Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Другие основания классификации групп




Кроме того, социальные группы могут различаться:

по количеству людей

группаможет включать в себя как двух индивидов (диада), так и многочисленное объединение (массовое полити­ческое движение);

по времени существования:

существование группы может быть ограничено сравнительно коротким временем (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и может сохранять устойчивость на протяжении целых столетий (нации, классы);

по плотности связи:

различаюттесно сплоченные коллек­тивы (воинское подразделение, спортивная команда, производственный коллектив) и аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды и т.п.).

— по форме образования:

Складывание групп может подчиняться известным правилам и нормативам (штаты формальных объединений), не подчиняться никаким установлениям, происходить стихийно, и вместе с тем существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно самими людьми (семья, партия, спортивный клуб).

Функции социальной группы

Первой из социальных групп, с которой сталкивается человек, становится его семья. Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития. Никакие приюты и госпитали не могут заменить контакт с родителями, и пагубно влияют на детей; даже при добросовестном отношении к делу в них наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они отстают в своем физическом и умственном развитии.

Функции группы. Смелзер (США) выделил следующие функции группы: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.[162]

Социализация.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности — от законов до неписаных правил хорошего тона, — регулируют поступки и стремления людей.

Известно, что культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению, она создается, ей обучаются. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Ниже будет показано, что любая группа формируется как маленькая модель всего социума. Поэтому вхождение в нее, освоение ее структуры, системы связей, образующих ее целостность, системы ее ценностей, распределение ролей, усвоение норм и правил, регулирующих поведение ее элементов и ее развитие как целого, закладывает основы социализации. Без этого адаптация человека к жизни всего социума невозможна.

Инструментальная функция группы состоит в осуществле­нии той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, от­ряд спасателей, футбольная команда, хореографический ан­самбль — все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентиро­ванными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обес­печивает человеку материальные средства к жизни, предостав­ляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении по­требностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы (или социоэмоциональные). Будучи их членом, индивид получает удо­вольствие от общения с психологически близкими ему людьми — родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

 

Ярким примером поддерживающей функции может служить экс­перимент американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам пер­вой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы ска­зали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что при­мерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, при­мерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими. Итак, когда человек встречается с каким-либо угрожающим фак­тором, то группа может предоставить ему ощущение психологи­ческой поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что, на миру и смерть красна.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Виды больших групп

Большие группы (массовые общности) часто настолько многочисленны, что ее члены не знают друг друга и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Они могут включать разные категории лиц, охватывать десятки тысяч, иногда миллионы чле­нов. Наглядными примерами служат классовые, религиозные, этнические и дру­гие общности, которые объединяют огромные массы членов, раз­бросанные на обширной территории.

В связи с этим групповое со­знание, внутренняя сплоченность, организо­ванность, структурированность, наличие распределенных форм деятельности, которые закрепляются обычаями, традициями, установлениями, в больших группах неодинаковы.

В зависимости от критерия, лежащего в основе объединения, можно выделить:

1. Общности, складывающиеся на основе особой культур­но-исторической самобытности (племя, народность, нации).

2. Общности, формирующиеся на основе отношения к собственности (социальные классы, социальные слои).

3. Общности, образуемые по месту в общественном разделении труда (профессиональные категории).

4. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образовани­ям (город, деревня, регион).

5. Общности, для которых характерно единство цели или системы ценностей (партия, религиозные объединения).

Выделяются и другие типы общностей. В целом социальные группы отличаются огромным разнообразием конкрет­но-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Этнические группы

Этнические группы выделяются на основе особой культурно-исторической самобытности.

Началом развития этнических групп был род, объединявший несколько или много семей. Роды объединялись в тотемические кланы, основанные не на кровном родстве, а на вере в происхождение от общего предка. Объединение нескольких кланов привело к появлению племени. Племена в ходе дальнейшего культурного разви­тия переросли в народности. А народности на высшей стадии своего развития превратились в нацию.

Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материн­ской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита и пришел на смену первобытному человеческому стаду.

Для родового строя характерны первобытный коллек­тивизм, отсутствие частной собственности, классов и мо­ногамной семьи. С родом связано уже и такое явление, как экзогамия (запрет брака внутри рода), в связи с чем он не мог существовать изолированно, и это привело в конечном итоге к объединению их в племена.

Кланы — это родовые союзы, выступающие зачатком политических институтов. Следует также выделить и тоте­мические кланы, они имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.

Тотемизм это религия, которая основана на культе животных или растений, как будто являющихся предками клана. Существовала вера, что данные животные или рас­тения — кровные родственники членов клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещение заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запреща­лось — вне клана). Хотя кланы были характерны в основ­ном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и все еще играют важную роль (Япония, Китай, Индия).

Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает боль­шое число родов и кланов.

Для племени характерно: общность территории (даже у кочующих племен область кочевок была ограничена и охранялась ими от других племен), выделение собствен­ного языка или диалекта, своих обычаев и культов, нали­чие некоторых элементов хозяйственного уклада, самосо­знания и, самоназвания. Племя имеет уже зачатки внут­ренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиоз­ного обряда и т.п.).

Появление союзов племен, завоевания и переселения привели к смешению племен, а в конечном итоге к объ­единению их в народности.

Народность — это большая этническая и социальная группа, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территори­альные связи, складывается общий язык (им обычно ста­новится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Народности начинают возникать в рабовла­дельческую эпоху, этот процесс продолжает осущест­вляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. При этом некоторые народности из-за своей мало­численности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию.

Нация — это историческая общность людей. Она и осознает себя как единое образование, сквозящее во времени. Нация начинает собирать свою историю и культивировать древность своих институтов.

В качест­ве основы выделения нации принимается: общность тер­ритории, языка, экономических связей, некоторых осо­бенностей культуры, психического склада и этнического (национального) самосознания.

Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздроб­ленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рын­ков в общенациональный.

Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во-первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, Т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидар­ности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям.

Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступают источником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этим социологов особо привлекает к себе изучение национализма.

Национализм — это признание национального превос­ходства и национальной исключительности своей нации, приписывание ей исключительной исторической миссии (избранная нация), нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе или стремление не смеши­ваться с другими народами.

Если национализм связывают с расизмом, то призна­ется, что указанная нация, в силу превосходства своей расы, избрана для выполнения особой миссии, например, национализм гитлеризма был обоснован расистской док­триной. Бывает, что национализм обосновывается при помощи религии, тогда утверждается, что данная нация избрана Богом для выполнения особой миссии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.