Выдвижению Палестинского движения сопротивления на передовые позиции в общеарабском фронте борьбы за ликвидацию последствий израильской агрессии, за освобождение оккупированных арабских земель в немалой степени способствовала смена руководства Организации освобождения Палестины. В феврале 1969 г. на V сессии Национального совета Палестины в Каире в его состав были избраны в основном представители партизанских организаций движения сопротивления. Председателем Исполкома ООП был избран лидер Фатха – Ясир Арафат. Тем самым существовавшие ранее в палестинском национальном движении два параллельных течения, представленные, с одной стороны, организациями сопротивления, а с другой, официальным руководством ООП, соединились.
В итоге дискуссий и обсуждений 22 ноября 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию № 3236, которая подтверждала неотъемлемые права палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет. Принципиально важным пунктом этой резолюции было положение о том, что палестинский народ является одной из главных сторон в установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке и он может добиваться “восстановления своих прав всеми средствами в соответствии с целями и принципами ООН”. На той же сессии была принята специальная резолюция № 3237, в соответствии с которой Организация Освобождения Палестины приглашалась участвовать в качестве наблюдателя в сессиях и работе Генеральной Ассамблеи ООН, а также во всех обсуждениях и конференциях по Ближнему Востоку, проводимых под эгидой ООН, включая Женевскую конференцию по Ближнему Востоку.
Подтвердив национальные права палестинского народа и необходимость участия Организации освобождения Палестины в переговорах по Ближнему Востоку, принятые резолюции существенно дополнили и в известном смысле “подправили” резолюции Совета Безопасности №242 и №338, восстановив тем самым политическое содержание палестинской проблемы. Она стала рассматриваться большинством членов мирового сообщества уже не просто как проблема беженцев, а как национальная проблема народа Палестины, имеющего, подобно всем другим народам, право на самоопределение и образование независимого национального государства. В этом состояло основное значение указанных резолюций XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Отход египетского руководства от коллективных действий в решении ближневосточного конфликта был продиктован острым социально-экономическим кризисом, охватившим страну из-за войны. Финансово-материальная помощь, оказываемая Египту нефтедобывающими арабскими государствами, конечно, позволяла как-то переживать навалившиеся трудности, но не давала простора для развития. Нужны были кардинальные меры для ускорения экономического развития. Властные структуры не могли не видеть, что односторонняя ориентация на СССР и госсектор ограничивают возможность для модернизации экономики. Инвестициями и новыми эффективными технологиями обладает Запад, а конфронтация и при государственном урегулировании цен, торговли, производства товаров они, не идут в страну.
Вслед за отдельными отступлениями от курса Г. А. Насера, сделанными администрацией А. Садата ранее, в апреле 1974 г. был оглашен “Октябрьский документ”, который открывал дорогу рыночной экономике, свободному притоку иностранного капитала, частному предпринимательству. Эта политика получила название “инфитах” (“открытых дверей”). Хотя иностранный и собственный частный капитал, прежде всего, думал о своих корыстных целях.
17 сентября 1978 г. в Кэмп-Дэвиде были подписаны два документа: “Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем” и “Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку”.
Первый документ предусматривал поэтапное (в течение трех лет) возвращение Египту оккупированного Израилем в июне 1967 г. Синайского полуострова “в обмен” на полное официальное признание египетской стороной государства Израиль, установление с ним дипломатических, экономических и культурных связей, прекращение экономического бойкота и снятие всех ограничений, препятствующих свободному движению грузов и людей между двумя странами, включая свободное движение израильских кораблей и товаров по Суэцкому каналу. В то же время восстановление египетского суверенитета над Синаем оговаривалось различного рода условиями Египту.
Второй документ, “Рамки мира для Ближнего Востока”, касался судьбы палестинских земель – Западного берега и сектора Газа. Хотя в преамбуле этого документа и содержалась ссылка на резолюцию Совета Безопасности №242, в нем не упоминалось ни об оккупированном Израилем в июне 1967 г. Иерусалиме, ни о возвращении на родину палестинских беженцев, ни о национальных правах арабского народа Палестины. Подписавшие документ стороны согласились на установление на Запад-ном берегу р. Иордан и в секторе Газа режима так называемой “административной автономии” в преддверии “всеобъемлющих договоренностей в будущем” относительно окончательного статуса этих территорий.
Вскоре после подписания кэмп-дэвидских соглашений при активном участии американского президента между Израилем и Египтом начались переговоры, которые завершились подписанием 26 марта 1979 г. в Вашингтоне “договора о мире” между Израилем и Египтом. Договор и многочисленные приложения к нему (обменные письма участников кэмп-дэвидских переговоров, протоколы и другие документы) закрепляли и детализировали основные положения, сформулированные в кэмп-дэвидских соглашениях.
6 июня 1982 г. началась крупномасштабная израильская агрессия против Ливана. Ливан был основной территорией, где были дислоцированы вооруженные отряды ПДС. В Западном Бейруте были расположены штаб-квартиры различных палестинских организаций. На территории Ливана также находились сирийские военные части, входившие в состав межарабских сил по поддержанию мира. Ливан представлял интерес для США.
Цели “израильской операции” в Ливане были официально сформулированы как “установление мира и безопасности для северных территорий страны”. Кодовое название операции было определено - “мир Галилее”. Военные действия длились 78 дней. В августе, а затем в октябре 1982 г. под предлогом разъединения войск противоборствующих сторон, США высадили в Западном Бейруте свои подразделения морской пехоты. В ходе военных действий израильтяне добились “выдворения” палестинских организаций в Тунис и ухода сирийских частей. 17 мая 1983 г. было подписано ливано-израильское соглашение о выводе войск, но американо-израильские войска еще долгое время оставались на территории Ливана.
В результате этой войны сильно ухудшилось положение палестинских организаций, наступил еще больший раскол в ряде арабских стран. Ситуация обострилась как в региональном, так и в международном масштабах. Внутренний кризис затронул ПДС и ООП.
В декабре 1987 г. началось палестинское восстание на оккупированном Израилем территориях – интифада. 15 ноября 1988 г. Национальный Совет Палестины провозгласил создание независимого государства Палестины, фактически признанного главным образом СССР и арабскими странами.
В 1993 г. произошел настоящий прорыв в урегулировании арабо-израильского конфликта. 13 сентября 1993 г. израильский министр иностранных дел Ш. Перес и официальный представитель ООП М. Аббас подписали в Вашингтоне “Декларацию принципов по установлению промежуточного самоуправления”. Подлинными вдохновителями этого процесса стали председатель ООП Я. Арафат и премьер-министр Израиля И. Рабин, а его гарантами – Россия и США. Сущность “Декларации принципов” заключалась в признании Израилем ООП в качестве представителя палестинского народа, а ООП, в свою очередь, признавала право Израиля на мирное существование и безопасность, согласно резолюциям ООН №242, №338, и отказывалась от использования терроризма и насилия. В том же 1993 г. И. Рабин и Я. Арафат стали лауреатами Нобелевской премии мира. Однако в ноябре 1995 г. И. Рабин был убит евреем-фанатиком. Это событие означало недовольство правыми силами страны возможности урегулирования конфликта. После смерти И. Рабина премьер-министром Израиля в результате всеобщих выборов был избран представитель правых кругов Б. Нетаньяху, что подразумевало определенную девальвацию успешного переговорного процесса 1993 г. В 1996-1998 гг. были как подвижки, так и откаты в мирном процессе. Но в отличие от ситуации 1988 г., когда Палестина еще не была широко признана, в 1999 г. это государство имело все шансы быть признанным мировым сообществом. Подтверждением этого служит предоставление статуса наблюдателя ООП в ООН. Багдад проводил активную антиизраильскую и антиимпериалистическую политику, выступал как защитник интересов арабов. Когда Египет из-за Кэмп-дэвидского процесса попал в изоляцию, роль Ирака еще более возросла. Армия его была хорошо вооружена советским и французским оружием. За 1970-1975 гг. численность танков была доведена в 1200 ед. (в 1970 г. - 600) и бронемашин до 1300. За годы сотрудничества СССР поставил Ираку боевую технику на 32 млрд. долларов. В марте 1975 г. С. Хусейн подписал в Алжире с шахом Ирана соглашение о границе по реке Шатт-эль-Араб. Укрепилось влияние баасистской партии.
Всем этим воспользовался С. Хусейн, второй человек в стране и идеолог партии. 7 июля 1979г. он отстранил эль-бакра и занял все высшие должности в государстве. Жизнь страны была поставлена под полный контроль одного человека, его родственников и земляков из окрестности города Тикрита. СМИ, идеологические и властные структуры занимались восхвалением величия вождя. Садам Хусейн мог вывести министра из заседания правительства и застрелить в другой комнате. Его приказы о газовой атаке курдских районов, массовом наказании шиитов выполнялись безоговорочно.
В политике С. Хусейна можно выявить множество противоречий непродуманных шагов, авантюр, демагогии. Он враждовал не только с А. Садатом. Злейшим врагом считал Х. Асада, президентом Сирии, однопартийца. Одно время противником являлся иранский шах М. Реза Пехлеви. Он то вводил коммунистов в состав кабинета, то подвергал их жестоким преследованиям. Непримиримым был в отношении шиитов, которые составляли более 60% населения страны. Последовательно враждебную позицию занимал в отношении курдов, добивавшихся автономии в составе Ирака.
Чтобы лишить курдов поддержки со стороны Ирана, С. Хусейн пошел на соглашение с М. Реза-шахом в 1975 г., по которому был улажен спор о границе по реке Шатт-эль-Араб. Эта судоходная пограничная артерия образуется после слияния Тигра и Евфрата, а также иранской реки Каруни. По международному праву в таком случае ее фарватер должен служить границей между государствами. Иракская сторона раньше не желала признавать это, и лишь вышеуказанное соглашение положило конец раздорам. Но как стало ясно позже, С. Хусейн легко мог расторгнуть любые договоры, если даже на них стояли его подписи. После падения шахского режима в Иране произошли внутренние беспорядки, приведшие к ослаблению ее военного потенциала. Разрыв отношений его с США и введение американского эмбарго на Иран усложнили международное положение Тегерана. Аятолла Хомейни и его окружение не поддержали апрельские переговоры в Афганистане и осудили советское вторжение в эту страну. Все эти факторы вселили уверенность багдадскому тирану в то, что он может одержать победу в войне с Ираном. Надо полагать, что спецслужбы, как США, так и СССР подталкивали его к решительным актам против соседа. В 1979-1980 гг. геополитические интересы Вашингтона и Москвы в иранском направлении совпали, и это способствовало развязыванию войны между Ираком и Ираном.
Война началась 20 сентября 1980 г. Ирак нанес мощный удар и вторгся на территорию Ирана. Превосходство в танках, самолетах, ракетах малой и средней дальности позволило иракцам на первом этапе продвинуться вглубь иранской территории, захватить несколько крупных городов. Однако, Иран, имея трехкратный перевес в людских силах и используя подъем патриотического духа, выстоял. Война приняла затяжной характер. Воинственный курс С. Хусейна получил поддержку со стороны Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Иордании, Судана, Марокко. Часть арабских стран – Алжир, Ливия, Сирия – симпатизировала Ирану. Советский Союз на первых порах официально заявил о замораживании поставок оружия воюющим странам. Но в середине 1981 г., когда Иран начал контрнаступление, возобновил их и Ирак, стал получать в огромном количестве военную технику, включая ракеты малой дальности. Франция продала в долг Ираку оружия на 5,6 млрд. долларов.
США до 1984 г. не имели дипломатических отношений с Багдадом, тем не менее, с февраля 1982 г. они наладили торгово-экономические связи с режимом С. Хусейна. В связи с захватом американского посольства в Тегеране сторонниками аятоллы Хомейни, отношения между США и Ираном приняли еще более враждебный характер, но и при Дж. Картере и при Р.Рейгане сохранялись каналы для поставок оружия в обе страны (“Ирангейт”). Авантюризм С. Хусейна дал прекрасную возможность Израилю: его авиация нанесла бомбовые удары по военным центрам Ирака, а в июне 1981 г. подвергла разрушению строящийся при содействии СССР и Франции атомный центр близ Багдада. Таким образом, экспортеры оружия и общие враги Ирака и Ирана не только нажились на десятки миллиардов долларов, но и активно содействовали продолжению войны. В проигрыше же оказались как Иран, так и Ирак. С конца 1980 г. атаки иракцев захлебнулись, они стали терпеть поражения. Весной 1982 г. иракская армия вышла к государственной границе. В последующие годы попытки обеих стран достичь перевеса не увенчались успехом. Уже в октябре 1980 г. С. Хусейн попытался добиться мира, но и тогда, когда наоборот иранская армия заняла о. Фао и увязла в болотах южного Ирака, Хомейни и его окружения не давали согласия на почетный для С. Хусейна мир. Лишь понеся неисчислимые потери в людях и материальных ресурсах (более 1 млн. убитых и несколько миллионов раненых и беженцев, более 800-1000 млрд. долларов ущерба для обеих сторон), Тегеран и Багдад пошли на подписание соглашения о прекращении огня и признании Алжирских и Багдадских договоренностей 1975 г. Это произошло в августе 1988 г. В конце 1990 г. между двумя государствами были восстановлены дипломатические связи.
Ирано-иракская война – один из наглядных примеров гибельности для страны, где устанавливается диктаторский режим. Безответственность и произвол одного авантюриста, в данном случае С. Хусейна, принесли горе миллионам жителей Ирака и его соседей. В обществе не нашлось силы, чтобы остановить его авантюры ни тогда, ни позже. В 90-е годы этот деятель посеял семена еще одного раздора в регионе, захватив Кувейт и, вступив на тропу войны с остальным миром, последствия которой нанесли Ираку невиданный военно-политический, экономический и моральный ущерб. Сам же диктатор оказался на позорной скамье подсудимых перед трибуналом.
Новый кризис в Ираке был направлен на свержение диктаторского режима С. Хусейна. Причиной вторжения в Ирак войск США был обусловлен с деятельностью диктаторского режима С. Хусейна, с постоянным нарушением прав человека и принципов ООН. Наряду с этим, администрация президента США не однократно заявляла о наличии оружия массового уничтожения на территории Ирака.
После того как войска США и Великобритании вступили на территорию Ирака, президент Дж. Буш в целях умиротворения недовольства арабских государств провозгласил политику оказания помощи палестинскому народу, находящемуся на оккупиро-ванных Израилем территориях. В апреле 2003 г. ООН, ЕС, США и Россия, входящие в Четверку, выступили с инициативой мирного урегулирования израильско-палестинского вопроса “Дорожная карта”.
В ней были утверждены определенные сроки и критерии рассмотрения вопросов политики, безопасности, экономики, гуманитарной помощи и конституционного строя.
Глава 17
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ