Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское понятие движения




Многообразие мира можно объяснить, только предположив существование в нем движения. Неподвижное бытие невозможно обнаружить, поскольку оно не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Элеаты обратили внимание на противоречивый характер движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, в которых продемонстрировал, что мыслить о движении непротиворечиво невозможно, следовательно, сделал вывод Зенон, невозможна сама мысль о движении. Наиболее известные апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Бытие и мысль о бытии – одно и то же, следовательно, невозможность мысли о движении свидетельствует о невозможности самого движения. Выводы Зенона:

- логически невозможно мыслить множественность вещей;

- допущение движения приводит к противоречию.

Аристотель: Критика идей элеатов о немыслимости движения.

Философия эпохи Возрождения. Панпсихизм – концепция всеобщей одушевленности материи. Объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. И в панпсихизме, и в гилозоизме предполагалось, что причина изменчивости мира – духовное начало, которое растворено в материи; это начало – жизнь, или душа.

Другой ответ на вопрос об источнике движения – в механистической философии, отождествляющей материю с косным веществом. В XVII-XVIII вв. широкое распространение принципа деизма: Бог вначале создаёт мир, а затем не вмешивается в его дела. Вселенная продолжает существовать самостоятельно, подчиняясь естественным законам.

Диалектический материализм. Бытие сводится к материи, которая не отождествляется ни с какими её конкретными проявлениями. Источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается её внутренняя противоречивость.

Материя – это постоянно меняющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно.

Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации материального мира. Движение – один из атрибутов материи, способ её существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое изменение. Подчеркивается всеобщий характер движения. Покой – это относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие: одноуровневое, прогрессивное и регрессивное.

Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.

Регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

Ф.Энгельс выделял пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, биологическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Таким образом, признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

Пространство и время.

Философские категории пространства и времени характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия (Л.Фейербах), коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Материя невозможна вне пространства и времени.

В истории философии – два способа интерпретации пространства и времени:

1. Субъективистский: пространство и время – внутренние способности человека.

Августин Аврелий. Время – это человеческий способ обозначения изменения, объективно время не существует.

И. Кант. Пространство и время – это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Пространство и время не существуют независимо от субъекта.

А.Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Время – лишь опространствленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.

2. Объективистский подход: пространство и время – объективные формы бытия, не зависящие от сознания человека.

Субстанциональная концепция пространства и времени. Атомизм Демокрита: представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пространство – это вместилище атомов, время – вместилище событий.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Пространство в механике И.Ньютона – это пустое вместилище для материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. Пространство и время – объективные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

В Новое время – иное понимание пространства и времени. Г.Лейбниц: пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют; пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Г.Гегель: движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом.

Р еляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А.Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н.Лобачевского.

Специальная теория относительности. Свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности находятся в зависимости от характера материальных процессов.

Общая теория относительности установила зависимость между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отличаются от предполагаемых геометрией Евклида: процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле, из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Пространство и время связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум.

Общие свойства пространства и времени:

- Они объективны, т.е. существуют независимо от сознания.

- Всеобщи, т.е. присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования.

Специфические характеристики пространства: протяженность, изотропность, однородность, трехмерность.

Специфические свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.