Отличие культуры 18в. это то, что ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в области русской культуры. Хотя церковь в 18 в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В 18 в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества.
Во второй половине 18 в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.
Так, на смену средневековой, пронизанной религиозным мировоззрением культуре в 18 в приходит "новая культура". Ее отличительные черты светскость, рационалистическое, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.
Гл философия - идея главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода:
1.к 17 первая четверть 18 в., он характеризуется становлением новой русской культуры;
2.середина вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливались гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.
В русском искусстве в нач 18 в. господствовал стиль барокко, во второй половине века — классицизм. В конце 18в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).
Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.
Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).
. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.
Таким образом, к середине 18 в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.
Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова
Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук
В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны
В петровские времена открылся первый русский естественноисторический музей Кунсткамера, а покупка Екатериной 2 ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало Эрмитажу.
Общественная мысль.
В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екатериной П. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права.
Русскую литературу XVDI столетия своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие, как АД. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и др.
Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения "великого посольства" Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по "Соборному уложению" 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).
Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались фейерверки, проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.
Архитектура. В XVIII. Был совершен переход к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Продолжалось развитие деревянного зодчества.
Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского "вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.
Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.
Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.
Скульптура. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью архитектуры Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине классицизм.
Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э.М. Фальконе.
Живопись. наметился путь перехода к светскому искусству. Ведущим жанром их творчества был портрет. черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.
Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика мозаика пейзаж и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты. на и картинах впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.
Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе в Ярославле.
Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50).
В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа.
Одним из важнейших результатов р азвития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.