Обеспечение урока:
пп. 2.1, 2.2, § 3 из [1].
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания:
просмотрите в тетрадях запись конспекта урока 1 и выполнение заданий
3 б), в), 4 б), 5 б) § 1 из [1]; укажите на недостатки выполнения заданий дома;
вызовите 1—2 человек для проверки выполнения задания 7 § 1 из [1];
повторите понятия урока 1, используя, например, следующие вопросы: «Что такое информация?», «Как человек получает информацию?», «Какие бывают виды информации по способам восприятия человеком?».
2. Предложите учащимся выполнить задание 4 § 2 из [1] (о различных приборах, которые использует человек для получения более точной информации об объектах окружающего мира).
3. Обсудите с учащимися, в каких формах человек может представить информацию — в форме записи, изображения, звука и т.д. Подведите их к пониманию того, что можно выделить различные виды информации (классифицировать информацию) по разным признакам: по способам восприятия человеком, по форме представления и т. п.
Приведите примеры видов информации по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Предложите учащимся привести свои примеры.
Обсудите комбинированные формы представления информации.
4. Предложите учащимся выполнить задания 3 а), д) § 2 из [1].
5. Обсудите, для чего и как человек хранит и передает информацию. Совместно с учащимися приведите примеры способов хранения и передачи информации.
Введите понятие носитель информации — объект, используемый для хранения и передачи информации. Напомните учащимся, что под объектом понимаются как тела живой и неживой природы, так и явления.
6. В форме обобщения материала уроков 1 и 2 обсудите еще раз, что из-
учает наука «Информатика».
7. Предложите учащимся поиграть в игру «Передай объект»[1].
Правила игры: все учащиеся встают и быстро передают из рук в руки по цепочке какой-нибудь объект (книгу, карандаш, линейку и т. п.). Каждый передающий называет одно из свойств объекта. Кто не смог ответить или повторился — садится.
Игра продолжается до тех пор, пока:
1) останется один игрок — победитель;
2) не «закончатся» свойства;
3) не закончится отведенное на игру время.
В конце игры учителю следует провести анализ: все ли возможные свойства объекта были названы и т. п.
8. Расскажите, как будет проходить самостоятельная работа на следующем уроке и как к ней готовиться.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) выполнить задания 3 б), в), г), 4 § 2 из [1];
3) подготовиться к самостоятельной работе (на 5—7 мин) по изученным понятиям уроков 1 и 2.
Урок 2 (конспект). Виды информации. Носители информации
1. Виды информации по форме представления: текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
2. Носитель информации — объект, используемый для хранения и передачи информации.
Раздел 2. Первоначальные приемы работы
на компьютере (7 ч)
Основные устройства компьютера, выполняющие ввод, вывод, хранение и обработку информации.
Включение компьютера. Работа на компьютере с помощью манипулятора «мышь». Работа на компьютере с помощью меню. Завершение работы на компьютере.
Программное обеспечение компьютера: операционные системы и прикладные программы. Способы запуска прикладной программы с использованием команд меню и манипулятора «мышь». Завершение работы с прикладной программой.
Знакомство с клавиатурой. Приемы работы с клавиатурой.
Упражнения для снятия утомления при работе на компьютере.
Цели
Сформировать:
первоначальные представления об основных устройствах компьютера и их назначении, об аппаратном и программном обеспечении компьютера, операционной системе, прикладной программе;
начальные умения работы с манипулятором «мышь» иклавиатурой;
умение включать и выключать компьютер;
умение запускать и завершать работу с прикладной программой;
умение использовать меню при работе с программой;
первоначальные умения ввода информации с клавиатуры.
Развивать:
внимание и память;
самостоятельность и настойчивость;
интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
умение работать с литературой и справочной информацией;
умение сравнивать и анализировать информацию.
Воспитывать:
дисциплинированность, аккуратность, любознательность;
бережное отношение к имуществу школы и кабинета информатики;
терпимость и уважительное отношение к мнению других.
Учащиеся должны знать:
смысл понятия «программа»;
основные устройства компьютера и их назначение;
основные операции, осуществляемые с помощью манипулятора «мышь»;
структуру клавиатуры;
основные элементы интерфейса операционной системы, необходимые для начальной работы с прикладными программами;
способы запуска прикладной программы и завершения ее работы;
физические упражнения для снятия утомления при работе на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
использовать манипулятор «мышь» и клавиатуру при работе на компьютере;
использовать меню при работе с программой;
запускать прикладную программу, завершать работу с прикладной программой;
вводить информацию с клавиатуры;
выполнять упражнения для снятия усталости при работе на компьютере.