ вопрос о выборе профессии, и того меньше. ¬ каждой стране их насчитывают буквально единицы. ќтчасти это происходит оттого, что природные таланты в этой области пропадают чаще, чем в какой-либо иной, так как в детстве, да и в зрелом возрасте относительно мало людей знает о профессии титестера и ещЄ меньшее число людей представл€ет себе, что это за професси€ и какими качествами надо обладать, чтобы быть титестером.

„асто даже в прессе титестеров называют дегустаторами ча€. Ёто абсолютно неверно. ƒегустирование относитс€ только к пробе пищи и напитков, в том числе алкогольных, прежде всего различных вин, и предполагает опробование уже готового пищевого издели€ с целью определени€ его вкусовых особенностей и отличи€ от продуктов данной категории. ѕри этом дегустатор об€зан съесть хот€ бы незначительную часть этого пищевого издели€ (кроме алкогольных напитков).

“естирование ча€ Ц гораздо более сложный и разнообразный процесс, чем дегустирование. ќно включает в себ€ определение качества чайного листа на всех стади€х его производства, опробование готового сухого ча€ на ощупь, на вид, по самым разным показател€м (хрупкость, плотность, качество уборки, наличие типсов, цвет), определение аромата сухого ча€, и, наконец, опробование чайного насто€ по таким показател€м, как аромат, вкус, цвет, €ркость, крепость, прозрачность, колер, интенсивность насто€, степень экстрагировани€.  роме того, титестер должен провести те же исследовани€ и в отношении разваренного чайного листа. “олько вс€ сумма полученных таким образом сведений с выставлением оценок по каждой контрольной позиции (всего 25-30) и их обобщение дают возможность титестеру вынести свой вердикт о качестве того или иного сорта ча€. ¬от почему мнение титестера считают Ђобъективнымї, несмотр€ на то что оно €вл€етс€ сугубо личным мнением, и подкреплЄнным непререкаемым авторитетом. ќно практически не бывает окрашено какими-то субъективными моментами. Ёто мнение строгого профессионала Ц специалиста высшей категории.

ѕрофесси€ титестера требует не только таланта, но и больших знаний и опыта. ќна св€зана с большой материальной и государственной ответственностью, с доскональным знанием не только таких дисциплин, как биологи€, ботаника, биохими€, географи€, физика, но и экономики мирового рынка, и особенно экономики чайной торговли. ѕрофесси€ титестера предполагает умение держать в пам€ти целую коллекцию чайных запахов и знать их происхождение, родословную и историю. ’ороший титестер знает особенности всех или большинства чайных плантаций в основных чаепроизвод€щих странах. Ќаконец, професси€ титестера требует огромной самодисциплины, аккуратности, точности и выдержки, а также умени€ выдерживать физические нагрузки. »ногда титестерам международного класса приходитс€ производить до 1000 проб ча€ в неделю и не просто Ђделать 1000 глотковї, а проделывать св€занные с тестированием многочисленные операции и давать по ним своЄ решающее заключение.

Ќеудивительно, что професси€ титестера, хот€ и чрезвычайно почЄтна€, входит в разр€д т€жЄлых профессий наравне с професси€ми шахтера и металлурга. ≈стественно поэтому, что работу титестеров чрезвычайно высоко оплачивают. «доровье титестеров (а точнее, их носоглотка) застраховано у некоторых английских фирм на 1 млн. фунтов стерлингов. Ќасморк у титестера Ц событие, которое может нанести огромные убытки чайной фирме.

ѕрофесси€ титестера требует от человека многих жертв. ќн, естественно, не должен курить, употребл€ть алкогольные напитки, об€зан воздерживатьс€ от употреблени€ вс€кой пищи, имеющей сколько-нибудь €рко выраженный собственный аромат. ѕоэтому титестеры никогда не ед€т лука, чеснока, солений и копчЄностей, употребл€ют очень мало соли, ограничивают себ€ в употреблении даже пр€ных трав и сладостей. »х удел Ц нейтральна€ молочно-растительна€ пища, птица, отварна€ речна€ рыба, молодое м€со, некоторые €ично-мучные издели€.

“итестер не имеет права пользоватьс€ духами, одеколоном, т.е. пахучими веществами, ароматизированной зубной пастой, душистым туалетным мылом. ќн об€зан мыть руки только чайным мылом. Ѕолее того, его бельЄ, одежда, обувь не должны подвергатьс€ действию новейших синтетических моющих средств, чтобы никакие посторонние запахи не могли оказать вли€ние на его оценки ча€. —амо собой разумеетс€, что титестер бережет себ€ от простуды. ≈го рабочее помещение Ц чиста€, больша€, об€зательно солнечна€ комната Ц всЄ врем€ проветриваетс€. ¬ своЄм общении с другими людьми и окружающим миром титестер должен посто€нно исходить из всех вышеперечисленных правил. Ёто значит, например, что у него не должно быть знакомых, которые кур€т, пользуютс€ духами т.д.

“естиру€ чайный настой, титестер не выпивает чай, а лишь ополаскивает им полость рта, стара€сь затем определить вкус путЄм растирани€ капелек ча€ €зыком о нЄбо. “очно так же, определ€€ аромат, он не сует нос в чашку с гор€чим чаем, а нюхает пустую чашку, котора€ была ополоснута чаем, или осторожно нюхает разваренные, но не гор€чие чайные листь€, с которых слит чай. »ными словами, во всех случа€х титестер щадит свой обон€тельный аппарат, который способен дать ему исчерпывающую информацию об аромате ча€ по едва заметным дл€ обычного потребител€ признакам.

”никальность титестерской профессии, а ещЄ более Ц редкость по€влени€ и длительного сохранени€ качеств хорошего титестера всЄ более заставл€ют чайную промышленность и обслуживающую еЄ науку искать возможности лабораторных, объективных методов определени€ качества ча€. —егодн€ уже примен€ют биохимический, химический, газовый анализы, люминесцентную оценку, хроматографию и теафлавиновую шкалу дл€ определени€ некоторых показателей качества ча€, в основном на отдельных этапах его производства, когда необходимо скорректировать режим той или иной технологической операции и в чайном листе важно определить какое-либо одно, важное дл€ данной операции качество. ќднако все эти методы объективной оценки не могут пока дать сколь-нибудь €сного представлени€ о вкусе и аромате ча€ и о совокупности его качественных показателей. ѕоэтому на них нельз€ пока основывать общую оценку достоинства ча€, котора€ €вл€етс€ определ€ющей дл€ установлени€ стоимости ча€. Ёто ответственное дело пока всЄ ещЄ поручают человеку Ц специалисту-титестеру, живое, непосредственное впечатление которого, как ни парадоксально, оказываетс€ более объективным и точным, чем показани€ анализов.

¬ этом смысле органолептический метод, по-видимому, незаменим, и, несмотр€ на развитие техники, он, скорее всего, не потер€ет своего значени€, пока люди пьют чай.

√лава 11. ќ ‘јЋ№—»‘» ј÷»» „јя

‘альсификаци€ ча€ едва ли не столь же древнего происхождени€, как и само производство ча€. ¬о всех странах она имеет одну и ту же причину Ц выгоду в св€зи с широким потреблением ча€ населением и возможность лЄгкого внедрени€ больших тиражей фальсифицированного продукта в столь большие количества насто€щего, добротного ча€, под видом которого обычно продаетс€ фальсифицированный продукт.

ќднако виды фальсификации чаЄв, методы и характер фальсифицированного продукта в разных странах различны.

≈сли, например, в «ападной ≈вропе, в том числе в јнглии, в XIX Ц начале XX века был распространЄн такой вид Ђфальсификацииї, как подмес к чаю ржавых металлических опилок, которые сильно увеличивали вес каждой пачки, и, следовательно, позвол€ли продать меньшее количество подлинного ча€ за большее, а разницу в цене положить в карман, но при этом никоим образом не затронуть качество продукта и даже не нанести вреда здоровью покупател€ такого Ђут€желЄнногої ча€, ибо металл легко отсеивалс€ или же, в случае его несвоевременного обнаружени€, попросту оставалс€ на дне заварочного чайника, то в –оссии методы фальсификации, нар€ду с вышеприведЄнными и примитивным обвесом, всегда отличались разнообразием, изощренностью обмана, а главное, как правило, наносили вред здоровью покупател€.

–оссийскую фальсификацию чаЄв можно разделить на два основных вида. ѕервый Ц использование дл€ фальсификации насто€щего ча€ природных растительных продуктов местного происхождени€. ¬торой Ц подкрашивание и химическа€ обработка, а также вторична€ переработка спитого ча€.   суррогатным растительным продуктам принадлежали: морковь, кипрей, бадан, а также отчасти и изредка Ц отдельные виды кавказской лавровишни. ќсновным сырьЄм дл€ подделки ча€ служил кипрей, а в —ибири Ц бадан. ¬се эти подделки, как правило, легко различимы при первой же заварке ча€, ибо не дают характерного чайного вкуса, не говор€ уже об аромате, а только имитируют Ђчайнуюї окраску насто€, причЄм всегда очень интенсивную, чем и подкупают нетребовательного, бедного и невежественного потребител€. ƒл€ здоровь€ такие подделки не представл€ют никакой опасности, а порой даже бывают намного полезнее, чем употребление просто чистой кип€чЄной воды. ќднако опасность их заключена в том, что, собира€ и перерабатыва€ в Ђчайї большое количество кипре€ или бадана, растений, растущих целыми заросл€ми, колони€ми и потому позвол€ющих использовать при их сборе механические средства Ц косу, серп, сборщики этого сырь€, а особенно его переработчики, люди в принципе совершенно недобросовестные, поскольку они сознательно осуществл€ют подделку, всегда захватывают и другие растени€, либо сопутствующие кипрею и бадану, либо трудно отличимые от них. ћежду тем такие попутчики-сорн€ки бывают чрезвычайно €довиты. ќсобенно €довит так называемый ложный бадан, а также багульник, которые внедр€ютс€ в массу бадановых кустов. Ќе сортиру€, не отсеива€ собранное, ибо это трудно и невыгодно из-за потери времени, изготовители суррогатного ча€ порой невольно, не жела€ этого, создают довольно €довитые смеси, €вл€ющиес€ причиной отравлени€, а иногда и смерти потребителей суррогатного ча€.

¬от почему даже, казалось бы, Ђбезобиднуюї фальсификацию ча€ с использованием натурального растительного сырь€ всЄ равно расценивали как мошенничество, опасное дл€ здоровь€, и до 1941 года преследовали по закону.

“ем более были объ€влены наказуемыми все другие виды фальсификации чаЄв: употребление подкрашенного спитого ча€, ароматизаци€ альдегидами спитого ча€, употребление индиго и других подсинивателей дл€ фальсификации зелЄного ча€ из нечайных растений (подсинивание в сочетании со слабым желтовато-коричневым настоем любых пережжЄнных листьев даЄт, как правило, интенсивную окраску насто€, напоминающую или даже полностью совпадающую с цветом хорошего зелЄного ча€).

Ќеобходимо, однако, подчеркнуть, что все фальсифицированные чаи, име€ внешне неотличимые от насто€щего ча€ признаки либо в сухом виде, как байховый чай, либо в настое, будь то чЄрный или зелЄный чай, превосходно отличимы от насто€щего ча€ по вкусу и полному отсутствию аромата. ¬от почему они, как правило, встречаютс€ в общественном питании, на транспорте, где к чаю потребитель не предъ€вл€ет никаких особых требований, привык, что его по€т подкрашенной водичкой, и где его знакомство с фальсифицированным чаем носит мимолЄтный, эпизодический характер, чаще всего остающийс€ без каких-либо негативных последствий, если не считать испорченного настроени€ и незначительной потери впустую каких-то денег.

¬ силу того что в годы советской власти, начина€ с 1924 года, вели усиленную борьбу с распространением и нелегальной продажей фальсифицированного ча€, уже с 1932-1933 годов фальсифицированный ча€ в ———– не по€вл€лс€, тем более что несколько Ђчайныхї мошенников были показательно осуждены как злостные вредители. » поэтому после войны при пересмотре законов были как анахронизм сн€ты те статьи, которые предусматривали наказание за фальсификацию ча€. “е, кто ещЄ помнил о них, шутили в начале 80-х годов, что их вновь следовало бы ввести дл€ того, чтобы наказывать за производство отвратительного грузинского ча€, катастрофически снижавшего своЄ качество в период Ђперестройкиї.

ќднако опасность по€влени€ фальсифицированых чаЄв действительно приближалась. Ќачина€ с 1992 года страну наводнили разномастные импортные чаи с €ркими Ђзаграничнымиї этикетками, написанными, как правило, по-английски, независимо от того, производство какой страны на них указано. „аще всего это были китайские и цейлонские (по названию на этикетке!) чаи, но были также чаи, на этикетках которых указано, что их произвели в √ермании или √олландии. ѕодавл€ющее большинство из них были фальсифицированы либо крайне низкого качества, что принудило ќбщество защиты прав потребителей врем€ от времени публиковать в прессе наименовани€ фирм и марок, чай которых не только не удовлетвор€ет элементарным требовани€м √ќ—“а, но и содержит опасные дл€ здоровь€ примеси.

ѕоскольку потребитель всЄ равно не в состо€нии запомнить все фирмы и написанные по-английски марки ча€, имеющие ныне хождение на широких просторах нашей страны, то ниже мы даем свод правил, согласно которым можно отличать фальсифицированные чаи от подлинных.

Ёто тем более необходимо иметь в виду, что отдельные фирмы и марки ча€ могут исчезать и по€вл€тьс€, так что никакой список фальсификаторов не поможет, в то врем€ как знание общих правил, кому можно, а кому нельз€ довер€ть, поможет в любое врем€ быть бдительным ко вс€кого рода подделкам и избежать приобретени€ фальсифицированного товара.

1. ѕрежде всего запомните, что чай могут производить из подлинно чайного сырь€ только страны-чаеводы:  итай, »нди€, »ндонези€, Ўри-Ћанка, япони€, √рузи€, јзербайджан и ещЄ несколько других, указанных в первых главах этой книги.

Ёто значит, что чай из —Ўј, √ермании, √олландии, ƒании и т. п. Ц это либо реэкспорт азиатских чаЄв, либо подделка. „то касаетс€ реэкспорта, то он может быть добросовестным, и тогда такой чай повышенно дорог, либо это крайне низкие сорта, купажированные и внешне красиво оформленные, равные по продажной цене обычному хорошему чаю, но далеко не равные ему по качеству. Ћучше всего, следовательно, избегать покупки чаЄв из нечайных стран.

2. —овершенно не следует покупать любой чай с Ђиностраннымї наименованием (независимо от страны, €зыка и фирмы, даже если они указаны), если такое название звучит странно или вообще неуместно дл€ ча€. Ёто обычно сама€ откровенна€ фальсификаци€, рассчитанна€ на простачков, ничего не понимающих в ча€х, но склонных к €рким этикеткам, к необычным или, наоборот, к слишком пон€тным, лЄгким названи€м. ѕримером такого рода Ђзаграничныхї чаЄв, можно считать по€вившийс€ у нас в коммерческих палатках чай под следующим Ђангло€зычнымї наименованием, без указани€ страны производства и фирмы: ЂVolga, Ortodox Leafteaї. (Ђ¬олга. ѕравославный листовой чайї).

 ак не вспомнить при этом вещие слова ќстапа Ѕендера, что вс€ контрабанда в нашей стране делаетс€ на ћалой јрнаутской улице в ќдессе. ћежду тем именно такие безграмотные в чайном деле примитивные мошенники наход€т поддержку в лице невежественных покупателей, дл€ которых показателем качества служит наличие надписи на английском €зыке и невежество которых столь глубоко, что их не настораживает даже слово Ђ¬олгаї в сочетании с совершенно немыслимым на еЄ берегах чайным растением. Ёто лишний раз говорит о том, что, предпосыла€ книге о чае подробную главу о чайном растении и о географии его распространени€, мы сделали абсолютно правильно, причЄм не только ради расширени€ кругозора читателей, но и исход€ из практических интересов их как покупателей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 296 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1510 - | 1402 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.