Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оспитание и образование в ¬изантии




¬ ¬изантийской империи высокого уровн€ развити€ достигли домаш≠ние формы воспитани€ и обучени€ детей и молодежи, характерные еще дл€ греко-римского мира. ≈сли в простонародных семь€х в основе лежало трудовое и начальное христианское воспита≠ние, передача от отца сыну знани€ определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, то в состо€тельных и знатных семь€х не только мальчики, но и девочки обучались грамоте. ’арактерны такие поучени€ дет€м: Ђ„итай много и узнаешь много. ≈сли не понимаешь, не отчаивайс€. Ќе один раз прочт€ книгу, обретешь знание, от Ѕога поймешь ее. ј чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись...  райне важ≠но изучать и понимать природу вещей и поступать должным образомї.

¬ысока€ культура домашнего воспитани€ Ц характерна€ черта византийской жизни.  онечно, о воспитании детей осо≠бенно заботились в семь€х с высоким социальным статусом, но и в семь€х ремесленников дети обучались письму и чте≠нию, если грамотными были их родители. ¬ знатных семь€х мальчика 5Ц7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в об€занности которого входило наблюдать за играми ребен≠ка, развлекать его и учить грамоте.

—истема образовани€ в византийском обществе была на про≠т€жении тыс€челети€ наиболее передовой. »сточники позвол€≠ют сделать вывод, что в ¬изантии не существовало социальных ограничений на получение образовани€, и школы могли посе≠щать все, кто хотел и имел возможность учитьс€. ќбучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

Ќа первой ступени обучени€ Ц в школах грамоты Ц дети получали элементарное образование. „исло таких школ мог≠ло сокращатьс€ или увеличиватьс€, но сеть их была более широкой, чем в «ападной ≈вропе.  урс обучени€, как пра≠вило, длилс€ 2Ц3 года, а дети начинали учитьс€ с 5Ц7-лет≠него возраста.

¬изантийска€ школа грамоты €вл€лась как бы христиани≠зированным продолжением эллинистической элементарной школы. ѕроизошли лишь некоторые изменени€ в средствах обучени€: свитки были заменены тетрад€ми; пергамент и папирус с XI в. вытесн€етс€ бумагой, палочка-стиль сменилась птичьим или тростниковым пером. ќднако в методике обуче≠ни€ грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи: учащиес€ обучались по буквослагательному методу с об€за≠тельным произношением написанного вслух, Ђхоромї. —нача≠ла школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их раз≠нообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. √осподствовала методика заучивани€ текстов наизусть.

ќпора в обучении на пам€ть была в то врем€ оправданной по той причине, что €зык школы и книги отличалс€ от раз≠говорного греческого €зыка. ¬ школьном обучении использо≠вались традиционные учебные тексты античных школ (√о≠мер, басни и пр.), дополненные ѕсалтырью и жити€ми хри≠стианских св€тых. ¬ обучении счету изменений практически не было: сначала счет на пальцах, затем использовались ка≠мушки, потом Ц счетна€ доска Ц абак.

¬ отличие от античной и эллинистической традиции обуче≠ни€ в содержании начального образовани€ отсутствовала фи≠зическа€ подготовка детей, а музыка и мелодекламаци€ заме≠н€лись церковным пением. ”чител€ начальных школ Ц дидаскалы Ц использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении Ц от простого к сложному,отизвестного к новому.

Ёлементарные школы дл€ большинства детей были пер≠вой и последней ступенью организованного обучени€. Ѕыли и такие начальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинени€м христианских писателей.

ѕовышенное образование византийцы получали в част≠ных, церковных и государственных грамматических школах. ѕочти все дети гражданской и церковной элиты проходили эту ступень обучени€. ¬ ¬изантии считалось, что каждый об≠разованный Ђромейї, как сами себ€ называли византийцы, должен владеть Ђэллинской наукойї, открывающей путь к высшей философии Ц богословию. Ѕольшее внимание уде≠л€лось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Ђћате≠матическую четверицуї Ц арифметику, геометрию, музыку, астрономию Ц в ¬изантии изучали немногие. ÷ель обучени€ в конечном счете состо€ла в формировании у юношества общей культуры и красноречи€, развити€ мышлени€. ¬аж≠ным средством обучени€ считалось сост€зание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике.

ћетодика обучени€ в повышенных школах была традици≠онной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимс€ вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дис≠куссии. Ўкольное обучение имело своей целью научить детей активному владению речью, развить у них умение пересказы≠вать, цитировать на пам€ть тексты, давать описани€, импрови≠зировать. ”ченики составл€ли речи, комментарии к текстам, давали описани€ пам€тников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр.

ќвладение искусством толковани€ требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейс≠кой истории, географии, мифологии и т.д. ¬ итоге окончив≠шие школу должны были достаточно хорошо знать содержа≠ние Ђ»лиадыї √омера, произведений Ёсхила, —офокла, ≈врипида, јристофана, √есиода, ѕиндара, ‘еокрита, а также Ѕиблии, сочинений Ђотцов церквиї Ц јвгустина, »оанна «ла≠тоуста, √ригори€ Ѕогослова, »оанна ƒамаскина и др.

”чебный день византийского школьника начиналс€ с чте≠ни€ молитв. —охранилась одна из них: Ђ√осподи »исусе ’ри≠сте, раствори уши и очи сердца моего, чтобы € уразумел слово твое и научилс€ творить волю твоюї. ƒидаскал с помо≠щью старшего ученика в конце учебной недели провер€л знани€ учащихс€. Ќеуспехи в учебе и нарушение дисципли≠ны по эллинистической традиции наказывались розгами.

—оздание высшей ступени образовани€ Ц характерна€ чер≠та византийской цивилизации. ¬ этом отношении ¬изанти€ €вл€лась пр€мой наследницей высших школ греко-римского мира. ¬ V в. продолжали действовать высшие школы в јлек≠сандрии, јфинах, јнтиохии, Ѕейруте, ƒамаске.

¬  онстантинополе высша€ школа была организована при императоре ‘еодосии II в 425 г. и получила наименование Ђјудиториумї (от лат. Ђaudireї Ц слушать). —амо название говорит об основном методе преподавани€ Ц лекции и ком≠ментарии преподавателей, которых называли Ђконсулами философииї, Ђглавами риторовї. ќни €вл€лись высокого ранга государственными служащими, составл€€ особое замкнутое объединение, члены которого носили свою корпоративную одежду.

¬сего в константинопольской высшей школе учебные за≠н€ти€ вели более тридцати преподавателей, обучавших как на греческом, так и на латинском €зыке. — VIIЦVIII вв. €зы≠ком образовани€ всех уровней стал исключительно класси≠ческий греческий. ƒо XIV в. ни латинский, ни новые иност≠ранные €зыки здесь не изучались, поскольку в то врем€ школьна€ культура ¬изантии не видела себе равных в мире. — упадком ¬изантии и усилившимс€ в XV в. вли€нием запад≠ноевропейской культуры изучение латинского, как и евро≠пейских €зыков, постепенно становилось об€зательным.

 

 ирилл и ћефодий

 онстантинопольска€ высша€ школа достигла своего расцвета в XIЦXII вв. Ќадо заметить, что если в «ападной ≈вропе того вре≠мени университеты создавались как свободные корпорации про≠фессоров и студентов, как само≠управл€емые учреждени€, то в  онстантинополе высша€ школа оставалась в подчинении импера≠торской власти.  онстантин IX ћономах регламентировал всю де€тельность дворцовой высшей школы, юридической школы, ме≠дицинской и философской школ и даже патриаршей школы.

¬ константинопольской выс≠шей школе времени ее расцве≠та обучали, прежде всего, пла≠тоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, знакомили с комментари€ми к сочинени€м отцов церкви, с метафизикой как методом исследовани€ природы, филосо≠фией, богословием, медициной и музыкой. ќсновной фор≠мой обучени€ €вл€лс€ диспут. »деал выпускника высшей школы Ц энциклопедически образованный в тогдашнем по≠нимании государственный или церковный де€тель.

ќб уровне обучени€ в этой школе можно судить по де€≠тельности ее учеников Ц слав€нских просветителей  ирилла ( онстантин-философ) и ћефоди€, организовавших в сла≠в€нском мире школы Ђучень€ книжногої.

ѕомимо высших школ в ¬изантии существовали своеоб≠разные кружки-салоны, как бы домашние академии, объе≠дин€вшие образованных людей, группировавшихс€ вокруг мецената-философа. Ёта традици€ шла от греко-римского мира, философских школ древности. ѕримером могут слу≠жить кружки патриарха ‘оти€ (IX в.), ћихаила ѕселла (XI в.), императора јлексе€ I  омнина, (ок. 1048Ц1118), кру≠жок, созданный при дворе императора јндроника II ѕалеолога (XIV в.), который называли Ђшколой вс€ческих добро≠детелейї, Ђгимназией эрудицииї. Ќе без вли€ни€ ¬изантии подобные центры просвещени€ в XV в. по€вл€ютс€ в »та≠лии, получив наименование Ђакадемийї.

¬ысшее богословское образование получали в монасты≠р€х. ¬ажна€ роль монастырей в деле образовани€ в ¬изантии сохран€лась вплоть доXV в., когда в ≈вропе монастырские школы уже пришли в упадок.

“радици€ монастырских форм образовани€ восходит к кон≠цу греко-римской цивилизации, когда в восточных провин≠ци€х –имской империи стали создаватьс€ христианские учи≠лища, во многом напоминавшие еврейские раввинские шко≠лы. “ипична€ богословска€ школа VI в. Ц это, прежде всего, и школа, и общежитие, и религиозна€ община. ”чащиес€ и преподаватели жили в одном доме, составл€€ Ђбратствої. Ёто еще не монастырь, но по форме эти общины сближаютс€ с позднейшими монастыр€ми и школами при них. √лавный пред≠мет зан€тий Ц —в€щенное писание, которое, начина€ с биб≠лейской книги Ѕыти€, изучали в течение трех лет. ƒаже обу≠чение грамоте осуществл€лось на этой основе. “ак, известен учебник VI в. ЂЁпимерсимыї, излагавший греческую грамма≠тику на материале ѕсалтири. ћетодика обучени€ сводилась к следующему: текст —в€щенного писани€ совместно читалс€, затем переписывалс€ и подвергалс€ анализу и толкованию.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1386 - | 1295 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.