Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Маркс - людвигу бернхарду вольфу




В ИЕНУ

Берлин, 7 апреля [1841 г.] Schützenstraße, 68

Высокопочтенный г-н профессор!

Приношу Вам сердечную благодарность за дружеское уча­стие в выполнении моей просьбы и осмеливаюсь сообщить Вашему высокоблагородию, что я только что отправил свою диссертацию вместе с документами на философский факультет и прошу Ваше высокоблагородие, согласно Вашему любезному обещанию, соблаговолить ускорить мне пересылку диплома. Мне кажется, что я уже слишком злоупотребил Вашей добро­той, чтобы осмелиться утруждать Вас еще просьбой переслать диссертацию непосредственно мне.

С уверением в моей глубочайшей благодарности и почтен­нейшем уважении весьма преданный Вам

Карл Генрих Маркс

Впервые опубликовано в сборнике: Печатается по рукописи

»Archiv jûr die Geschichte dee _

Sozialismus und der Arbeiterbewegung», Перевод с немецкого

Jg. IS, Leipzig, 192в gö pyCCK0M яшке публикуется впервые


[ 237

ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

САМА ПО СЕБЕ И В СВЯЗИ С ПРИЛОЖЕНИЕМ К № 137 «RHEINISCHE ZEITUNG», ВТОРНИК, 17 МАЯ 1842 ГОДА «»

В статье «Германия и Франция в их отношении к проблеме централизации», помеченной значком -:—=-, говорится:

«Должна ли государственная власть исходить из одного пункта, или же каждая провинция, каждая община должна сама управлять своими делами, а центральное правительство, как власть целого, должно господствовать также и над отдельными частями государства лишь в тех случаях, когда речь идет о представительстве государства во внешних отношениях, — по этому вопросу существует еще серьезное расхожде­ние во взглядах».

Всякий вопрос, выдвигаемый временем, имеет общую судьбу со всяким вопросом, который является по своему содержанию правомерным и, следовательно, разумным: основная трудность здесь не ответ, а вопро'с. Поэтому истинная критика анализи­рует не ответы, а вопросы. Подобно тому как решение алгебраи­ческого уравнения уже дано, лишь только задача поставлена в своих наиболее чистых и четких соотношениях, — так и ка­ждый вопрос получает ответ, лишь только он становится дей­ствительным вопросом. Сама мировая история не обладает иным методом, кроме разрешения и устранения старых вопро­сов посредством новых. Поэтому легко отыскать загадочные слова каждого исторического периода. В них выражены во­просы, выдвигаемые временем, и если в ответах большую роль играют намерения и понимание отдельного индивида, — так что нужен опытный глаз, чтобы различить, что должно быть от­несено за счет индивида, а что за счет времени, — то вопросы, напротив, — это голоса времени, которые звучат открыто и бесстрашно, властвуя над всеми отдельными индивидами.

9*.


ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Каждый такой вопрос — девиз времени, его в высшей степени практический клич, выражающий его собственное душевное состояние. Поэтому реакционеры любого времени — такие же хорошие барометры его духовного состояния, как собаки — непогоды. Публике это представляется так, будто реакционеры изобретают вопросы. Поэтому она полагает, что если тот или другой обскурант не ведет борьбы против какого-либо совре­менного течения, если он не ставит под вопрос то или иное дело, то этого вопроса и не существует. Таким образом, пуб­лика сама принимает реакционеров за подлинных мужей про­гресса.

«Должна ли государственная власть исходить из одного пункта», т. е. должен ли один пункт быть средоточием управле­ния или же каждая провинция и пр. должна сама управлять своими делами, а центральное правительство только во внешней политике должно выступать как власть целого «во внешних отношениях», — так ни в коем случае нельзя ставить проблему централизации. Автор уверяет нас, что

«эта проблема, если рассматрппать оо с более высокой точки зрения, распадается сама собой, как недействительная», ибо «если человек на самом деле является том, кем он должен быть по своей сущности, то инди­видуальная свобода ничем но отличается от свободы всеобщей». «Если, таким образом, предположить, что народ сплоить состоит из праведников, то вопрос, о котором идет речь, не мог бы даже быть поставлен. Централь­ная власть жила бы тогда во всех членах и т. д. и т. п.». «Но как вообще всякий внешний закон, всякий положителт.ныи институт и т. п., так и всякая центральная государственная власть и т. п. оказалась бы излиш­ней. Такое общество было бы не государством, а идеалом человечества». «Можно с поразительной легкостью разрешать самые сложные государ­ственные проблемы, если взирать на нашу социальную жизнь с высокой философской точки зрения. Теоретически такое разрешение всех этих проблем является совершенно правильным, даже единственно правиль­ным. Но речь идет здесь не о теоретическом и т. д. разрешении проблемы централизации, а о практическом, — правда, только эмпирическом и относительном, — ее разрешении и т. д.».

Автор статьи начинает с того, что сам критикует свою же постановку вопроса. Если рассматривать этот вопрос с более высокой точки зрения, то его-де не существует. Но в то же время мы узнаем, что для этой высокой точки зрения исчезают все законы, положительные институты, центральная государ­ственная власть и, наконец, само государство. Автор справед­ливо превозносит «поразительную легкость», с которой эта точка зрения находит распространение. Но он ошибочно назы­вает такое разрешение проблем «теоретически совершенно пра­вильным, даже единственно правильным», ошибочно называет эту точку зрения «философской». Философия должна серьезно


ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ



протестовать, когда ее смешивают с воображением. Фикция о народе, состоящем сшшшь из «праведников», так же чужда философии, как чужда природе фикция о «молящихся гиенах». Автор подсовывает философии «свои абстракции» *.

Написано К. Марксом Печатается по рукописи,

во второй половине мая 1842 г, _.

Перевод с немецкого
Впервые опубликовано в „

Marx—Engels Gesamtausgäbe, Ha Раскол» языке публикуется впервые

Erste Abteilung, Bd. 1, Hlbd. 1, 1927

* Здесь рукопись обрывается. Ред.


240 1

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БРОШЮРЕ Д-РА О. Ф. ГРУППЕ:

«БРУНО БАУЭР И АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПРЕПОДАВАНИЯ»

БЕРЛИН 1842 '°

Если бы кто-либо захотел написать в Германии комедию дилетантизма, то г-н д-р О. Ф. Группе непременно должен был бы фигурировать в ней. Судьба наградила этого человека той железной настойчивостью, без которой не могут обойтись вели­кие мужи, особенно великие мужи дилетантизма. Если в боль­шинстве случаев его приключения заканчивались, подобно приключениям Санчо Пансы, двусмысленными знаками призна­ния, то некоторое разнообразие в монотонность этих успехов вносили комическое простодушие и трогательная наивность, с которыми г-н Группе принимал свои лавры. Нельзя даже не признать какого-то величия духа в той последовательности, с которой г-н Группе умозаключал: Так как меня выбросили из класса филологии, то задачей моей станет, чтобы меня выбро­сили из бальной залы эстетики и из портика философии. Это много, но это еще не все. Моя роль будет сыграна только тогда, когда я буду выброшен из храма теологии, — и г-н Группе настолько добросовестен, что играет свою роль до конца.

Однако последнее выступление г-на Группе свидетельствует о том, что он несколько спустился с высоты занятой им пози­ции. Мы, правда, ни на минуту не сомневаемся в том, что свое последнее сочинение «Бруно Бауэр и свобода академического преподавания» он писал, не находясь «на службе у какой-либо партии или под чьим-либо влиянием». Г-н Группе испытал повелительную потребность быть выброшенным из храма тео­логии, но здесь на помощь его комическому инстинкту пришла мировая мудрость. Г-н Группе действовал до сих пор — как и подобает комическим персонажам — с забавнейшей серьезно-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 616 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.