Стекольное ремесло на Руси было известно еще в XI—XII вв. Тесные связи с Византией способствовали развитию производства смальты, которая находила широкое применение в киевских храмах. Получило распространение изготовление украшений из стекла, особой популярностью пользовались браслеты и бусы. Археологические изыскания подтверждают, что в Киевской Руси было известно и выдувное стекло, в частности, шлемовидные сосуды и оконные диски, которые вставляли в круглые отверстия деревянных щитов, закрывающих окна в храмах. В этот период производство стекла ограничивалось рамками мастерских при церквях, где технология не позволяла достичь высоких температур, необходимых для получения прозрачного стекла, поэтому стеклоделы стремились добиться его цветового многообразия. Достоянием стекольного ремесла в Древней Руси следует считать обширную цветовую гамму и стойкую интенсивность цвета.
Говорить о развитии стекольного промысла в России можно с XVII в. Особенностью этого промысла является то, что он изначально формируется как промышленное производство. На императорском заводе производят предметы роскоши для двора и царской фамилии. На императорском заводе создаваемые изделия проектировались в существующих художественных стилистических направлениях: от рококо и классицизма до историзма. Особенностью российского стекольного производства является то, что в нем нет никаких глубоких национальных традиций, а некоторые реминисценции русского народного искусства будут реализованы в художественном направлении — историзме, где стили неорусский и псевдорусский заново поднимают интерес к национальной старине. В большинстве своем производство стеклянных изделий было заимствовано из Западной Европы, в частности, из Италии, где традиции в этом виде творчества очень глубоки. Но несмотря на привнесенность промысла, мастера создали неповторимое лицо русского стекла. Мастера императорского завода известны своим умением гравировать на стекле, создавать сложные колористические решения.
В середине XVII в. в Московском государстве назревает потребность в организации собственного стекольного производства. Но в это время в России еще не были созданы экономические условия, позволявшие развивать различные отрасли мануфактурного производства и стеклоделия, в частности. В силу исторических причин русское художественное стеклоделие начинает свое развитие в форме царского предприятия, на котором изготавливали предметы «про обиход великого государя». К 1668 г. относится строительство стекольного завода в царском селе Измайлово под Москвой. Первыми стеклоделами на Измайловском заводе были выходцы из Западной Европы, называемые в России «виницейца- ми». Стилистические особенности венецианского стекла получили признание в русской художественной культуре XVII в.
Формы изделий Измайловского завода, в целом, были близки традиционным формам русской металлической, керамической и деревянной посуды — это братины, чарки, кадочки.
Тонкостенное стекло Измайловского завода, по качеству близкое западноевропейскому в «венецианском вкусе», не позволяло широко использовать технику гравирования, которая была в это время особенно популярной в декорировании богемского стекла. Но уже в начале XVIII в. гравированный рисунок на стекле становится преобладающим видом художественной обработки изделий.
В конце XVII — начале XVIII в. по указу правительства были основаны новые стекольные заводы, продукция которых традиционно предназначалась для нужд царского двора. В этот период основным потребителем стеклянных изделий становится новая северная столица. Европейский характер петербургской архитектуры требовал совершенно иного, чем в русском зодчестве XVII в., освещения внутреннего пространства помещений. И потому постоянно растущая потребность в оконном стекле и зеркалах создала необходимость организации новых стекольных заводов под Петербургом.
К устройству стекольного производства были привлечены мастера из Западной Европы, в частности, Германии и Богемии. Основным видом продукции Ямбургского и Жабинско- го заводов под Петербургом становятся крупные дарственны® кубки и бокалы, декорированные матовым гравированным рисунком. В первые десятилетия XVIII в. активное звучание й русском искусстве стилистики барокко способствовало быстрому усвоению приемов гравирования по стеклу русскими мастерами, а также художественному осмыслению формы стеклянного кубка как выразителя основного стилистического направления в искусстве стеклоделия эпохи барокко. Отличительными чертами русского гравированного стекла становятся неглубокая, мягкая «живописная» прорисовка, лишенная резких очертаний, растительно-орнаментальный декор с цветками ромашки, маргаритки, иногда с круглой ягодкой клюковкой.
Время царствования императрицы Елизаветы Петровны — высший этап в развитии русского гравированного стекла. На Петербургском стекольном заводе работают преимущественно русские мастера, в совершенстве овладевшие техникой рисунка и резьбы по стеклу. Поташный хрусталь высокой прозрачности, твердости и блеска оказался превосходным материалом для создания на его поверхности пышных орнаментально-растительных композиций в гравированном декоре. Неглубокая матовая гравировка и композиционная сдержанность рисунка первой трети XVIII в. уступают место объемно моделированным и орнаментально насыщенным композициям. Гравированный декор русского стекла елизаветинского барокко избегает композиционной перегруженности, арабесковой бесконечности, присущих гравированному орнаменту богемских и силезских кубков.
Продукция столичных стекольных заводов на протяжении века оказывала влияние на развитие крупных частных мануфактур, которые, в свою очередь, старались выпускать свои изделия не только по их образцам, но и подражать работам иностранных мастеров. В 1740-е гг. гравировка на стекле заняла уже достаточно прочные позиции в изделиях купеческих мануфактур. Расцвет гравировального искусства этого времени, в основном, был связан с частными фабриками Немчиновых и Мальцовых. В первые годы существования частные стекольные фабрики выпускали посуду зеленого, реже белого стекла, но в 1730-х гг. в продукции более крупных фабрик все чаще встречаются гравированные или рисованные бокалы, стаканы, кубки. Основными мотивами гравированного рисунка на бокалах и штофах купеческих мануфактур были все те же вензеля и гербы, цветы и воинские атрибуты, которые в середине XVIII в. нередко покрывались золотой и черной красками. Наряду с матовой гравировкой в стекле частных фабрик получает распространение шлифованная резьба в виде стилизованных цветков ромашки и орнаментальных композиций.
Во второй половине XVIII в. производство в России художественного стекла продолжает развиваться. Функционируют старые и возникают новые стекольные заводы, как казенные, так и частные. Русские стекольные заводы второй половины XVIII в. в своем производстве ни по качеству, ни по количеству изделий не уступают европейским.
В 1780—1790-х гг. облик прозрачного стекла, украшенного гравировкой, приобретает иной характер, который закономерно связан со стилистическими изменениями, происходящими в русском искусстве второй половины XVITI в. Стиль классицизм оказал влияние прежде всего на процесс формообразования в стекле. Кубки классицизма сдержанны по своему эмоциональному звучанию формы. В 1780-х гг. на смену пышному декоративному оформлению резьбой и гравировкой приходит скромная орнаментальная порезка и крупный рисунок с веткой цветов на длинном стебле. Появление этого орнаментального мотива в украшении гравированного стекла связано с увлечением английским искусством, но также было влияние общего декоративного строя росписи фарфора Императорского завода. Изделия, украшенные цветком тюльпана, ромашки или гвоздики — так называемой «рисовкой аг- лицкой», — изготавливал завод князя Г. Потемкина; на фабриках графа Ф. Орлова тоже отдавали предпочтение этому виду декора.
Надписи-посвящения — это существенная часть декоративной композиции, украшающей провинциальное гравированное стекло, так как именно в них ярко выражен дух городской народной культуры. Они подчеркивают раритетность предмета, украшенного гравированным рисунком, его праздничное назначение.
Традиционность — явление, в целом, свойственное народному искусству, и характеристика продукции частных стекольных фабрик будет неполной без упоминания о народном стекле. Зеленое, реже бесцветное, стекло гутной работы, нередко
расписанное эмалевыми красками, было самым распростр ненным видом продукции мелких купеческих фабрик, харе тер которой формировался под воздействием черкасского' Измайловского стекла. Ориентированное на широкие слои г родского потребителя, стекло частных фабрик обладало трад: ционной пластичностью гутных форм, в тематике его декор тивной росписи преобладали фольклорные мотивы, восход- щие к традициям народного городского искусства, во много близким лубку. Наиболее популярные формы этого стекла штофы, бутыли-сулеи, бочонки-барилки — почти без измене ний существовали на протяжении всего XVIII и даже XIX вй Свою форму бочонки-барилки заимствовали у деревянног бочонка, а обручи последнего в стекле превратились в гофри рованные налепные жгуты. Нередко их поверхность украшал: плоские круглые налепы из стекла, что придавало обычной1 форме ярко выраженный декоративный характер. К концу' столетия формы гутного стекла становятся менее разнообразными, в росписи преобладают однотонные краски, чаще всего белая эмаль, почти не встречаются сюжетные мотивы, в основном, повторяются птицы и цветы. Типичной для этого времени является роспись четырехгранного штофа.
В последней четверти XVIII в. формы стеклянных изделий Петербургского завода и крупных частных фабрик становятся более разнообразными. Значительные изменения происходят также в их декорировании. В 1770—1780-х гг. появляется интерес к цветному стеклу. С этого времени цветное стекло изготавливали завод Г. Потемкина, Бахметьевский и Орловский заводы и другие частные мануфактуры. На Потемкинском заводе производили стеклянные массы разных цветов: фиолетовые, бирюзовые, алые, желтые. Они шли на изготовление посуды самых разнообразных форм, больших декоративных ваз, различных предметов для украшения интерьера.
Непрозрачное, бирюзовое стекло по технологии производства родственно «костяной материи», или молочному стеклу, появление которого закономерно связывают с проникновением в Западную Европу экзотического восточного фарфора. Создавая молочное стекло в подражание фарфору, мастера стремились уничтожить основное, специфическое свойство стекла — его прозрачность. Красочное декоративное пятно в росписи стекла «под фарфор» оживляется внутренним светом,
Присущим стеклу. Поэтому молочное стекло в полной мере гИШ1яется оригинальным видом стекла как выражение безграничных художественных возможностей этого материала.; В России молочное стекло стало появляться в 1760—1770-х гг., когда русский фарфор был чрезвычайно дорог. Тематика и красочная гамма росписи таких изделий близки декору русского фарфора последних десятилетий XVIII в.
Кроме Императорского стеклянного завода «костяную материю» в последнее десятилетие XVIII в. изготавливали на Ьахметьевском заводе в селе Никольское. Продукция этого частного завода по своим высоким техническим и художественным достоинствам почти ничем не отличается от изделий из стекла Императорского завода. Художественная продукция высокого качества поставлялась в дома губернской и столичной знати, а в начале XIX в. ряд заказов был выполнен для царского двора. Три стекольные фабрики Н. А. Бахметьева выпускали разнообразную продукцию: сортовую посуду из простого стекла для широкой продажи, а одна из них выпускала даже хрусталь.
В 1780— 1790-х гг. развивается и переживает период блестящего расцвета искусство живописной декорации на бесцветном и цветном стекле. В украшении стеклянных изделий последнего десятилетия XVIII в. преобладают строгие элементы классического орнамента: гирлянды с дубовыми листьями, меандр, «жемчужник», акант, пальметки. Формы изделий становятся строже, их контуры приобретают более резкие очертания. Тулова рюмок, стаканов, кружек нередко обрабатывают вертикальной шлифованной гранью и декорируют изящной живописью золотом.
Последние десятилетия XVIII в. завершают эпоху становления, развития и расцвета русского художественного стеклоделия. Вместе с тем именно последнее десятилетие века послужило отправной точкой для возникновения новых художественных направлений в искусстве декорирования стекла, которые нашли свое яркое выражение уже в XIX в. В эти годы вновь возрастает популярность бесцветного стекла. Бесцветное стекло явилось переходным этапом к свинцовому хрусталю. Грань фацетом (алмазная), столь распространенная в конце XVTII в., превратилась в начале нового века в широкую шлифовку, декорирующую блестящий хрусталь эпохи классицизма.
К концу 20-х гг. активно изготавливается цветное стекл сочетании с бесцветным хрусталем или молочно-белым с лом. Широко стало применяться двух- и трехслойное сте Орнаментировалось такое стекло при помощи той же алм ной грани. Несмотря на господство гранения в декоре, акт1 но продолжает использоваться и роспись, чаще всего разн цветная, по молочно-белому стеклу. Это разные орнамен вензеля, пейзажи, жанровые сцены.
В первой трети XIX в. на Императорском заводе так производили цветное непрозрачное стекло — смальту. Из н делали подставки для декоративных ваз и фарфоров скульптур, вазы глубокого черного или темно-зеленого цве. с бронзовыми позолоченными ручками.
Во второй трети XIX в. в русском художественном стекл' произошли значительные стилевые и технические изменений Основным техническим новшеством было трехслойное стек ло, которое получило широкое распространение. Трехслой' ные стекла украшались иной алмазной гранью: на стекл прорезались бороздки, расходящиеся веером, или в форм звезды, или других геометрических узоров.
Немаловажное значение имело стекло конца XVIII в. и для: развития цветного стекла 1830—1840-х гг. В годы популярности исторических стилей были возрождены традиции производства цветного стекла и живописной декорации на многих отечественных стекольных заводах. В художественное стеклоделие устремились неостили: «китайский», «передневосточный», «византийский» и европейские стили: «греческий», «помпейский», неорококо. Победителем среди всех стилей вышел стиль неорококо, сильно отличающийся от своего прообраза — рококо XVIII в. — перегруженностью и нарядностью.
Сочетание разных стилей в русском художественном стеклоделии продолжалось до 1890-х гг., когда на смену им пришел стиль модерн, стремившийся к растянутым формам и причудливо изогнутым линиям, что хорошо согласовывалось с техникой изготовления стекла. Модерн удержался в художественном стеклоделии дольше, чем в других видах декоративно-прикладного искусства. Растянутые и неконструктивные геометрические узоры, причудливые травы и цветы стали излюбленными мотивами, которыми покрывались вытянутые вазы с мягкими обтекаемыми очертаниями.
В 1890-х гг. после объединения Императорского стеклянного и фарфорового заводов, стеклянный завод перестал производить изделия для продажи и мог не считаться с коммерческими соображениями, поэтому качество его продукции значительно улучшилось. Он производил прекрасное цветное многослойное стекло и бесцветный хрусталь. В подражание стекольному заводу в Нанси Императорский завод ввел новую технологию: многослойное цветное стекло обрабатывалось методом травления плавиковой кислотой. Получался узор, подходивший для стиля модерн: рельефный, одного или двух цветов с многочисленными оттенками на дымчатом или другом светлом фоне внутреннего стеклянного слоя.