Шеррингтон (Sherrington, 1937) спрашивал:
Можем ли мы слишком настаивать на том, что… любой проводящий путь, который мы прослеживаем в мозге, прямо или косвенно ведет к мышце?
Уилфрид Барлоу (Wilfred Barlow, 1959) утверждал: «Существует тесная связь между состояниями тревожности и наблюдаемыми (соответственно, пальпируемыми) состояниями мышечного напряжения».
Использование электромиографических методов показало наличие статистической корреляции между бессознательной враждебностью и напряжением мышц рук и ног, также сексуальными лейтмотивами (Malmo 1949).
Сэйнсбури (Sainsbury, 1954) показал, что когда «невротичные» пациенты жаловались на ощущение напряжения в мышцах головы, то получали и электромиографические доказательства такого мышечного напряжения.
Вулф (Wolff, 1948) в своей знаменитой книге «Головная боль и ее различные виды) доказал, что у большинства пациентов с головными болями наблюдали:
Выраженную контрактуру мышц шеи… наиболее часто вызванную длительными непрерывными сокращениями, связанными с эмоциональным стрессом, разочарованием, мрачными предчувствиями и тревогой.
Даже размышляя о деятельности, вызывающей мышечные изменения, Джекобсон (Jacobson, 1930) показал, что:
Невозможно размышлять об активности, не вызывая тонких сокращений всех мышц, которые создают активность в действительности.
Барлоу (Barlow) следующим образом суммирует наблюдения связей между эмоциями и мышцами:
Мышцы являются не только средствами речи и экспрессивной жестикуляции, но участвуют в куче эмоциональной неразберихи – например, регуляции дыхания, контроле выделения, сексуальной активности и, кроме всего прочего, влияют на всю схему тела посредством проприорецепции. На мышах мгновенно отражаются не только эмоциональные состояния, такие, скажем, как страх и агрессия, но и такие настроения как депрессия, возбуждение или попытка уклониться от чего-либо обладают собственными характерными мышечными паттернами и соответствующими позами.
Форд (Ford, 1989) в книге «Там, где встречаются целительные воды», анализирует более раннюю, противоречащую его мнениям работу Вильгельма Рейха (Wilhelm Reich), отрицавшего исключительность концепции о том, что лежащие в основе физические состояния создают благоприятную среду для психологических дисфункций, или о том, что физическая дисфункция обязательно является результатом психологических усилий.
Он, скорее, синтезировал следующие две позиции:
Состояния мышц и состояния характера имеют одинаковые функции… Они могут заменять друг друга и находиться под воздействием друг друга. В целом, разделять их нельзя.
Как это выносит на обсуждение Форд:
Когда он столкнулся с сильным психологическим сопротивлением (психологической защитой) у пациента, он перешел к соответствующим областям физического напряжения (мышечной защитой) тела и использовал различные формы физической терапии для коррекции лежащих в основе физических искажений… Аналогичным образом, если бы он не был способен изменить напряжение в теле пациента с помощью физической терапии, он стал работать бы с психологическими проблемами, лежащими в основе напряжения.
Пальпация, в той мере, в которой она относится к эмоциональным состояниям, требует умения наблюдать (паттерны использования, поз, состояний и позиций, причуд и привычек) и чувства изменения в мягких тканях, связанных с эмоционально нагруженными состоянями, острыми или хроническими. Одним из ключевых элементов здесь относится к функции дыхания, которая тесно связана с эмоциями (см. гл. 9).
Английский остеопат Филипп Лэйти (Philip Latey, 1980) описал паттерны искажений, совпадающие с конкретными клиническими проблемами. Он использует аналогию «трех кулаков», потому что, по его словам, разжимание кулака соответствует физиологическому расслаблению, сжатый кулак указывает на фиксацию и ригидность, перенапряженные мышцы, эмоциональный беспорядок, отказ от общения и пр.:
Нижний кулак сосредоточен исключительно на тазовой функции. Когда я описываю верхний кулак, я включаю в это описание голову, шею, плечи и руки вместе с верхней частью груди, глоткой и нижней челюстью. Средний кулак сфокусирован преимущественно на нижней части груди и верхней части живота.
Интерпретация поз
Он описывает пациента, который входит в кабинет и тут же принимает «имиджевую позу», являющуюся отражением того впечатления, которое пациент бессознательно хочет произвести. Если такой пациент получает инструкцию расслабиться как только возможно, то следующим его имиджем будет «просевшая поза», в которой на тело действует сила тяжести, и оно реагирует в соответствии со своими уникальными особенностями, напряжениями и слабостями. Здесь обычно наблюдаются вступающие в действие чрезмерно активные мышечные группы, мышцы рук, ног, челюсти и лица могут скручиваться, сжиматься или подергиваться.
В конце концов, когда пациент ложится и расслабляется, мы находим еще более глубокий образ для изучения, «остаточную позу».
Здесь мы обнаруживаем напряжения, с которыми пациент не способен справиться сам. Они обнаруживаются при помощи пальпации и, как говорит Лейти, оставляют в стороне «чешую», т.е. пот, кожу и циркуляцию, а для обследования становятся доступна самая «сердцевина луковицы».
Паттерны сокращения
То, что видно, у разных людей совершенно различно и соответствует их состоянию духа и самочувствию.
Несомненной является регистрация или психофизический паттерн реакций, действий, трансакций, и интеракций пациента с его окружением. Обнаруживаемые паттерны сокращения находятся в прямом соответствии со сферой бессознательного и показывает верный путь как для получения результатов поиска, так и для лечения. Они, кроме того, создают поток входящей импульсации к пациенту, и это имеет очень важное значение.
В одной из концепций Лейти говорится о механизме мышечного сокращения как средства маскировки сенсорного заграждения, возникающего вследствие определенного эмоционального состояния. Он описывает таким образом:
· Ощущение, которое может подниматься из глубины желудка и которое скрывают сокращением мышц, крепящихся к нижним ребрам, мышц верхней части живота и соединения грудной и нижней (поясничной) части позвоночника.
· Генитальные и анальные ощущения, которые могут глушиться сокращением мускулатуры бедер, ног и нижней части спины.
· Ощущения в глотке, которые могут прятать при помощи сокращения плечевого пояса, шеи, рук и кистей.
Эмоциональные сокращения
Само по себе обуздание выражения эмоций выражается в подавлении активности и, в конечном итоге, в хроническом сокращении мышц, которые бы работали, если бы эти эмоции – ярость, страх, гнев, радость, фрустрация, сожаление или что-либо еще - выражались нормально.
Лейти указывает, что во всех областях тела, создающих ощущения, которые порождают эмоциональное возбуждение, может, за счет хронического мышечного сокращения, снижаться кровоток. Кроме того сфинктеры и полые органы могут оказываться зажаты вплоть до полного онемения. Он приводит в пример мышцы, окружающие половые органы, анус, а также рот, нос, глотку, легкие, желудок и кишечник.
Три кулака
При оценке этих и других паттернов мышечного напряжения в их связи с эмоциональными состояниями, Лейти делит их на три региона, которые он описывает, как:
· «Нижний кулак» (метафора, описывающая стиснутый кулак), фокусировка - исключительно на тазовой функции;
· «Верхний кулак» - включает в себя голову, шею, плечи, руки, верхнюю часть груди, горло и нижнюю челюсть.
· «Средний кулак» - концентрация преимущественно на нижней части груди и верхней части живота.