Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 7 Экономическая теория К. Маркса




Принцип историзма □ Продолжение классической традиции G Теория прибавочной стоимости

Теория воспроизводства □ О природе средней нормы прибылиЗакон тенденции средней нормы прибыли

к понижениюОсновы теории экономических кризисов

Политэкономиянаука о производственных отношениях

Отчуждение труда □ 7Ьвдр ка/с вещное отношение

Капитал и превращенные формы прибавочной стоимости

Капитал как вещное отношениеСудьба капитализма

Карл Маркс (1818-1883) родился в Германии, там же получил фи­лософское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни пробила в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем — в Англии, где он жил и работал с 1849 г. Идеи Маркса оказали мощ­ное воздействие на многие области обществознания — историю, со­циологию, политологию, политическую экономию. На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общест­венные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX в/ В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономи­ке пружины общественного развития. Это случилось в 40-е годы XIX в., когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже минова­ла, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к соб­ственным политико-экономическим исследованиям. Свою теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исто­рической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее после­довательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX в. Со­четание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сфор­мировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и фило­софии Г. Гегеля.

В своем представлении об экономике как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмысле­нию этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

Отражением первого этапа экономических исследований Марк­са может служить брошюра «Нищета философии» (1847) — полемиче­ская реакция на книгу П.-Ж. Прудона «Философия нищеты» (1846). Второй и главный этап работы Маркса над проблемами политичес­кой экономии относится к периоду 50—60-х годов XIX в. Рукописи, содержащие результаты этой работы, составили при их публикации девять томов по 500 и более страниц каждый. Однако лишь неболь­шая часть этих материалов была подготовлена к печати самим Марк­сом: это брошюра «Ккритике политической экономии» (1859) и I том «Капитала» (1867) — главной книги автора, полное название кото­рой «Капитал: Критика политической экономии». Рукописи II и III то­мов «Капитала» были изданы ближайшим другом, соратником и со­автором Маркса Фридрихом Энгельсом (1 820—1895) соответственно в 1885 и 1894 гг. Остальные экономические рукописи Маркса увидели свет только в XX в., сначала благодаря ученикам Маркса из числа немецких социал-демократов, затем — после передачи рукописей в Советский Союз — усилиями специалистов московского Института К. Маркса и Ф. Энгельса (впоследствии Института марксизма-лени­низма). Неудивительно, что многие важные идеи Маркса вошли в научный оборот с большим опозданием, и составить полное представ­ление о его научном творчестве стало возможным только сравнитель­но недавно, во второй половине XX в.

«Капитал» Маркса положил начало марксистской политической экономии — течению экономической мысли, объединяющему уже несколько поколений исследователей по всему миру, в частности в России. Интерес к марксизму усилился в 60-е годы XX в. на волне леворадикальных настроений в странах Запада; сегодня в мире суще­ствует несколько школ экономической мысли марксистской ориен­тации.

Принцип историзма

Главное, что Маркс воспринял у Гегеля, — это историзм. Челове­ческая история, согласно Марксу, это череда типов общества, кото­рые с закономерной последовательностью сменяют одна Другую. Иными словами, история — это естественноисторический процесс. В этой характеристике заключался парадокс, который, тем не менее, точно характеризовал мысль Маркса. История воспринималась в то время прежде всего как продукт разума и в этом смысле как процесс

неестественный. Маркс соглашался с тем, что историю творят люди, наделенные разумом, но подчеркивал, что их деятельность поставле­на в жесткие рамки. С одной стороны, заданы объективные условия этой деятельности, включая те, что созданы предшествующими по­колениями, с другой — она упирается в противоречивость интересов людей, и это диктует логику событий, над которой индивиды не вла- | стны. Именно поэтому Маркс говорил о собственной, объективной — и в этом смысле естественной - логике истории. Это процесс нерав­номерный, проходящий различные фазы и стадии, но, тем не менее, закономерный и потому доступный объективному познанию.

Вслед за Гегелем Маркс видел в общественной системе органичес­кое целое и рассматривал социальную историю как закономерную смену общественных «организмов», которые он назвал «обществен­но-экономическими формациями». Как всякий организм, обществен­ная формация проходит жизненный цикл от своего рождения до сво­ей гибели. Все формации, кроме первичной, имеют структуру, глав­ными элементами которой выступают общественные классы, т.е. груп­пы людей со сходным социальным положением и общими интереса­ми. Отношения между основными классами каждой формации оп­ределяют возможности и границы общественного прогресса в рам­ках данной формации и в конечном счете ее судьбу. Так, когда раб­ский труд стал проигрывать в конкуренции с трудом самостоятель­ного крестьянина, рабовладельческая формация ушла с историчес­кой арены вместе с ее основными действующими лицами — рабами и рабовладельцами. Самостоятельный крестьянин из второстепенной фигуры рабовладельческого общества превратился — наряду с собст­венником земли — в главное действующее лицо новой, феодальной общественно-экономической формации. Точно так же в недрах фе­одализма зародилось «третье сословие» — купцы, ремесленники и их подмастерья, которые в дальнейшем стали ядром следующей, капи­талистической формации, пришедшей на смену феодальным отно­шениям.

Маркс распространил эту логику и на капитализм — главный объ­ект своего анализа. Он считал, что формация, основанная на капита­листической рыночной экономике — отнюдь не окончательное воца­рение разума, как верили многие «классики», а очередной, такой же преходящий, как все остальные, этап истории. Переосмысливая клас­сическую политэкономию, он вместе с исторической школой (см. гл. 8) отверг ее претензии на открытие истин, не зависимых от условий вре­мени и пространства, но — в отличие от исторической школы — он при­знал ее в Ka4ecf ве теории одной из формаций — капиталистической. Таково Марксово решение конфликта между историзмом и научнос-

тыо: экономические законы действуют и могут служить объектом познания, но они историчны, т.е. их общезначимость ограничена от­дельными, ступенями развития общества.

Во многом следуя за экономистами-классиками, Маркс, одна­ко, сместил фокус своего внимания. Его особенно интересовали те закономерности функционирования и развития капитализма, ко­торые подрывают его устойчивость и превращают в препятствие об­щественного прогресса. Если Смит исходил из гармоничности ры­ночной экономики с ее «невидимой рукой», направляющей част­ные интересы к общественному благу, то Маркс, напротив, искал в капитализме противоречия и конфликты, полагая вслед за Гегелем, что именно познание противоречий дает ключ к пониманию тен­денций развития изучаемого объекта. Марксова критика классиче­ской политической экономии имела, соответственно, два аспекта: Маркс выступал ее внутренним критиком и продолжателем — в этом качестве он выявлял слабые точки доктрины и предлагал пути ее укрепления; одновременно он был ее внешним критиком, который сквозь призму внутренних противоречий капитализма обнажал пласт экономической реальности, вовсе ускользавший от внимания экономистов-классиков, и тем самым демонстрировал принципи­альную ограниченность их подхода.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2243 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.031 с.