Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ли€ние церковной культуры на развитие образовани€




¬озникновение и развитие средневекового образовани€ св€зываетс€ обычно с развитием церковной культуры, котора€ использовала его как дл€ проповедовани€ церковной догматики, так и дл€ борьбы с еретиками.

¬первые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучени€ в цел€х внедрени€ идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней ан≠тичности јврелием јвгустином (Ѕлаженным) (353Ц430), который одним из первых выступил против использовани€ €зыческих элементов в христианском воспитании.

¬ начале VII в. на территории »рландии и Ѕритании благо≠дар€ активности монашества по€вл€ютс€ первые церковные школы. ќткрытию школ при монастыр€х благопри€тствовало то, что там сохранились древние рукописи, служившие учеб≠ными пособи€ми. —одержание образовани€ в монастырских школах опиралось главным образом на сочинени€ јвгустина. ≈го образовательна€ программа предусматривала использова≠ние только тех светских знаний, которые необходимы хрис≠тианскому проповеднику, Ц знание €зыков, истории, диа≠лектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Ёта программа предназначалась как дл€ Ђвнутреннихї мо≠настырских школ, готовивших учеников дл€ вступлени€ в мо≠нашество, так и дл€ Ђвнешнихї, обучающих будущих св€щен≠нослужителей и лиц дл€ светской службы. »з философов, зас≠луживающих изучени€ в школе, јвгустин Ѕлаженный, как уже отмечалось ранее, рекомендовал произведени€ последо≠вателей ѕлатона как наиболее полно соответствующие идеа≠лам христианства.

ќсновное внимание как в монастырских, так и в откры≠ваемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах удел€лось воспитанию нравственности, дл€ чего ис≠пользовались наставлени€, посты, чтение сочинений на ре≠лигиозные темы. ќсобенно это относилось к ученикам Ђвнут≠реннихї школ.

¬ раннесредневековой школе можно выделить различные уровни обучени€: элементарный уровень, включавший ов≠ладение чтением, письмом, счетом, пением, Ц учащиес€ достигали его приблизительно за п€ть лет; дл€ среднего уровн€ предназначалс€ курс так называемого тривиума, куда вхо≠дило изучение латинской грамматики, риторики и диалек≠тики; и, наконец, повышенный, содержавший полный курс Ђсеми свободных искусствї, в котором к тривиуму добавл€≠лись еще четыре науки Ц арифметика, геометри€, астроно≠ми€ и музыка Ц так называемый квадривиум.

ќсновной книгой дл€ обучени€ грамоте служил ѕсалтырь. ќбучение начиналось с механического заучивани€ наизусть на ставшем €зыком науки латинском €зыке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. ѕозже по€вились специально раз≠работанные дл€ школ учебные пособи€ от грамматических руководств (например, ѕрисциана и ƒоната), латинских раз≠говорников (Ёльфрика) до словарей и хрестоматий. ј со≠ставленные —еверином Ѕоэцием (ок. 480Ц524) учебники ло≠гики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.

¬ результате широкого распространени€ монашества по всей территории «ападной ≈вропы средоточием образовани€ и воспитани€ долгое врем€ оставались именно монас≠тырские школы. јскетический идеал, проповедовавшийс€ в монастыр€х, требовал от монаха т€желой борьбы с самим собой и с миром. ѕоскольку в этом более всего помогала школа, устроению школ, разработке программ обучени€ и написанию учебных пособий придавалось большое значение. ¬месте с этим, согласно монастырским уставам, монахам предписывалось много времени удел€ть чтению. Ђћонастырь без библиотеки все равно что крепость без оружи€ї Ц гласи≠ла средневекова€ поговорка.

ѕик развити€ монастырских школ пришелс€ на период правлени€ франкского корол€  арла ¬еликого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расшир€ть сеть школ, открыва€ их при каждой церкви.

ќдним из главных де€телей школьной реформы  арла ¬е≠ликого был англо-саксонский ученый, трудившийс€ в мо≠настырской школе в г. Type (‘ранци€), јльбин јлкуин (ок. 735Ц804). ¬ написанных им трудах Ђѕисьмо об изучении наукї и Ђ¬сеобщее увещеваниеї обосновывалась необходимость все≠общего образовани€, подготовки учителей дл€ этой цели. ¬первые после 300-летнего забвени€ идей античности обра≠зование стало рассматриватьс€ как путь к сохранению всех предыдущих достижений культуры.

ѕериод правлени€  арла ¬еликого вошел в историю под названием  аролингского –енессанса, поскольку еще до эпохи ¬озрождени€ возникла т€га к изучению классической древности и сохранению античной культуры. ¬ рукопис€х того времени до нас дошли многие сочинени€ Ђзолотогої и Ђсе≠ребр€ногої века римской литературы. ¬ монастырских шко≠лах изучались произведени€ ¬ергили€, √ораци€, ќвиди€, ёвенала, ÷ицерона, —аллюсти€ и др. ¬ переписанных мона≠хами произведени€х в уголке рукописи сто€ла специальна€ пометка Ђдл€ школыї. Ёто был период культурного подъема, расцвета литературы, искусства, архитектуры.  о двору были привлечены образованнейшие люди, объединившиес€ в так называемую јкадемию, руководимую јлкуином.

 

—редневекова€ школа

 

—ледует заметить, что на прот€жении всего средневеко≠вь€ школа способствовала социальному продвижению лю≠дей даже низкого происхождени€. ¬месте с тем образование служило и средством укреплени€ установившегос€ государ≠ственного и церковного пор€дка.

ќднако последние правители династии  аролингов пере≠стали удел€ть внимание школьному делу, и оно постепенно пришло в упадок. ∆ивша€ античными традици€ми раннесредневекова€ школа полностью изменила направление своего раз≠вити€ в XIЦXIII вв., поскольку период развитого средневеко≠вь€ был отмечен политической централизацией в странах «а≠падной ≈вропы, концентрацией власти в руках монархов. Ёто вызывало €ростное сопротивление духовенства, не желавшего сдавать своих позиций. ¬ услови€х глубоких изменений в поли≠тической и духовной жизни общества господствующее поло≠жение начинал занимать новый вид религиозной философии Ц схоластика (от лат. Ц школьный, ученый). ќна способствовала становлению типа культуры, ориентированного на формальную логику јристотел€ и абстрактное богословие. ¬ажнейша€ роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу ‘оме јквинскому (1225/26Ц1274). ¬ своем основном трактате Ђ—умма теологииї он по-новому интерпретировал церковную традицию, пыталс€ подчинить светское знание вере, опира€сь при этом на јристотелеву этику, логику, психоло≠гию. ¬с€ его де€тельность была направлена на придание вероу≠чению формы научного знани€.

¬ течение нескольких столетий сочинени€ ‘омы јквинского служили основным источником при изучении богосло≠ви€ в европейских школах повышенного типа Ц коллеги€х и университетах. –азвитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной шко≠лы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логи≠ки и нового латинского €зыка. ¬ этой св€зи требовала пере≠смотра и организаци€ обучени€: почти при каждом монас≠тыре учреждались школы средней ступени, а дл€ заверше≠ни€ образовани€ Ц школы высшей ступени.

 урс обучени€ в школах был рассчитан на 6Ц8 лет. ѕер≠вые два года посв€щались изучению философии, два следую≠щих года Ц богослови€, церковной истории и права, два пос≠ледних Ц углубленному изучению богослови€. „ерез 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники мог≠ли стать магистрами богослови€.

¬ св€зи с ростом числа схоластических школ начала скла≠дыватьс€ категори€ людей, занимавшихс€ педагогическим трудом. ”чител€ и ученики постепенно объедин€лись в кор≠порации, называвшиес€ университетами, которые характери≠зовались уже известной дифференциацией содержани€ обра≠зовани€. ќни обычно состо€ли из нескольких факультетов Ц младшего, артистического, подготовительного, где изучались Ђсемь свободных искусствї, и трех старших Ц юридического, медицинского и богословского. —редневекова€ университетс≠ка€ организаци€ образовани€ расширила рамки ранее сложив≠шейс€ книжной учености и выработала представление о типе высокообразованного ученого, не только овладевающего зна≠ни€ми дл€ самосовершенствовани€, но и пополн€ющего их в интересах развити€ самой науки, как бы мы сказали ныне.

÷ентрами образовани€ и культуры оставались города. »х рост и усиление торговли породили новое сословие Ц бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населени€. »менно дл€ удовлетворени€ его потребностей стали создаватьс€ новые типы школ Ц магистратские, цеховые, гильдейские. ќни были раз≠личны по своему назначению Ц школы Ђсчетаї и родного €зы≠ка, латинские школы.

Ёто были относительно независимые от церкви учебные заведени€. ѕервые такие школы по€вились в »талии, затем известность начали приобретать парижские школы, главным образом благодар€ их руководител€м. ќдин из них, √уго сен-¬икторский (1096Ц1141), создал педагогический трактат Ђƒидаскаликонї, в котором были предложены разработанные им как классификаци€ наук, подлежащих изучению в школах, так и методика обучени€.

ќбогащению методов обучени€, использовавшихс€ в то врем€ в школах, способствовал известный французский уче≠ный ѕьер јбел€р (1079Ц1142), предложивший оригинальный метод Ђда Ц нетї, заключавшийс€ в сопоставлении различ≠ных точек зрени€ в дискусси€х и комментари€х.

ѕо€вление со второй половиныXII в. многочисленных сочинений, посв€щенных вопросам воспитани€ и образова≠ни€, свидетельствовало о возникновении тенденции к выде≠лению педагогической проблематики в специальную отрасль знани€.

ѕомимо распространени€ церковных и светских школ сред≠невековье сохранило и такую форму обучени€, как учениче≠ство, которое было прин€то в семь€х торговцев и ремесленни≠ков. ¬ ремесленной и торговой среде этот вид образовани€ осу≠ществл€лс€ следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. ќб умении мас≠тера учить судили представители ремесленного или гильдейс≠кого цеха. ¬ыучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегос€ от 2 до 6 и бо≠лее лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не зарабо≠тает себе средств на открытие собственной мастерской.

ƒл€ рыцарского воспитани€ мальчика в возрасте 10Ц12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору корол€. ѕри≠нима€ участие в жизни новой семьи и выполн€€ роль пажа, обслуживавшего главу семьи, мальчик училс€ хорошим мане≠рам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, сти≠хосложению, верховой езде, обращению с оружием. ƒомаш≠ний св€щенник наставл€л воспитанника на Ђпуть истинныйї и учил грамоте. ¬ 14Ц16 лет подросток становилс€ оруженос≠цем, а в 18 лет его торжественно посв€щали в рыцари. »деал рыцарского воспитани€, предполагавший овладение различ≠ными умени€ми и навыками, широкой культурой и высокой, по тогдашним представлени€м, нравственности, стал впос≠ледствии эталоном гуманистического воспитани€ эпохи ¬озрождени€, поскольку именно в нем прослеживалась иде€ разностороннего развити€ личности. ѕредставлени€ о таком развитии ребенка нашли €ркое отражение в сочинении выда≠ющегос€ мыслител€ средневековь€ ¬инцента из Ѕове (ум. ок. 1264) Ђќб обучении детей благородных особї. ѕо широте охвата педагогической проблематики, включавшей все аспек≠ты образовани€ и воспитани€ как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений античных авторов по вопросам воспитани€ этот труд можно смело отнести к разр€ду выдающихс€ педагогических сочине≠ний эпохи средневековь€.

ƒевочки из знатных семей воспитывались преимуществен≠но дома или в монастыр€х. ¬ программу их обучени€ входило освоение грамоты, изучение иностранных €зыков, рукоде≠лие, музыка, чтение религиозных книг. ќбычно же девочки получали домашнее воспитание.

Ќесмотр€ на религиозную направленность, средневековое понимание разностороннего развити€ ребенка восприн€ло фак≠тически античное представление о гармонии души и тела, до≠полнив его необходимостью труда не как Ѕожьей кары, а как средства развити€ в общей системе воспитани€ личности. Ёта точка зрени€ €рко отразилась в трактате испанского философа –аймунда Ћулли€ (ок. 1235 Ц ок. 1315) Ђƒетское учениеї, где он объ€сн€л, почему в семь€х, где дети обучаютс€ ремеслу, воспи≠тание приносит лучшие плоды, чем там, где они пребывают в праздности.

Ќачина€ с XIII в., в св€зи с начавшимис€ изменени€ми в экономической жизни большинства европейских стран, школь≠ное образование оказалось в сложном положении. ќриента≠ци€ преимущественно на пересказ схоластических трудов пе≠рестала удовлетвор€ть потребность общества в научном обра≠зовании. јнтична€ литература почти совсем исчезла из содержани€ школьного обучени€. Ўкола довольствовалась ознакомлением учащихс€ с сочинени€ми назидательного ха≠рактера и зазубриванием наизусть учебных поэм новых грам≠матиков, пользовавшихс€ так называемой Ђвульгарной латы≠ньюї, что мало соответствовало требовани€м жизни. ѕо мере того как содержание образовани€ становилось все более огра≠ниченным, зубрежка и телесные наказани€ начали занимать все большее место в школе. ѕостепенное сведение образова≠ни€ к элементарному обучению в течение двух-трех лет, не≠смотр€ на количественный рост школ различного направле≠ни€, приводило к снижению общего уровн€ образованности. ≈динственными учебными заведени€ми, сохран€вшими ста≠рые традиции, оставались университеты. ¬ их структуре сло≠жилс€ новый тип образовательного учреждени€, совмещав≠ший общежитие с учебным заведением, Ц коллеги€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1334 - | 1252 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.