1. Философские идеи в культуре Киевской Руси.
2. Развитие философской мысли в Украине в XV - XVIII вв.
3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.
Изучая первый вопрос “Философские идеи в культуре Киевской Руси”, необходимо уяснить следующее. Киевская Русь была первым Восточно-славянским государством, в духовной культуре которого происходило становление отечественной (собственно как российской и белорусской) философской мысли. Древняя культура славян, сохранявшая мифологические воззрения, и античная философия, существенно переосмысленная византийской христианской философией и получившей распространение в связи с введением христианства на Руси - явились той основой, на которой складывалась традиция философской мысли.
В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории. Философия понималась не только как теоретизирование, но и как практическая мораль. Характерной чертой философских исканий являлся деятельный аспект. “Мудрость не только слово, но и дела” - подчеркивается в “Изборнике Святослава” (1073 г.).
Одновременно формируется антропоцентристское понимание мироздания. Человек - господин природы, стоит над природным Космосом, сотворенным для его нужд. Он центральное звено, обеспечивающее общение между Богом и сотворенным им миром.
При выяснении сущности человека встала проблема соотношения души и тела. В отличие от господствовавших в западноевропейской средневековой философии представлений об абсолютном отчуждении души от тела (тело - “темница души”), мыслители Киевской Руси подчеркивали органическое единство в человеке души и тела.
Важным аспектом понимания сущности человека и его познавательных возможностей было учение о разуме, чувствах и воле, которые направлены на познание Божественной истины и воедино соединяются в сердце. Сердце является центром, благодаря которому осуществляется причастность к внеземному, Божественному. Такие мысли изложены в XI веке митрополитом Илларионом в “Слове о Законе и Благодати”. (Кстати, Иллариона нередко называют первым философом в Украине).
Характерной чертой творчества киеворусских мыслителей была его морально-этическая направленность. Высказывалась идея выведения морального закона из акта творения мира Богом; идея греха и моральной ответственности человека; утверждалась мысль о том, что при помощи человеческих деяний можно улучшить мир, очистить его от зла. Существенную роль в этических взглядах Киевской Руси имеет разработка проблемы святости. Формируется представление о святости как воплощенном моральном идеале поведения, понимаемом как жертвенность. При этом, хотя и провозглашается христианское понимание святости, но акцентируется внимание на стремлении утвердить для человека святое царство на Земле.
Значительное место занимает историософская проблематика. Одной из ведущих характеристик взгляда на историю был универсализм. Он выражался, например в том, что историю каждого княжества включали в единую историю Земли Русской; русичи рассматривались как представители единой общности славян, а история славян включалась в общую историю христианского мира, которая отождествлялась с историей человечества.
Таким образом, философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско - религиозно-этическую, направлен-ную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени.
При рассмотрении второго вопроса “Развитие философской мысли в Украине XV-XVIII вв.” следует обратить внимание на то, что в конце XV - начале XVI вв. коренным образом меняется социально-политическая ситуация в Украине, которая характеризовалась окончательной потерей государственности Киевской Руси. Украина была включена в состав Польского королевства. Украинский народ был вынужден вести тяжелую борьбу за политическое самоопределение и собственное существование как отдельной этничной и национальной общности.
Резкое обострение религиозных конфликтов в Украине XVI в., связанное с попытками окатоличить украинское население, сделало религиозную проблематику особенно актуальной. Поэтому социальные, политические и национальные противоречия украинской жизни того времени приобрели религиозную форму.
Следует учитывать и то, что с включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя.
Именно эти идеи развивали основатели гуманистической культуры Украины такие как: Юрий Котермак (Дрогобыч), Павел Русин, Станислав Ориховский. На основе утверждения достоинства личности, они развивали свои взгляды на смысл человеческой жизни и человеческой истории.
Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским.
В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты.
Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины.
Особое внимание следует обратить на роль Киево-Могилянской Академии (1632 г.) в развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян. Академия давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии.
Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.
В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности. Человека пытаются понять в единстве и целостности, как одновременно природное и общественное существо, концентрирующее в себе единство личного и общественного блага.
Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.
Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине. В 1738 г. он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней, с перерывами, до 1750г. В 50-60-е годы Сковорода работает домашним учителем, преподает в Харьковском коллегиуме. С 1769 г. и до конца своей жизни (9 ноября 1794 г.) Сковорода отказывался от каких-либо официальных должностей, выбрав судьбу странствующего философа.
Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.
Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.
Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.
Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.
Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.
Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.
При рассмотрении третьего вопроса «Философия в Украине в XIX -– начале XXI вв.» важно понять, что в первой половине XIX в. в Киеве сложилась религиозно-философская школа, которая сыграла значительную роль не только в украинской, но и русской философии. Наиболее видным представителем этой школы был Памфил Данилович Юркевич (1826-1874).
Для Юркевича исходным пунктом была идея безусловного начала - бесконечного, неизмеримого, вечного. Оно является самодостаточным источником становления всяких материальных форм. Человеческая природа есть одним из конечных образований безусловного начала.
Юркевич, как и Сковорода, считал сердце центром духовной жизни человека, оно, по его мнению, определяет сущность человеческой личности. Глубина сердца и есть душа человека, которая бессмертна и вечна, а поэтому вечен и бессмертен человек.
Каждого человека Юркевич рассматривал как неповторимую личность, как целостный отдельный мир, как ценность. Он был глубоко убежден, что между людьми должна существовать не борьба, а согласие и гармония - “мир”. Мир между людьми и мир людей с Богом по Юркевичу, является основной моральной ценностью.
Следует обратить внимание на содержание еще одного направления развития философской мысли в Украине в этот период, а именно, на разработку философии украинской национальной идеи.
Это направление обосновывали члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847) - тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Они призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н. Костомаров, П. Кулиш и Т.Г. Шевченко.
Н. Костомаров (1817-1885) является автором главного идеологического документа братства «Книга бытия украинского народа». В этом сочинении содержится историософская концепция, в центре которой проблема «Украина и мир». Эта проблема обосновывается автором в духе христианской философии. Костомаров убежден, что главное содержание и направленность исторического процесса определяет народ. Изучать историю, значит познавать “народный дух”, являющийся первоосновой исторического развития.
П. Кулиш (1819-1897) видел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на человека и мир как на двойственную сущность.
В условиях преследований и запретов, установленных царским правительством на употребление украинского языка, Кулиш отстаивал взгляд на народный язык как голос сердца, непосредственное проявление душевной глубины народа, способного выразить самые тайные движения души.
Особенное место в Кирилло-Меродиевском братстве занимал Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) – поэт, художник и мыслитель. Он родился в с.Моренцы на Черкащине в семье крепостного крестьянина. С 1860 г. академик Петербургской Академии искусств.
Мировосприятию Шевченко характерен антропоцентризм, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности. Даже в христианской религии он отбрасывает все, что мешает свободному развитию человека.
Славянскую федерацию Шевченко рассматривал как один из возможных путей освобождения Украины, утверждения ее языка, культуры, истории. Идеальный мир - это мир освобожденный от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир, где господствуют братские отношения между свободными людьми.
Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.
Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека.
Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.
Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко (1856-1916), получивший степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях. Именно в поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, “вечным революционером”. Эта идея обусловливает в дальнейшем развитие темы “личность и народ”, в которой он пропагандировал идеал безграничной преданности народу, готовности отдать жизнь за счастье народа.
Необходимо отметить, что концепция исторического прогресса у Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат "общие законы эволюции в органической природе". Критерием технического прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а "эмансипация человеческого индивида". Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фаталистический взгляд.
Социалистический строй представлялся Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государство не должно здесь иметь места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к "всевластию керманычей".
В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце XIX-XX вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией.
Важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.М.Кистяковский (1868-1920), В.И.Вернадский (1863-1945), М.С.Грушевский (1866-1934), В.К. Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины.
В 20-е годы XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии стала концепция, которую предложил Н.Хвылевый (1893-1933). Он считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно-страдательную русскую культуру и повернуться лицом к Европе.
Характерной особенностью подхода к проблеме национальной идеи, особенно в кругах эмигрантской молодежи, начиная с 20-х годов, были попытки решить ее с позиций крайне радикального национализма. Эта позиция представлена в творчестве Д.И. Донцова (1883-1973). Близкой к взглядам Д.Донцова является историософская концепция В.К.Липинского (1882-1931). Центральное место в ней занимают категории «традиция», «аристократия», «нация», трактовавшиеся в активно-динамической форме.
Значительный вклад в изучение глубинных факторов духовной истории Украины и национальной философии сделал Д.И.Чижевский (1894-1977). Он считал, что одним из таких факторов являются национальные черты украинского характера: «эмоциализм», «индивидуализм» и «плюралистическая этика», признающая право каждого индивида на собственный этический путь.
Открытие философского факультета в Киевском университете в 1944 году и создание в 1946 году Института философии АН Украины привело к оживлению философской жизни в Украине.
Большой вклад в развитие философии в Украине сделал талантливый философ, организатор науки Павел Васильевич Копнин (1922-1971). Научные интересы Копнина были сосредоточены вокруг исследования проблем логики, теории познания и методологии научного познания. Он акцентировал внимание на гуманистической направленности философии.
Вторым направлением, плодотворно развивающимся в Украине в этот период, являются историко-философские исследования. Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии. Школа, возглавляемая В.И.Шинкаруком (1928-2001), осуществляет глубокую разработку проблем диалектики, логики и теории познания на основе анализа философии Канта, Гегеля, Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX ст., в частности, феноменология Э.Гуссерля, философия жизни, экзистенциализм, неофрейдизм и др. Осуществились заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины.
Завершая рассмотрение темы, можно отметить, что возникновение и развитие философской мысли в Украине представляет собой сложный, противоречивый процесс. Он составляет неотъемлемую часть украинской культуры и украинской истории.
* * *
Для более глубокого ознакомления с темой следует обратиться к литературе:
Історія філософії. - К., 2002.
История философии на Украине: в 3 т. - К., 1987.
Історія філософії України. - К., 1994.
Історія філософiї України: Хрестоматія. - К., 1993.
Горський В.С. Історія української філософії. - К., 1997.
Чижевський Д. Нарис з історії філософії на Україні.- К., 1992.
Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Философия» и «Сковорода» и др.
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Філософія», «Іларіон Київський», «Дрогобич (Котермак)», «Сковорода», «Шевченко» та ін.