Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема I. Политология как самостоятельная научная дисциплина: этапы формирования, предмет, цели и задачи 25 страница




Показательно, что зачастую у нас понятия «духовная жизнь общества» и «общественное сознание» использовались как сино­нимы. Так, в «Философской энциклопедии», в частности, гово­рится: «При социологическом подходе сознание рассматривает­ся прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм (наука, философия, искусство, нравственность, ре­лигия. правосознание, социальная психология)». Однако в дей­ствительности духовная жизнь общества значительно шире об­щественного сознания.

Показывая методологическую несостоятельность сведения духовной жизни к функционирующему общественному сознанию, А.К.Уледов с полным основанием писал: «Духовная жизнь (как и политическая, семейно-бытовая и т.п.) — это жизнь людей, свя­занная с удовлетворением их духовных потребностей, с произ­водством сознания, являющимся одним из важнейших видов об­щественного производства, с духовным общением и т.д., т.е. она отнюдь не сводится к функционирующему общественному со­знанию. Идеи, взгляды, представления и другие духовные обра­зования, взятые в их движении, изменении и развитии, со­ставляют лишь одну из сторон духовной жизни».

Что именно в живописи, музыке, танцевальном искусстве и т.п. относится к сознанию, а что к духовной жизни, духовному про­изводству или духовной культуре? Было бы напрасным трудом искать ответ на этот вопрос в работах, посвященных искусству как форме общественного сознания. В них можно найти лишь пространные рассуждения о гносеологических факторах воз­никновения и в лучшем случае исторический обзор эволюции ис­кусства как особого общественного феномена, составляющего один из компонентов духовной культуры. Как бы мы ни изощ­рялись в формулировках касательно того, что искусство представ­ляет собой и форму общественного сознания, и способ духовно-практического освоения мира, мы не вправе игнорировать, что оно в обоих своих качествах прежде всего органическая состав­ляющая духовной культуры. Что касается сознания, то оно, равно как и язык, символика, музыкальные или иные формы, представляет собой средство воспроизводства, творения, позна­ния и трансмиссии искусства.

Или же возьмем мораль, моральное или нравственное. В це­лом это, с одной стороны, сфера духовного и волевого вообще, противостоящая телесно-материальному, физическому, а с дру­гой — сфера человеческого поведения, нравов, обычаев и т.п. Как представляется, мораль включает всю совокупность нравствен­ных отношений, нравственную деятельность, регулирующие их нравственные нормы, традиции, обычаи. Нормы же — это исто­рически сложившиеся в данной социокультурной среде стандар­ты деятельности и поведения людей, посредством которых они подчиняются определенному социальному целому.

Тесно связанный с нравственными нормами обычай как древ­нейшая форма хранения и трансмиссии социокультурного опы­та от поколения к поколению играет немаловажную роль в жиз­недеятельности людей. В отличие от предметной стороны социальной культуры — орудий труда, продуктов материально­го и духовного производства — обычай представляет собой эле­мент деятельной ее стороны, которая включает нормы общест­венно-политической жизни, нормы взаимоотношений между людьми, общепризнанные нормы поведения людей, легитимизировавшиеся силой массовой привычки, традиции и обществен­ного мнения.

Из сказанного можно сделать вывод, что все названные и дру­гие основополагающие феномены и категории адекватно можно понять лишь в том случае, если рассматривать их как компоненты не только и не столько общественного сознания, сколько общей для данной нации или другой социально-исторической общнос­ти культуры. Сознание, в том числе и общественное в различных его проявлениях, представляет собой одновременно и процесс и ре­зультат познания и освоения действительности. Что же в таком случае представляет собой культура? Вопрос, скажем, не из са­мых простых. Хотя бы потому, что известные культурантропологи К.Клакхон и А.Кребер еще в 1952 г. выявили и проанали­зировали 167 определений культуры. С тех пор эта цифра еще более увеличилась.

В различных определениях в разных сочетаниях можно встретить выражения вроде: «жизненные установки», «типы или формы поведения», «типы ориентации» и т.п. Говорят так­же, что культура детерминирует, определяет, обусловливает, регулирует, оказывает влияние и др. Для нас в принципе важ­но понять, что культура представляет собой основополагающую инфраструктуру, социально-историческую среду обитания, жиз­недеятельности и вопроизводства человека. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобны­ми и, собственно говоря, узнает себя.

Будучи формой бытия человека, культура в равной мере от­носится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура — это базис суверенного бытия людей. «Мир культуры,— пишет А.Я.Гуревич,— образует в данном общест­ве в данную историческую эпоху некую глобальность, — это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та неви­димая всеобъемлющая среда, в которую они погружены». В дан­ном контексте национальная культура составляет для ее носи­телей объективную реальность. Но эта объективность имеет субъективное происхождение, поскольку, хотя культура и пред­шествует человеку, человек есть и всегда остается актуальным началом культуры. Будучи выражением коллективного «я» оп­ределенного сообщества людей, культура включает в себя образ жизни народа, структуру и уровень материальных и духовных интересов и потребностей людей, уровень образования и состо­яние просвещения, системы нравственных норм поведения и др.

При таком понимании очевидно, что общественное сознание является интегрирующим компонентом социокультурной систе­мы, что оно составляет своего рода субстрат духовной культуры, обеспечивающий ее воспроизводство и трансмиссию от поколе­ния к поколению. По аналогии можно сказать, что политичес­кое сознание, если выделить его в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определен­ной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и усло­вие, и одновременно средство воспроизводства политической культуры.

Политическая социализация

Человек как член конкретного общества проходит процесс со­циализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Еще в 430 г. до н.э. Перикл ут­верждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Судить о политике действительно могут все (неваж­но как), потому что мир политического в тех или иных форме и сте­пени затрагивает всех и каждого члена общества. Поэтому люди должны иметь хотя бы самые общие представления о мире поли­тического и механизмах его функционирования, о том, в чьих ру­ках находятся бразды правления страной, регионом, городом, кто принимает решения, кто несет ответственность за их выполнение и т.п. Осваивая господствующую в данном обществе политичес­кую культуру, отдельный человек включается в многогранный и ди­намичный процесс властных отношений, совершает акт воспро­изводства себя как политико-культурного существа.

В этом смысле можно говорить о политической социализации людей. В целом под политической социализацией понимается про­цесс интегрирования и освоения отдельным человеком как чле­ном определенного общества и гражданином государства основ­ных элементов соответствующей политической культуры. В этом процессе в той или иной форме принимают участие семья, шко­ла, вузы, общины, добровольные организации, трудовые коллек­тивы, средства массовой информации, политические партии, государственные учреждения.

Можно говорить об узком и широком понимании политиче­ской социализации. В узком смысле — это сознательное и целе­направленное внедрение политических ценностей, убеждений, на­выков и т.п. Эту задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации. Они имеют своей целью создание благоприятных условий для при­нятия людьми господствующего социального порядка и его цен­ностей; общей картины мира, адаптации к ее экономическим, по­литическим и военным потребностям; неприятие альтернативных социальных порядков. Школы и другие учебные заведения суще­ствуют в качестве агентов господствующих социальных, экономи­ческих и политических сил. Они отражают институты и соци­альные отношения общества, выполняя функции воспроизводства и усиления социальных отношений, включая производство и по­требление, их передачу от поколения к поколению.

В широком смысле политическая социализация — это вся си­стема политического обучения, как формального, так и нефор­мального, целенаправленного и непредусмотренного — на всех этапах жизненного цикла, включая не только сугубо политиче­ское, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках.

Среди политологов превалирует мнение, что знания о мире политического у людей начинают формироваться уже в детском возрасте. Вместе с тем необходимо учесть позицию известного швей­царского детского психолога Ж.Пиаже, который считал, что дети до одиннадцатилетнего возраста не обладают концептуаль­ными навыками (или способностью к логическим, абстрактным рассуждениям) каким-то образом связывать свое положение с политическими феноменами, что они вообще не думают о поли­тике. В этом плане для детей характерен эгоцентризм, а их рас­суждения не выходят за пределы непосредственного, конкретного, личного. И действительно, касательно политических реальнос­тей, государства и властных отношений у детей младшего школь­ного возраста прослеживаются весьма смутные и путаные пред­ставления об основах политической власти и путях ее завоевания взрослыми, о механизмах формирования политики правитель­ства, участниках политического процесса и др.

Но тем не менее, по данным многих исследований, уже в этом возрасте дети получают определенные знания о полити­ческих реальностях и по-своему осваивают их с помощью пер­сонификации этих реальностей. В частности, они узнают о су­ществовании, например, властных отношений, сталкиваясь с местным полицейским, получая информацию из СМИ и разго­воров окружающих и родителей о короле, президенте, премьер-министре, губернаторе и т.п. Результаты исследований свидетель­ствуют, что, например, в Великобритании и США к двенадцати годам две трети детей имеют более или менее четко высказыва­емые установки, симпатии, антипатии в отношении отдельных политических деятелей и партий. Но они еще носят поверхно­стный характер и во многом являются отражением позиций ро­дителей, родственников, соседей. При этом «выбор» детьми политической партии редко сказывается на базовых приверженностях стране, политической системе, законопослушности, национальным символам и ритуалам. Дети еще не имеют пред­ставления о том, чем партии отличаются друг от друга. Для них партии практически не имеют идеологического значения; как пра­вило, они отождествляются с известными кандидатами, полити­ческими и государственными деятелями. Но уже в возрасте 8—9 лет дети высказывают растущую тенденцию приписывать боль­шие достоинства «своей» партии и ее деятелям.

Как показывает Б.Стейси, в глазах детей выборы — весьма важное событие. По мере взросления они начинают рассматри­вать голосование как центральную характеристику системы уп­равления. Можно сказать, что ранние партийные симпатии де­тей кристаллизуются в периоды избирательных кампаний, в атмосфере их широкого освещения в средствах массовой инфор­мации, политических дискуссий у себя дома, среди соседей, сверстников и т.п. Поэтому не удивительно, что большинство де­тей, как правило, проявляют чувства патриотизма и лояльнос­ти к правительству и политическим деятелям страны, что созда­ет предпосылки для формирования лояльности в зрелом возрасте в отношении существующей системы.

В целом каждый член общества в процессе социализации и взрос­ления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает политическую культуру или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый отдельно взятый че­ловек является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной со­циальной общности, и в этом контексте политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы.

Следует отметить, что политическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Это, по сути дела, бесконечный процесс, продолжающийся в течение всей его жизни. Особенно глубоким и далеко идущим изменениям по­литическая культура подвергается в периоды войн и кризисов, экстремальных и аномальных явлений в жизни стран и народов.

Составные элементы политической культуры

Политическая культура — это система отношений и одновре­менно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явле­ние динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся ис­торией в своем содержании и формах, явление, чутко реагиру­ющее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная, информа­ционная или иная революция.

Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и пред­ставляет собой своего рода «субъективный объект». В узком по­нимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о ми­ре политики, государства и власти, законах и правилах их функ­ционирования. Как правило, в политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры правительст­ва или государства, тех или иных общественно-политических об­разований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в ка­ком контексте подаются. Формы их реализации, принятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обус­ловливаются основными характеристиками политической куль­туры.

Политическая культура включает в себя те элементы и фе­номены общественного сознания, а в более широком плане ду­ховной культуры той или иной страны, которые связаны с об­щественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, функ­ционирование и развитие государственных и политических ин­ститутов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению значительных масс населения в частности. Политическая культура составля­ет в некотором роде этос или дух, который одушевляет формаль­ные политические институты. Вслед за Г.Алмондом и С.Вербой вполне обоснованно можно сказать, что мы говорим о политиче­ской культуре точно так же, как об экономической или религи­озной культуре.

Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жиз­ненных ситуациях, политическая культура определяет и предпи­сывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руко­водящие принципы политического поведения, а коллективу — систематическую структуру ценностей и рациональных дово­дов. Она предоставляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организаций, придавая целостность и интегрированность политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом. Основопола­гающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы, поскольку их зада­ча состоит в формировании приверженностей данной системе, а ее нормы служат цели интегрирования социальных систем. Они вклю­чают в себя не только ценностные компоненты, но и особые фор­мы ориентации людей в определенных функциональных и ситу­ационных условиях.

Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более ши­рокой культурной общности — национальной, региональной, по­лиэтнической и др. Соглашаясь с К.Гиртцем в том, что культу­ра — это некая структура определенной совокупности значений, с помощью которых люди формируют свой опыт, и исходя из то­го, что политика представляет собой одну из главных публичных сфер, в которых раскрываются эти значения, можно вычленить те из них, которые имеют отношение к миру политики. Эти значения, составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с данной культурой в целом, социокультурными, истори­ческими, религиозными, национально-психологическими тради­циями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т.д. Фундаментальные компоненты конкретной культурной общности оказывают большое влияние на формирование системы политиче­ских убеждений и политической культуры в целом.

В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятиле­тий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаи­моотношениях между различными общественно-политически­ми институтами. Она включает определенные ориентации и ус­тановки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Эти компоненты, обусловленные социально-эко­номическими, общественно-историческими и другими долговре­менными факторами, характеризуются относительной устойчи­востью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.

Политическую культуру можно характеризовать как ценно­стно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Как отмечает американ­ский политолог Д.Дивайн, политическая культура — это «исто­рическая система широко распространенных, фундаментальных поведенческих политических ценностей», которых придержива­ются члены данной общественно-политической системы. Она охватывает наряду с политическими идеями, ценностями, уста­новками действующие нормы политической практики и предпо­лагает изучение таких категорий, как политическая идеология, легитимность, суверенитет, правление закона и т.п. Политичес­кая культура в определенном смысле предоставляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособны­ми, выражают согласие с действующими «правилами игры». Рам­ки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявля­ются в политических процессах и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической куль­туры.

Цементирующим элементом политической культуры следу­ет считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мирвоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер по­литических ориентации, симпатий и антипатий людей оказыва­ют господствующая в обществе система мировоззренческих по­зиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом.

Как соотносятся политическая культура и другие компонен­ты мира политического, прежде всего политическая система? При поисках правильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями куль­туры того или иного народа, в свою очередь оказывают значи­тельное влияние на содержание и проявления культуры. Тесная связь существует между политическими поведением и полити­ческой культурой. Более того, политическая культура реализу­ется через политическое поведение.

Хотя политическая система и политическая культура со­ставляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее провести между ними четко очерченную линию разгра­ничения весьма трудно.Они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются и не могут существовать друг без друга. На­пример, либерально-демократическая система характеризуется существованием в обществе множества социальных групп и сло­ев, организации, объединений, заинтересованных групп, рели­гиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положе­ние получило название «социальный плюрализм». В политиче­ской сфере плюрализм проявляется в наличии множества пар­тий и институтов, в существовании разных идейно-политических ориентации, установок, идеологических течений и направле­ний. В этом случае мы имеем «политический плюрализм». При­чем социальный плюрализм поддерживает и стимулирует поли­тический плюрализм и наоборот.

Правильно понять эти проблемы можно лишь в том случае, если рассматривать политическую культуру не как основной детерминирующий фактор партийно-политических отношений и про­цессов, а как определенное опосредующее звено между социаль­но-экономическими интересами, базовыми потребностями, соци­альным статусом, морально-этическими нормами отдельного человека, социальных групп, классов, вовлеченных в политиче­ский процесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой. Воздействие на практические дела не означает их де­терминацию. Иначе говоря, политическая культура способству­ет формированию определенных типов политического поведения, она придает ему определенную направленность, но не является детерминирующим фактором в последней инстанции. Дело в том, что решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и политическая система, состояние экономики, просто конъюнктурные факторы, сиюми­нутные внутри- и внешнеэкономические и внешнеполитичес­кие условия и др. Часто общность быта и уклада жизни, непо­средственность впечатлений сами по себе могут служить фактором стандартизации сознания, формирования разного рода иллю­зий, типологически родственных представлений.

Одним из важнейших факторов утверждения и жизнеспособ­ности политической культуры является легитимность существу­ющей системы и действующего в каждый данный период поли­тического режима. Более того, в системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы. Количество раз­деляемых всеми членами общества «позитивных» ценностей оп­ределяет степень консенсуса между его отдельными компонен­тами, его стабильность и жизнеспособность.

Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политичес­кую культуру как систему только широко разделяемых в общест­ве ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь «позитивными» установками в отношении существующей поли­тической системы, как это делает ряд политологов. Концентрирация внимания исключительно на разделяемых всеми убежде­ниях и установках и ценностях чревата игнорированием тех из них, которые присущи отдельным социальным группам, высту­пающим за изменение существующего положения. Часто сам факт, что они не разделяются большинством членов общества, может служить важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в це­лом. Поэтому значение имеет также выделение расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае, к примеру, совершен­но невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в ис­тории капиталистических стран, как левый и правый варианты радикализма, которые выступали и в наши дни продолжают вы­ступать за изменение существующего там положения.

Человеческая деятельность, требующая совместных коллек­тивных усилий, предполагает соответствующую организацию и координацию этих усилий как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всего общества. Как показали Г.Алмонд и С.Вер­ба, межличностное доверие является необходимым условием формирования вторичных ассоциаций, которые в свою очередь имеют большое значение для эффективного политического уча­стия в любой демократической системе. Чувство доверия необ­ходимо и для функционирования демократических правил иг­ры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную, которая в случае прихода к власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона. Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависит от степени соотношения и соответствия ее цен­ностей ценностям политической культуры. Количество разделя­емых всеми членами общества «позитивных» ценностей опреде­ляет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.

Лорд Брайс как-то говорил, что даже Римская империя ос­новывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй во­ле ее подданных. В правовом государстве жизнеспособность юридическо-правовой системы и подчинение ей подавляющего большинства населения зависит в значительной степени от ува­жения к закону, а не от страха применения санкций. Раз такое уважение потеряно, презумпции справедливости закона брошен вызов. Легитимизация, т.е. обеспечение легитимности,— это форма обоснования, которая призвана интегрировать разроз­ненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему социальному порядку.

Политическая символика

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизвод­ства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государствен­ные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связую­щими элементами политической культуры. Символ представля­ет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на их структурном сходстве. Одной из форм символа является эмблема. Выдающийся россий­ский философ А.Ф.Лосев относил к эмблемам и государственную символику. Частным видом эмблемы является герб, флаг и дру­гие атрибуты, воплощающие прежде всего идею национально-го­сударственного единства и величия. Для того чтобы постичь за­ложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно является спе­цифическим средством общения между людьми, помогает им уз­нать их принадлежность к конкретной социальной общности, ус­воить пронизывающую эту общность центральную идею.

Символы можно изображать условно-графически (христиан­ский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), челове­ческими или иными фигурами: Джон Булль в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.п. Такие сим­волы, как, например, флаг страны или сигнальный свет, име­ют значение не сами по себе, а лишь в качестве средства выра­жения связи с обществом или действиями людей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков — это тоже символы, поскольку и звуки и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их «читать», расшифровывать смысл.

На поведение людей часто гораздо более сильное влияние мо­гут оказать не столько сами действия правительства, политиче­ских партий и деятелей, сколько господствующая в обществе си­стема символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с ре­альной действительностью, с центральной идеей, господствую­щей в общественном сознании, не могут правильно объяснить под­линные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических груп­пировок. Много разного рода символов создается искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных соци­альных и общественно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.

Как отмечал О.Шпенглер, единство всякой культуры зиждет­ся на общем языке ее символики. Каждый народ создает и по­читает собственные символы. Они строятся на длительной тра­диции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги, гербы, другие символы и атрибуты государственно-поли­тической самоидентификации. Одна часть символов формирует­ся спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большин­ства членов культурного, политического сообщества, а другая — создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени воз­никновения национального государства политические лидеры со­здавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 г.: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мо­щи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же са­мое можно сказать применительно к большинству государств со­временного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают наци­ональные гимны, которые представляют собой официальные па­триотические символы или, как пишет К.Серулоу, «музыкаль­ный эквивалент девиза, герба или флага страны». Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они — современные тотемы — знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от дру­га или подтверждают границы своей «идентичности».

Каждая страна имеет свой государственный или националь­ный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и ме­сто в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клят­ву верности при обязательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственно­сти во многих странах превратился в эмоциональное воплоще­ние нации. Не случайно, что, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями друго­го государства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государства. Как правило, ни одна официальная церемо­ния не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двух- или многосторонних перегово­рах между различными странами. Флаги перед зданием ООН сим­волизируют страны, входящие в эту международную организа­цию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2115 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.