Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции. Понятие философских оснований науки




Метатеоретический уровень научного знания выступает более общим по сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями науки. Он состоит из двух основных подуровней:

1. Общенаучного знания и

2. Философских оснований науки

Общенаучное знание состоит в целом из следующих элементов:

1. Частнонаучная и общенаучная картины мира;

2. Частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы.

Особо важное значение метатеоретический уровень знания играет в классе логико-математических наук. Показателем важности является то, что он оформился в этих науках даже в виде самостоятельных дисциплин: метаматематика и металогика. Предметом последних является исследование математических и логических теорий для решения проблем их непротиворечивости, полноты, независимости аксиом, доказательности, конструктивности. В естественно-научных и в социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень существует в виде соответствующих частнонаучных и общенаучных принципов. Необходимо подчеркнуть, что в современной науке не существует какого-то единственного по содержанию, одинакового для всех научных дисциплин метатеоретического знания, которое всегда конкретизировано и привязано к особенностям научных теорий.

Частнонаучная картина мира — это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Как правило, её основу составляют онтологические принципы парадигмальной для данной науки теории. Частнонаучная картина мира задаёт и санкционирует как истинный определённый категориальный тип видения конкретной наукой ее эмпирических и теоретических (идеализированных) объектов, гармонизируя их между собой. Она всегда является конкретизацией определённой (более общей) философской онтологии, которая является продуктом рефлексивно-конструктивной деятельности разума в сфере всеобщих различений и оппозиций.

Общенаучная картина мира — это, как правило, одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. Она является дополнительным элементом метатеоретического уровня тех конкретных наук, которые ее не имеют в качестве собственной частнонаучной картины мира.

Пример и того, и другого: для физики концепция механики Ньютона была частнонаучной, а для всего классического естествознания в целом — общенаучной. Тем не менее, постепенно парадигмальное развитие подорвало доверие к физической картине мира в качестве общенаучной, уступив место мозаичной модели. Постнеклассическое естествознание дополняет этот мозаичный комплементарный симбиоз физической, биологической и теоретико-системной картин мира идеями целесообразности и разумности всего сущего. В результате современная общенаучная картина мира всё больше претендует на самостоятельный статус в структуре метатеоретического знания в каждой из наук наряду с частнонаучными картинами мира. В свою очередь, общенаучная картина мира всё ближе приближается к философской онтологии. Те же тенденции характерны и для гносеологии (принципы невозможности полной формализации, конструктивности доказательства), и для аксиологии.

В метатеоретическом знании важное место занимают также разнообразные методологические и логические императивы и правила. При этом они существенно различны как для разных наук, так и для разных периодов одной науки (это вызвано разницей в предмете исследования и различием в понимании целей и ценностей научного познания).

Понятие " философских оснований науки " выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной научной дисциплине, концепции и т.п. и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. ФОН наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функцию. Являясь средством приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. К ФОН относят: 1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. исс-ия 3. Ф-ские принципы и идеи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2212 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.