Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Литература | Архитектура | Живопись | Церковь | |
- влияние ига на темпы и ход развития. | Жанры: Летописи; Исторические повести; Житие; Хождения. Произведения: «Повесть о разорении Рязани»; «Повесть о Щелкане» (о восстании в Твери в 1327г.); «Житие Александра Невского» (О Невской битве); «Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV | § Московский Кремль Белый камень Красный кирпич 1367-1369гг. Иван III Д. Донской § Успенский собор (1475-1479гг), Аристотель Фиорованти; § Благовещенский собор(1484-1489гг.); § Церковь Ризоположения Создатели: псковские мастера; § Грановитая палата; -начало строительства: 1487г.- Марко Фрязин, - окончание: 1491г. – Пьетро Антонио Солари; § Троице-Сергиева Лавра, Троицкий собор, основан Сергием Радонежским. | Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. § Феофан Грек (1340-1410), использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде. Иконы: Богоматерь. § Андрей Рублёв (конец 14в.- первая треть 15в.), возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие. Иконы: «Спас», «Троица». Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. § Дионисий (1440-1505гг.), предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета. Расписал Ферапонтов монастырь. | Течения в церкви (к.14- нач.15в) Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский Иосиф Волоцкий Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела. Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской. Стригольничество -первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства. |
Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
Литература. Общественная мысль | Церковь. | Архитектура. | Живопись | Книгопечатание | Дополнительные сведения |
Жанры: § Летописи: 1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до); 2.«Лицевой летописный свод». § Исторические повести: 1. «Казанское взятие»;. § Публицистика: 1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи русских государей с византийскими императорами. 2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть. 3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными. 4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье. 5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью. | Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество. Максим Грек выступал против обогащения церкви. Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство. Василий Патрикеев (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной. | Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка. Памятники: § Церковь Вознесения в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV. § Покровский собор (Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г. § Архангельский собор, Архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг. § Колокольня Ивана Великого Фёдор Конь – Белый город (3-я каменная линия укрепления) | Изображение на иконах лиц царей, князей, исторические сюжеты | 1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец; «Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга. | А.Чохов «Царь- пушка» (1586г.) |
Русская культура XVII века.
наука | литература | публицистика | архитектура | живопись | театр | |
География: 1.1643-1646г. В. Поярков: экспедиция на Амур; 2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой; 3.1649г.- Е. Хабаров: карта Приамурья; 4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова; Учебные пособия: 1.Азбука Бурцева; 2.Грамматика Магницкого; 3.Букварь Истомина Учебные заведения: 1687г. Славяно – греко- латинская академия | 1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим» Историческая повесть: 1. «Сказание Авраама Палицына» (о Смуте); 2. «Повесть об Азовском осадном сидении» (победа над турками 1641г.) Сатира: 1. «Повесть о Ерше Ершовиче»; 2. «Повесть о Шемякином суде»; 3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь) Драматургия: основатель Симеон Полоцкий. 1. «О Навуходоносоре царе»; 2. «Притча о блудном сыне» | 1.Ю. Крижанич: «Думы политичны» (идея: социальный мир и смягчение угнетения); 2. С. Полоцкий: «Политика». Идея: цель самодержавного правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными) | Стили: 1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль; 2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко: а) чёткость; б) симметричность; в) многоярусность; г) сочетание красного и белого кирпича. Архитекторы: Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков, Б.Огурцов Архитектурные памятники: 1.Кремлёвский Теремной дворец; 2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве; 3. Церковь Покрова в Филях (барокко); 4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов). XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий | Симон Ушаков (стремился «выписать» детали, придать объём). Произведения: 1.«Троица»; 2.Спас Нерукотворный 3.картина «Насаждение древа государства» XVII век: появляются парсуны – портреты http://5-ege.ru/ Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского | 1672 г. – придворный театр | обмирщение культуры |