Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя




1.Категория «бытие», ее смысл и специфика.

2. Материальное единство мира.

3. Основные атрибуты материи.

 

При рассмотрении первого вопроса «Категория «бытие», ее смысл и специфика» студенту необходимо обратить внимание на то, что проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему.

Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остается постановка вопросов о существовании мира “здесь и теперь”, о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется “здесь и сейчас”, т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека.

Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.

Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.

Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой (субъективной) реальности.

Студентам следует знать, что философия трактует категорию бытия как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность существования всего того, что и кто есть. Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок.

Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее анализ, отметим основные формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на “первую природу”; б) на “вторую природу” - вещи произведенные человеком.

2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.

3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное - это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное духовное бытие так же имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки и т.п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.

4. Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества.

5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек может осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

Рассматривая второй вопрос “Материальное единство мира”, студенту следует исходить из того, что в категории бытие объединяются по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание) мыслители всех времен полагали, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Идея единства всего многообразия мира получила свое воплощение в понятии “субстанция” (от лат. - сущность, основа). Субстанцией, как общей основой всего существующего может быть и сознание, и материя.

Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель) или комплекса ощущений (Беркли, Фихте).

Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы - материалисты под субстанцией (материей) понимали наиболее часто встречающееся вещество природы: воду, воздух, огонь, землю.

Материалисты XVIII вв. отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей понимали вещество.

В начале XX в. В.И. Ленин дает определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности данной человеку в ощущениях его, и существующей независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Учитывая, что материя существует не только в виде вещества (частиц и макросистем обладающих массой покоя), но и поля (гравитационного, электромагнитного и т.п., не обладающих массой покоя) и что поля, как правило, не фиксируются человеческими ощущениями, а регистрируются с помощью приборов, исследователи пытаются уточнить понятие материи. В качестве предварительного (операционного) определения предлагается следующее. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.

Основным признаком материи как объективной реальности выступает свойство “существовать независимо от сознания”. В этом отношении сознание вторично, производно от материи, является ее особым свойством.

Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.

Современная наука выделяет три уровня или три вида материи: неорганический, органический и социально организованный. Все уровни (виды) материи связаны между собой генетически, т.е. каждый развивается из другого. Каждый уровень организации материи необычайно сложен и характеризуется своими закономерностями.

Взаимосвязь всех уровней материи, понимание каждого материального объекта, в том числе и человека как продукта глобальной космической эволюции, позволяет научно решить проблему единства мира.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса «Основные атрибуты материи», студенту необходимо знать, что среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время.

Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение - это изменение вообще. Оно охватывает различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции.

Движение является всеобщим свойством материи, способом ее существования. Ему присущи такие свойства как объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость.

Под объективностью движения понимается его существование независимо от сознания как внутреннее свойство материальных объектов. Свойство всеобщности связано с отсутствием в мире материальных объектов не претерпевающих никаких изменений. Понимание абсолютности движения связано с понятием “покой”.

Движение и покой рассматриваются как противоположности,

связанные между собой. Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальный объект с точки зрения его устойчивости. Покой преходящ, временен, относителен, а движение постоянно, вечно, абсолютно. О покое можно говорить только по отношению к определенной системе отчета (если речь идет о механической изменчивости) или по отношению к определенной форме движения (если речь идет о других типах изменений). Покой относителен, поскольку он преходящ и снимается в совокупном движении материи.

Тезис о несотворимости и неуничтожимости движения вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетельствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры.

Основным качественно различным видам материи соответствуют определенные формы движения. Классификация форм движения была начата Аристотелем, выделившим 6 видов движения. Ф. Бэкон выделял 19 его видов. Ф. Энгельс указал 5 форм движения, каждая из которых связана с определенным материальным носителем. Эти формы движения следующие: механическая (материальный носитель – макротела); физическая – (молекулы); химическая – (атомы); биологическая – (белки); социальная – (человек, материальное производство). К настоящему времени такая классификация в чем-то устарела: механика стала разделом физики, был открыт электрон, а вместе с ним заявила о себе ядерная форма движения.

Современное представление о формах движения связано с тремя видами или уровнями организации материи: неорганическая природа, органическая природа, общество. Неорганическую природу характеризует физическая и химическая формы движения, органическую - биологическая, а общество - социальная. Кроме этого выделяют: геологическую форму движения (материальный носитель - планета), гравитационную - (Солнечная система), космическую – (Галактика) и др.

Рассматривая взаимосвязь форм движения, следует исходить из того, что порядок расположения основных форм движения определяется степенью возрастания их сложности и генетической обусловленности каждой последующей формы предыдущей.

Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеют свою качественную определенность. Она не сводима ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя понять через изучение биохимических процессов происходящих в живом организме. В свою очередь закономерностями социального нельзя объяснить биохимические, физические и другие процессы протекающие в природе.

Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и обладают определенной протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования.

Пространство - это форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структурность всех составляющих ее материальных систем. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

К общим свойствам, характеризующим пространство и время как формы существования (бытия) материи относятся объективность и всеобщность.

К основным свойствам пространства относятся: трехмерность (длина, ширина, высота), протяженность, однородность и изотропность (равноправность всех направлений).

Время характеризуется такими свойствами, как: одномерность, необратимость. Оно течет от прошлого через настоящее к будущему.

Далее студенту следует остановиться на особенностях пространственно-временных отношений на различных уровнях организации материи. Так, в неорганической природе существует мега-, макро- и микромир, где пространство и время имеет определенную специфику своего проявления. В органической природе пространственно-временные структуры проявляются в формах левизны и правизны, симметрии и асимметрии и т.п. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.

Различно протекает время у животных и человека. Социально-историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человечества.

В заключение следует отметить, что представления о движении, пространстве и времени постоянно углубляются, расширяются.

* * *

Для более детального ознакомления с вопросами темы в справочной литературе обратитесь к статьям:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Бытие», «Субстанция», «Материя», «Движение», «Пространство», «Время».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Буття», «Субстанція», «Матерія», «Рух», «Простір», «Час».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2292 - | 2055 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.