Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Просоциальные и асоциальные группы




Социоцентризм и субъектцентризм ценностей.

Социоцентризм ценностей означает примат общественных целей, интересов над личными. Субъектцентризм — личных над общественными. Поэтому на первый взгляд, субъектцентризм групповых ценностей предполагает асоциальность группы, т.е. ставит во главу угла интересы индивида, вопреки интересам общества. В свою очередь, доминат общественных ценностей над частными продполагает ее просоциальность.

Обычно в пример просоциальной группы приводят коллектив. Коллектив – это группа, объединенная общими целями деятельности, подчинёнными целям общества. Но хорошо организованная корпорация — это тоже коллектив, который характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией, авторитарным управлением и противопоставлением узких интересов общественным. И это пример ярко выраженной асоциальности.

Классический образец субъектцентрически ориентированной группы мы находим в античности. Плутарх оставил нам память о созданном Антонием и Клеопатрой кружке близких друзей, каждый из которых отличался способностью к поступкам, которые никто не мог повторить:

Плутарх о «Союзе неподражаемых»

«В Александрии он вел жизнь мальчишки-бездельника и за пустыми забавами растрачивал и проматывал <…> время. Составился своего рода союз, который они звали «Союзом неподражаемых», и что ни день они задавали друг другу пиры, проматывая совершенно баснословные деньги». [168] «С сообщением о потере войска <…> Антоний <…> принялся увеселять город нескончаемыми пирами, попойками и денежными раздачами. <…> и по этому случаю вся Александрия много дней подряд пьянствовала, гуляла, веселилась. Вместе с Клеопатрой они распустили прежний «Союз неподражаемых» и составили новый, ничуть не уступавший первому в роскоши и расточительности, и назвали его «Союзом смертников». В него записывались друзья, решившиеся умереть вместе с ними, а пока жизнь их обернулась чередою радостных празднеств, которые они задавали по очереди.[169]

 

Типичными примерами могут служить и обыкновенные воровские шайки, преследующие исключительно соображения наживы, и группы «золотой молодежи», празднующей свои успехи под девизом: «Жизнь удалась!» и т.п.

Правда, здесь допустимо говорить о ценностях, разделяемых всем обществом, и тех, которые не выходят за рамки группы. Поэтому представляется, что «благородные, возвышенные» цели — это характеристика просоциальных объединений. Ценности же, признаваемые преимущественно членами группы (т.е. частные, а следовательно, эгоистические), представляют их прямую противоположность — асоциальность. Однако мы помним, что еще Ч.Перси Сноу в своем знаменитом выступлении о двух культурах (в СССР начатая им дискуссия проводилась как противопоставление «физиков» и «лириков») говорил, что даже самые уважаемые социумом объединения могут не разделять ценности других групп и, напротив, именно свои прокламировать как всеобщие. Поэтому в действительности элемент асоциальности наличествует в любой группе.

Объединение поэтов, которые презирают «сопромат», музыкантов, равнодушных к живописи и архитектуре… демонстрируют нам именно это. Военное сообщество, часто противопоставляющее своим добродетелям ценности философов и поэтов, являют пример такой же ограниченности и такого же «себяцентризма». И тем не менее никому не приходит в голову относить все эти группы к откровенно асоциальным. Напротив, их позитивный вклад в развитие общества, в накопление и сохранение его высших ценностей не подвергается никакому сомнению.

Точно так же элемент просоциальности присутствует и в откровенно эгоистических группах, поскольку социализация индивида немыслима и без них. «Культура улицы», при всей ее склонности к неприятию известных моральных ценностей, содержит в себе много просоциального, ибо учит сплоченности, мужеству, отваге, находчивости и т.п., т.е. качествам, необходимым каждому мужчине.

И все же разделение на асоциальные и просоциальные группы имеет право на существование.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 657 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2403 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.