Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура России в 19 веке. Ее вклад в мировую культуру




Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, кото­рая заняла выдающееся положение в общемировой культу­ре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской по­литике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппози­ционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как кре­постничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 — 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскре­пощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и факто­ром, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государ­ственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Алек­сандре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготов­ки которых учреждается ряд новых университетов (Вилен-ский, Дерпт-ский, Харьковский, Казанский, С.-Петербург­ский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наи­более известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начи­нает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась без­грамотной. Государственная политика по отношению к про­свещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись воль­нодумство и стремление к преобразованиям. В периоды ре­акции и ужесточения внутренней политики (эпоха Нико­лая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образовани­ем, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничива­лась их внутренняя автономия.

 

Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На стра­ницах газет и журналов велась полемика между сторонни­ками различных направлений общественной мысли, оце­нивались важнейшие события и явления жизни государ­ства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких из­даниях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Совре­менник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а.затем Н.Г. Чернышев-ского и Н.А. Добролюбова; «Отечествен­ные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасо­ва и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий вы­пускаемой литературы. Периодическая печать и литера­тура способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны,

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. име­ло свои особенности, состоявшие в интенсивном накопле­нии фактического материала, новых теоретических разра­боток и в острой борьбе прогрессивных ученых с предста­вителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом мате­риалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструи­ровал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулиро­ванный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфе­ре психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с об­щим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие,историки XIX в., как Н.М. Ка­рамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский создали фунда­ментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, ос­новных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тен­денцией в литературе является смена классицизма и сен­тиментализма новым течением — романтизмом, воспеваю­щим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявля­ется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверж­дается реализм — стремление изображать жизнь в ее типи­ческих проявлениях. Основоположниками реализма в рус­ской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принад­лежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пико­вая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспо­щадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лер-монтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущ­ности бытия. Этот психологизм был вызван той напря­женностью в обществе, которая была характерна для вто­рой половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором пре­обладали религиозная и мифологическая тематика, вытес­няется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого перио­да в живописи было «Товарищество передвижных художе­ственных выставок», в состав которого входили такие ма­стера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, тра­диции; история России, проблемы современной действи­тельности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедев­рами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвига­ются величественные официальные здания и архитектур­ные ансамбли, призванные символизировать величие и про­цветание Российской империи. В этот период были пост­роены ансамбль Дворцовой площади, Йсаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факто­ры. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению нового-типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под ста­рину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены зда­ния Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архи­тектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная куль­тура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называе­мой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для твор­цов объединения характерно создание крупных музыкаль­ных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.

Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания рос­сийского общества, просвещения, научно-технического про­гресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в рус­ской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2743 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.