Созданная Карлом Марксом (1818-1883) в содружестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: "перевернутый" объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм, а "перевернутый" антропологизм Фейербаха превратился (хотя и не сразу) в социологизм.
При этом основная идея заключалась, как выразился Энгельс, в "превращении социализма из утопии в науку". Научный социализм, по мысли его создателей, должен был стать идейным оружием в коренном преобразовании общества - его освобождении от всех видов угнетения, эксплуатации, порабощения "низших" "высшими". На это и было нацелено философское учение марксизма.
Маркс (1818- 1883, немецкий философ, социолог) стоял на позициях последовательного материализма, понимания природы. При анализе всех философских вопросов использовал диалектический метод. Такой подход он применяет и при анализе общества, и впервые создаёт материалистическое понимание истории.
a.Общественное бытие ( материальное положение жизни общества, прежде всего – производство) определяет общественное сознание – идеологию, право, мораль, искусство, религию, философию и пр.
b.В истории человечества Маркс выделил ступени (способы) производства:
1)первобытно – общинный
2)азиатский (древневосточные деспотии)
3)рабовладельческий
4)капиталистический
5)социалистический
6)коммунистический
•Производительные средства (люди и средства производства, производственные отношения). Главное – отношение по поводу к собственности.
•Способам производства соответствуют общественно – экономические формации (целостные социальные организмы). Структура: внизу – базис (совокупность производственных отношений); сверху – надстройка (совокупность идеологических отношений, организаций – прежде всего государства, и взглядов).
•История – это естественно - исторический процесс смены общественно – экономических формаций.
•Переход от одной формации к другой осуществляется в форме социальной революции.
•Движущая сила истории – классовая борьба.
34 билет. Формирование философского позитивизма. «Закон трех стадий» О.Конта.
О.Конт(1798-1857) – франц философ, основатель позитивизма.
Позитивизм – сред линия между эмпиризмом м мистицизмом. Наука познает не сущность, а только феномены!
«Закон трёх стадий»: религиозная, философская, научная. Из этого закона следует, что закончилось время не только религии, но и философии, настало время науки. А значит, наука должна изучать конкретные явления мира и разрабатывать содержательные, конкретные знания. Философии больше нет, поэтому наука не должна ставить мировоззренческие вопросы. К их числу относятся вопросы об основании бытия и о познаваемости мира.
Наука не должна претендовать на получение истины. Философия имеет право на существование только в
целях систематизации научных знаний, классификации. В 20 веке предметом философии позитивизма стал
анализ языка науки, структуры науки, роста научного знания.
Билет 35. Философское учение Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ.
Основа бытия – мировая воля, безличная, неразумная, слепая и бессмысленная сила. Мировая воля объективируется (воплощается в материальные объекты). Из этого следовало, что весь мир есть только объективация мировой воли, причём человек не может познать сущность, т.е. мировую волю. Он всегда имеет дело только со своими представлениями о мире («Мир как воля и представление»)
В человек мировая воля проявляется в желаниях. И эти желания бесконечны, каждое удовлетворённое желание порождает новое желание. Это бесконечная гонка за удовлетворение своих желаний, она превращает жизнь человека в страдание. Шопенгауэр не признаёт самоубийство как выход из страдания. Он предлагает два пути ослабления страданий:
1) для большинства – этический путь (аскетизм и альтруизм);
2)для меньшинства – эстетический путь, погружение в произведения искусства (музыки)
Билет 36. Философские взгляды Ницше.
«Рождение трагедии из Духа Музыки». В этой работе Ницше(1844-1900, немец мфслитель) выделяет две тенденции, существующие в любой культуре: а) Дионисийская (тенденция связана со страстью, проявлением иррационального, со стихиями времени); б) Аполлоническая (связана с торжеством рациональности, ясности, гармоничности, меры).
Ницше считал, что Сократ своей деятельностью привёл к резкому снижению Дионисийской тенденции и доминированию Аполлонической, и стал, в конце концов, причиной гибели античной культуры. Ставя вопрос о саморазвитии (становлении) человека, Ницше обращается к этике и критикует христианскую мораль (в книге «Антихрист»). Ницше провозгласил лозунг: «настало время переоценки ценностей». Ценности – не материальные, а нравственные (нравственность – нормы отношений между людьми + идеалы, на которые ориентируется человек).
Настало время отказаться от христианских ценностей и выработать новые. Христианские: Ницше против милосердия, сострадания, смирения (это мешает становлению и развитию форм власти). Ницше противопоставляет Апостола Павла (Царствие Божие – за гробом) и Христа (рассматриваемого им как человека – Царствие Божие внутри вас есть). Ницше уподобляет такую волю к власти, которую должен развить человек внутри себя. Человек сам себя делает.
Ницше провозглашает лозунг «Бог умер» (это означает, что время религии закончилось).
У Ницше нет системы. Ницше выделяет два типа людей: а) маленький человек (стадный) – нагружен господствующими ценностями; б) аристократ духа – сам создаёт ценности. Сам Ницше провозглашает ценности властолюбия, себялюбия, сластолюбия. Ницше разрабатывает учение о сверхчеловеке. Книга «Так говорил Заратустра».
Основные понятия Ницше:
•Жизнь человека, наполненная переживаниями. Ницше против противопоставления тела и духа, человек – это целостное существо.
•Жизнь есть становление. В ходе всей жизни человек делает себя.
•Воля к власти (у Шопенгауэра – воля к жизни). Власть – над самим собой, которая позволяет преодолевать препятствия – внутренние и внешние, достигать своей цели.
Билет 37. Понятие бытие и материя.
Бытие – это философская категория для обозначения всего существующего.
Различают: материальное бытие и идеальное (нематериальное) бытие.
Понятие «материя» по-разному истолковывалось в истории философии.
•Античность – земля, вода, огонь, воздух
•Новое время – материя - вещество, состоящее из атомов
Для объяснения единства всех видов вещества использовалось понятие «материальная субстанция».
•На рубеже 19-20 веков была открыта делимость атомов, что привело ряд атомов к выводу: материя исчезла, она превратилась в энергию. В связи с этим было сформулировано новое понимание материи. Материя – философская категория для обозначения:
- объективной реальности, независимой от человеческого сознания, данной человеку в его ощущениях (познаваемой)
В 20 веке был выдвинут ряд возражений против этого определения: по вопросу о данности в ощущениях энергии, полей, однако они могут быть даны опосредованно. По вопросу о материальных явлениях и отношениях в общественной жизни (в обществе). Речь идёт об объективных отношениях между людьми, складывающихся, прежде всего, в сфере производства.
В наши дни базовым признаком материи по-прежнему считается её существование независимо от сознания человека.
Сознание человека нематериально. Из этого следует, что идеальное бытие – это сознание человека и духовное содержание культурных артефактов.
В истории философии обсуждался вопрос о всеобщности движения, т.е. о возможности состояния абсолютного покоя. В 17 веке признавалась возможность абсолютного покоя. С 19 века обсуждался всеобщий характер движения. Для фиксации разнообразия движения было введено понятие формы движения материи и составлена их классификация: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Они различаются по: материальному носителю, законам, которым подчиняется этот носитель, по науке, которая их изучает.
Соотношение форм движения.
Между ними существует генетическая связь, т.е. на базе более простых форм движения возникают более сложные.
Пространство: в истории философии существовало понимание пространства как пустого объёма, заполненного предметами. Существовала также и принятое сегодня понимание пространства как характеристики материальных объектов.
Время: в истории философии существовало понимание о времени как о векторе, который можно поделить на отрезки. На частях этого отрезка происходят некоторые события. Существовало также понятие о времени как о характеристике материальных процессов.
Таким образом, материальные объекты всегда находятся в состоянии движения и имеют пространственно-временные характеристики. В современной философии принято выделять формы пространства и времени, соответствующие формам движения материи: физическое время, биологическое время. Объективно существующие пространственно-временные характеристики могут субъективно (индивидуальным сознанием) восприниматься по-разному.
Билет 38.Взаимосвязь материи и движения.
Принцип движения материи:
-в истории философии сущ. понимание пространства как пустого объема
- понятие о времени как о харак. Материальных процессов. Таким образом, материальный объект всегда находится в состоянии движения и имеет пространственно-временные характеристики.
В современной фил. Принято выделять формы пространства и времени, соответ. Формам движения и материи.
Объективно существующие пространственно-временные характеристики могут субъективно (индивид сознание) восприниматься по-разному.
Билет 39. Проблема пространства и времени в философии.
Основные темы: существуют ли пространство и время независимо от сознания, существуют ли они независимо друг от друга, в чем причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени, существуют ли моменты времени, отличные от настоящего.
Пространство: в истории философии существовало понимание пространства как пустого объёма, заполненного предметами. Существовала также и принятое сегодня понимание пространства как характеристики материальных объектов.
Время: в истории философии существовало понимание о времени как о векторе, который можно поделить на отрезки. На частях этого отрезка происходят некоторые события. Существовало также понятие о времени как о характеристике материальных процессов.
Таким образом, материальные объекты всегда находятся в состоянии движения и имеют пространственно-временные характеристики. В современной философии принято выделять формы пространства и времени, соответствующие формам движения материи: физическое время, биологическое время. Объективно существующие пространственно-временные характеристики могут субъективно (индивидуальным сознанием) восприниматься по-разному.
Билет 40. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
Формы рац познания –это:
А) Форма понятия. Понятие фиксирует сущностные характеристики класса предмета. Понятие фиксируется в слове, из чего следует, что любое слово нашей речи обозначает класс предмета. Понятие – абстракция (в нём осуществляется отвлечение от второстепенных свойств предмета). Благодаря этому, понятие используется для формулирования законов реальности.
Б) Суждение – связь двух или более понятий.
В) Логические выводы, умозаключения
Уровни чувственного познания:ощущение-восприятие-представление-реальное/нереальное
Связь между ними:
•чувственные восприятия являются основой для рациональных рассуждений;
•чувственное познание открывает человеку непосредственную связь с объектом (объект всегда единичен);
•рациональное познание даёт выход к общему, абстрактному, т.е. позволяет открывать сущность и законы явлений.
•Рациональное познание позволяет осмысливать и переосмысливать чувственное восприятие.