Ниже приведены различные тексты для стилистического анализа. Предлагаем сначала читать текст, а затем критически оценивать его стиль, причем анализировать как мысль, содержание речи, так и слова, затем - построение фразы, фигуры речи. Тексты подобраны специально контрастные как по содержанию, так и по стилистическому исполнению: от юмористического искажения правильной речи у современной секретарши до отрывков из высокохудожественных речей и сочинений классиков научной литературы и ораторства.
Необходимо учиться по нескольким предложениям определять философско-риторическую позицию, образ автора. В устном общении образ оратора отчасти предрешен внешним обликом, голосом, произношением, здесь перед вами - письменный текст, однако именно в чтении письменного текста можно увидеть, каковы мысли человека и его способность владеть языком в отборе слов, построении фраз, искусстве выражения мысли. Письменный текст отражает также и произношение, которое проявлено в написании слов, ритме, делении фразы на части.
Поэтому в каждом случае необходимо определять:
1. Какими словами пользуется автор текста.
2. Какие фигуры речи выстраивает автор, т.е. какими средствами «украшения» он создает свой текст.
3. каким может быть произношение данного текста. Мы не можем слышать произношение классических ораторов, однако остались не только описания их выступлений, но и по самому тексту можно представить или дофантазировать, каким был произносительный характер речи. Этому, кстати, может способствовать попытка прочитать текст вслух – такое чтение всегда приветствовалось в риторических классах, поскольку именно на классических отрывках вытренировывалось правильное произношение. Чтение желательно делать не декламационно-театральным, а естественным, вдумчивым и действенным, пытаясь представить цели и задачи данного текста.
К.С.Станиславский, воспитывая у артистов труппы Художественного театра чувство стиля, предлагал на слух воспринимать тексты разных писателей с тем, чтобы слушатели угадывали по стилю, чей это текст. Попробуйте сделать то же самое с другими текстами, которые вы выберете самостоятельно.
***
Я сегодня встала, честно говоря, в районе девять часов, пошла, в общем-то, скажем, ну куда-то на кухню там. А по радио, конечно, говорят:
- Дамы и господа, значит, послушайте рекламное объявление, вот, как бы оно очень важное, вроде.
А я как-то и думаю, что как бы нужно иметь денег больше, так сказать, чтобы их как бы слушать, больше 2 миллиона тристо тысяч на ихние заказы. Потом я прúняла как-то душ, посмотрела, значит, на градусник, а он как-то показывает, понимаете, о том, что сегодня ну как бы мороз. Больше как бы двадцать градусов. Одела я, значит, как бы шубу, побежала вот на остановку. А трамвай, значит, понимаете, в него – контролеры, они и говорят:
- Женщина, где это как бы ваш билет? Оплачивайте за проезд, конечно!
А я, конечно, им и отвечаю, что, значит, да ради Бога, подавитесь вы своим билетом!
А сама посмотрела на ихние часы и пóняла о том, что, как говорится, как бы сама уже опаздываю. А тут все как бы толкаются, лаются, едва вылезла из вагона, побежала вся разостроенная, хотела уже как бы нáчать печатать, а тут подруга, она как бы звóнит и говорит, значит…
(Речь секретарши. // из кн.: Александров. Риторика, М.,)
***
Да-с! Было время, когда я ломал дурака, миндальничал, медоточил, рассыпался бисером, шаркал ногами… Любил, страдал, вздыхал на луну, раскисал, таял, холодел.. Любил страстно, бешено, на всякие манеры, черт меня возьми, трещал, как сорока, об эмансипации, прожил на нежном чувстве половину состояния, но теперь – слуга покорный! Теперь меня не проведете! Довольно! Очи черные, очи страстные, алые губки, ямочки на щеках, луна, шопот, робкое дыхание – за все это, сударыня, я теперь и медного гроша не дам! Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны, логика возмутительная, а что касается вот этой штуки (хлопает себя по лбу), то, извините за откровенность, воробей любому философу в юбке может дать десять очков вперед!
(А.П.Чехов. Медведь.)
***
Вы знаете, дорогие друзья, что один из талантливых литературных критиков конца XIX - начала XX столетия Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в плане философии, но человек весьма даровитый, дал, как многие считают, гениальную формулу пошлости. Он как-то написал пред лицом своих друзей на доске: «Пóшло то, что пошлó». Пошлó, то есть осело, распространилось, возгнездилось в умах и сердцах обывателей, став стереотипом, общим местом, какой-то словесной матрицей. И не нужно доказывать, что наше время в отношении языка и родной речи претерпевает сейчас достаточно печальную участь. Редко-редко мы с вами услышим, разве что в ученых аудиториях, или в общении со старинными добрыми людьми, или, общаясь с эмигрантами (дай им Бог здоровья за бережное отношение к слову!), образчик настоящей русской речи.
Но есть такая среда, есть такой вертоград заключенный, т.е. огражденный со всех сторон, языковой Эдем, рай сладости – это Alma Mater, Соборная Апостольская Святая Греко-Российская Православная Церковь. И не нужно быть ученым-филологом, изучать язык на сегментном и суперсегментном уровне, чтобы, войдя в эту среду, влившись в нее, как в тихую гавань вплывает лодочка, мало-помалу, не без удивления, наблюдать, как твоя собственная речь очищается, и мало-помалу язык возвращается к тем истокам, к тому корени, о котором сегодня мы говорим и которому посвящаем наше собрание, - трудам Кирилла и Мефодия.
Почему так? Почему православная культура в широком смысле слова и культура языковая теснейшим образом связаны с даром словесности, а, главное, очищением этого дара от пошлого, наносного, привходящего, случайного? Почему эта культура действительно формирует трибунов, ораторов, витий, проповедников, благовестников, тех, кто дерзает обращаться к современникам со словом простым, ясным и прекрасным?
Думаю, вот почему. Прежде всего, человек, входящий не извне с логарифмической линейкой, штанген-циркулем, но изнутри в лоно матери церкви, обретает целостность миросозерцания. Он приемлет после эклектического, лоскутного одеяла того мировоззрения, что сформировалось у него стихийным образом, богооткровенные понятия о Боге, о мире, о человеке, о словесной природе человека и о месте человека в мире. В соответствии с этими тремя осями мышления: Бог, который над нами; ближний, созданный по образу и подобию Божию, я сам, моя бессмертная, разумная, различающая добро и зло, стремящаяся к нравственному совершенству, самосознающая душа - в соответствии с этими тремя осями и развивается мое слово, приобретая ту особенную окраску, ту внутреннюю силу, те стилистические, внешние особенности, которые наполняются изнутри Духом Божиим.
И прежде всего: cognoste te ipsium, познай себя самого. Человек православный есть, прежде всего, человек внимательный. Исконная нравственная добродетель христианина – внимание ума к собственному сердцу. Православная культура прежде всего предупреждает против рассеянности, против любопытства, против поверхностного многознайства, желания знать всё и вся вокруг себя, но не желания вникать в глубины собственного сердца. И когда заквашивается этот таинственный процесс, и ученый книжник опускается умом в тигель собственного сердца, тогда начинают происходить в нем некие таинственные изменения. Он, подобно беременной женщине, зачинает, вынашивает и рождает слово. Не наспех, не абы как, не для галочки, но с определенной разумной целью…
(Устное выступление протоиерея о. Артемия Владимирова на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Гос. ИРЯ имени А.С.Пушкина в мае 2005 г.)
***
Есть чему поучиться Западу у русского Востока. Есть непреходящая мудрость и доблесть в нашей истории…
И пусть не говорят, что русская культура началась всего лишь один век назад”, что русский народ малограмотен, что он и думать-то как следует не научился… Духовная культура совсем не исчерпывается культурою рассудочной – напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения, самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы; есть культура храбрости и подвижничества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия.
(И.А.Ильин. О России.)
***
Прежде всего, женщина – это цветок, дитя и ангел.
Женщина (неважно, знает она об этом или нет; впрочем, большинство наверняка знает) – это прежде всего цветок. Ее призвание – нежность и красота. Вот почему она требует бережливости и восхищения; и требует по праву. Нежно ее восприятие; нежна ее природная тайна, которую она в себе воплощает; нежна ее фигура; нежен ее взор. Даже самая крепкая женщина по сравнению с самым крепким мужчиной кажется и нежной и хрупкой. Женщина, не желающая ничего знать о своей нежности, изменяет своей сущности и протестует против собственной природы. Нежность обязывает ее быть красивой. Красивой может быть даже самая некрасивая из женщин. Потому что истинна не физическая, а душевная, духовная красота. Дух женщины, вселившийся в прекрасную душу, может сделать прелестной даже некрасивую на вид женщину: тогда внутренняя красота светится через незадавшуюся внешность, поет и излучает счастье; тогда с радостью замечают красавицу в особо не примечательном лице.
Иван Ильин.
Из книги “Путь духовного обновления”)
***
Совесть – вот первое осязательное проявление духовной жизни.
Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики, - кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а, проще сказать – святости, который влечет вас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце ваше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?
Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!
(Митрополит Иоанн Сычев. Путь ко спасению. Русский узел)
Дерзкой стайкой мальчишек и девчонок мы, раскрепощенные революцией, без спросу удрали из дома на концерт нашумевшего своими песенками артиста. Пришли с гнилыми яблоками в карманах, дабы запустить ими в презренного хлюпика, певшего про какие-то пальцы, пахнущие ладаном, про разных креольчиков и прочую гниль. Мы ведь твердили только боевые песни. На сцену вышел молодой человек: без грима, в петлице черного фрака белел цветок, светлые волосы. Кроткое выражение лица. Он казался застенчивым и вовсе не был наглнцом, как мы почему-то ожидали. Он запел приятным, как бы приглушенным голосов с такой искренностью, так задушевно и просто, ято мы сразу же притихли. Ни тени фальши не было в его исполнении, никакого крнивляния, за которое мы было собирались его покарать. Своим талантом он покорил нас. И мы стали распевать его песенки уже иначе. В школе на переменках девчонки тащили меня к роялю и упрашивали петь про печального попугая, про верного пса Дугласа, про несбыточную весну…
(Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина 1903 – 1998 - писательница, переводчица, певица, исполнительница романсов. Рассказ о Вертинском.)
Занятие 7. Теория и практика спора. «За» и «против»
§ 1. Что есть спор? Спор – это столкновение взглядов на один и тот же предмет. Наука о споре в европейской традиции называется эристикой. В отличие от обыкновенного продолжения разговора спор всегда предполагает несогласие, противоречие тому, что было сказано до этого. Ведь разные мнения могут и не противоречить, а только лишь дополнять друг друга. Здесь же высказанное мнение в чем-то противоположно и перерастает в спор с несколькими репликами с той и другой стороны.
В возникновении спора важен именно характер возражения. Спор рождается в конкретных отношениях людей. Возражение может остаться единичной фразой, но если на него отреагировали, а реакция родила новый противоречащий ответ, то такое продолжителное столкновение и есть начало спора. Значит спор, кроме противоречия, предполагает еще и распространенность возражений.
Несомненно, спор всегда эмоционален. Спорность во многом зависит от чувственного напора возражающего, тона, интонации, отношения к адресату речи: иной раз и спорить-то, казалось бы, не о чем, а люди сердятся, напирают, «наскакивают» друг на друга – в результате словесная схватка…
Кстати, так и родилось слово спор. Поищите родственные слова – и вы обнаружите: напор, напирать, подпирать, препереть, прения… «Спор» – старое русское слово, где «с» – приставка, означающая совместное действие, а корень «пря» означает «борьбу, схватку, столкновение» (в двух последних словах тот же префикс «с»). Обратите внимание на то, что цель риторики у первого учителя риторики в Славяно-Греко-Латинской академии Софрония Лихуда определялась как умение «препрети слышателя ко своей мысли».
§ 2. Эристика – наука о споре. В классической европейской культуре искусством спора является эристика. Целью эристики, или искусства спора, является утверждение своей точки зрения любыми путями. Участник спора стремится выиграть спор во что бы то ни стало, его цель – утвердить свою точку зрения. Существует множество приемов, позволяющих выиграть спор, которые называются эристическими уловками. Их принципиальная цель не дать противнику развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свои интересы. Поведение участников эристического диалога-спора обычно связано с личными интересами, которые они утверждают, отстаивая свою точку зрения.
Эристике противостоит диалектика как поиск победы в споре противопоставлен поиску истины. Участники диалектического диалога не заботятся о личных интересах, они как бы уговариваются, что будут честно обсуждать вопрос независимо от личных амбиций, чувств, чьего-либо отношения и т.д. Впрочем, в жизни, реальной речевой практике очень трудно отвергнуть собственные интересы, рассуждать объективно и бескорыстно. Этому есть множество препятствий: нежелание признать свою неправоту, самолюбивое стремление утвердить свою победу и т.д.
Таким образом, цель диалектики – поиск истины, цель эристики – решить дело в свою пользу. Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Софистика также возникла в Древней Греции как предтеча риторики, способность доказывать любые положения и максимально выгодно для себя распространять повествование. Основателем софистики был Горгий. Именно с ним ведет диалог Сократ, доказывая, что софист пользуется обманными доказательствами с целью личной выгоды, а для философа лучше пренебречь мнением толпы, но остаться наедине с истиной.
Софист выстраивает правдоподобное доказательство, то есть кажется, что он следует диалектике, но на самом деле его цель та же, что в эристическом диалоге – добиться выигрыша в споре, и не более того. Так, самым простым приемом софистики является действие с расширением объема понятия, которое приводит к абсурду предшествующее рассуждение. Например:
Ты сказал, что N. – умный человек, потому что он быстро решает задачи. Но в таком случае любой сумасброд может быть назван умным, если он быстро решает задачи (максимальное расширение понятия “задача”). Или:
Ты сказал, что нам надо избрать N.N. президентом, потому что он заботится о народном благосостоянии. Но ведь и Гитлер тоже заботился о народе, ликвидировав безработицу и обеспечив всех заработками (некорректное расширение объема понятия человека, заботящегося о народном благосостоянии). Однако видимость доказательства сохранена, а при эмоциональном напоре «логика» такого доказательства может иметь успех. Разные обстоятельства также способствовать таким ложным доказательствам, например: мнение высказывается авторитетным лицом и ему неловко возражать; отсутствие времени на возражение, что часто случается в современных телевизионных дискуссиях, когда ведущий просто за недостатком времени сворачивает аргументацию.
Такие обманные уловки приходится наблюдать постоянно – надо научиться распознавать их в действиях ваших противников в споре. А можно ли их использовать самому? Это зависит от того, считаете ли вы себя честным человеком, способным корректно выигрывать спор, а не с помощью эристических уловок – их классификацию рассмотрим в конце главы, потому что прежде необходимо увидеть, как строится сам спор.
§ 3. Виды спора. В развитие сказанногоуточним виды спора. Спор может вестись объективно – с тем, чтобы выяснить истину, какую-либо мысль (диалектический спор). Вести такой честный спор уговаривались в Древней Греции мужи-диалектики, не заинтересованные в личной корысти. К сожалению, в пылу спора люди нередко начинают сражаться уже не для расследования истины, а только с тем, чтобы нападать или защититься, поразить словесными уколами своего противника. Конечно, надо уметь вести спор выдержанно и спокойно, тогда выяснение тезиса представляется обсуждением не готовой истины, а сам спор приобретает характер «умственного пира», который бывает эстетически прекрасен бескорыстными рассуждениями.
Приемы такого проверочного спора чисты и безукоризненны, необходимость в нечестных уловках отпадает, раз дело идет об исследовании истины. Основа диалектического спора – честная философская позиция говорящих, их незараженность корыстными намерениями или личной неприязнью друг к другу.
Иной спор ведется только с целью убеждения противника (софистический спор). Спорящий убеждает в том, что так нужно или полезно для какого-то дела. Так убеждают в том случае, когда сами, может быть, и не уверены, но вынуждает положение, конкретная задача речи. Например, создатель рекламы приписывает своему товару свойства, которыми тот обладает вполовину, или в политической борьбе затушевываются недостатки своей партии и наоборот, акцентируются огрехи других партий и оппонентов. Люди пользуются разными уловками, недомолвками, преувеличениями, чтобы украсить свой «товар» словами – соответственно повышается его цена.
Наконец, бывают споры, где главное – победа (эристический спор). Для человека, ищущего лавры победителя, не важна истина, его мало интересует и убеждение. Главное – победа, венок триумфатора в словесном поединке. Только к победе стремятся иные политики в предвыборной гонке; в суде - участники сторон; или продавец и покупатель на рынке. Провал для них недопустим, для них главное – личная выгода, поэтому нередко в приемах такие спорщики не выбирают правил.
К сожалению, в двух последних видах спора – спорах для убеждения или для победы спорщики часто пользуются не столько логикой и доводами рассудка, сколько средствами ораторской убедительности. К этому надо быть готовым: вас могут сразить самим «образом оратора»: внушительностью и уверенностью тона, остроумным выражением, пробуждением в аудитории нужного отношения и т.д.
Всегда необходимо иметь в виду, что в споре участвуют конкретные люди – каждый со своим характером, темпераментом, отношениями. Отвлечься ради истины не в пользу собственных интересов для многих бывает сложно, но в этом состоит известный род философской честности, к которому способны не все люди.
Пожалуй, стоит сказать и о таких людях, которые любят спор ради спора, наслаждаются самим процессом спора. По-видимому, такой «зуд к спору», любовь поговорить, «почесать языки» сродни тяге к пустословию и многоречию, неспособности сдерживать свои чувства и терпеливо относиться к мнению других. В «Грибоедовской Москве» Гершензона описывается некий Александр Михайлович Пушкин: «…с утра самого искал он кого-нибудь, чтобы поспорить, и доказывал с удивительным красноречием, что белое – черное, а черное – белое».
§ 3. Спор – дискуссия – диспут – полемика – обсуждение – дебаты. Для того чтобы понять природу спора и принципы его корректной организации, полезно осмыслить синонимичные понятия. Для называния жанров обсуждения спорных вопросов в русском языке имеются разные слова. Каждое из них фиксирует определенный смысл и предполагает нормы и рекомендации к организации речи:
«Дискуссия» (от латинского слова discussio, означавшего рассмотрение, исследование, обсуждение) предполагает публичное обсуждение какого-либо вопроса. В дискуссии происходит именно обсуждение, а не противостояние, рассмотрение вопроса со всех точек зрения. Отсюда слова “переходим к дискуссии” вовсе не будут означать, что теперь люди будут непременно полемизировать друг с другом: они будут всесторонне исследовать поставленные вопросы.
“Диспут” (также от латинского слова disputatiо, означавшего рассмотрение, изыскание, исследование, ученый труд) – обсуждение, предполагающее наличие двух противоположных точек зрения. Диспут – изначально школьно-педагогический жанр, он организовывался в школах с целью тренировки практики публичных выступлений. Так, в Киевской Духовной академии XVII века диспуты устраивались по праздникам с приглашением горожан; для этого на вратах Академии прибивался красочный щит с объявлением темы диспута и простые жители приходили послушать «студиозусов». Диспуты проводятся в школах и сейчас, считаясь жанром учебной речи. Обычно диспут проводится однократно в то время, как «дискуссия» может иметь продолжение.
Для публичных баталий используется и слово «прения» (по происхождению от описанных выше «пря», «спор»), которое относится к возникшим столкновениям, противоречиям. Обратим внимание на то, что старинное сложное слово «словопрения» из высокого перешло в разряд низких и иронических, что часто случается с высокими церковно-славянскими словами.
Слово «полемика» от греческого poleméo – воевать, сражаться, враждовать. Поэтому, называя полемикой публичные столкновения мнений, мы заранее имеем в виду их нарочитую противопоставленность и воинственный настрой друг против друга. Отсюда многочисленные выражения вроде «в полемическом задоре», «в пылу полемики». Полемика – это ряд взаимоукалывающих публичных выступлений (политическая полемика, научная полемика), где обязательно происходит не только обсуждение, но и «нападение» друг на друга.
В современном языке имеется и относительно новое слово «дебаты», пришедшее, скорее всего, из английского парламентского языка в недавнем прошлом (debates), предполагающее последовательное обсуждение какого-либо вопроса в публичном собрании (отсюда «парламентские дебаты», «политические дебаты» и т.д.). Дебаты предполагают четкую организацию в их проведении, умение управлять разноречивыми мнениями, которые обязательно присутствуют в многочисленных точках зрения на острые и злободневные вопросы.
Практически бывает важно правильно назвать и организовать любое публичное общение как жанр речи. В руководстве любым собранием, где происходит какое-либо обсуждение, необходимо предусмотреть последовательность речей и четко руководить временем, отпускаемым на речь каждому из участников. Если развернувшаяся дискуссия переросла в полемику, а полемика стала неуправляемой (в народе говорят: переросла в базар), то следует остановить спорщиков, заставив их слушать друг друга и ограничив продолжительность выступлений. Иными словами, в собрании требуется ясность «монологов», а не стихийность «диалогов».
§ 4. Тезис и доказательство. Спор состоит из доказательств. Мысль, для обоснования которой строится доказательство, называется тезисом. При построении речи и развертывании доказательств необходимо помнить, что существует всегда главная мысль – тезис, к которому сводится ваша речь. Поэтому первое требование при подготовке речи – выяснить тезис, который вы собираетесь доказать или опровергнуть. Чтобы выяснить тезис, необходимо решить три задачи (ниже перерабатываем советы из классической книги об искусстве спора С.И.Поварнина «О теории и практике спора». 2-е изд., М.: Флинта: Наука, 2002):
Первое: выяснить, все ли слова и выражения понятны и отчетливо определены. Нередко споры возникают вследствие непроясненности понятий: в одни и те же слова люди вкладывают разный смысл и по-разному их истолковывают.
Например, обсуждается вопрос: «нужна ли нам демократия?» История человечества и наше русское общество накопили огромный опыт в определении и реальном использовании слова «демократия». Современные споры между коммунистами и либералами-западниками не имеют успеха, потому что исходят из разных посылок и разного эристического толкования слова «демократиия». Какое определение вы дадите понятию «демократия»? О каком опыте собираетесь говорить?
Классический пример некорректного ведения спора приведен в индийской легенде, где четверо слепых обсуждают, «что такое слон». Один из спорщиков ощупывает хобот, другой – бивни, третий – ноги, а четвертый – хвост, у всех получается свое несхожее с другими определение, но в общем-то ни одно из них не соответствует действительности. Не уподобимся же подобным слепцам.
Подобная аргументация случается в любого вида современных спорах, особенно политических, когда каждая из сторон пользуется теми фактами или информацией, которые ей выгодны. Такой отбор информации называется «выборкой». Существуют виды речи, где принцип выборки является вынужденным по самой природе этой речи. Например, создатель теленовостей просто физически не может привести все богатство суждений, он отбирает лишь самое, на его взгляд, главное. Как правило, он судит при этом «в свою пользу» (то есть в соответствии с идеологической программой своей компании). Поэтому так остро стоит вопрос честности, правдивости и объективности отбора и приведения информации.
Итак, первое – необходимо выяснить объем понятия и четко его определить. Если бы прежде, чем спорить, люди выясняли объем обсуждаемых понятий, они избавились бы от многих разногласий и заблуждений.
Второй совет: когда утверждается нечто, следить, обо всех предметах или об одном идет речь. Это традиционная уловка, которой пользуются некоторые спорщики: довести до обобщения то, что встретилось в единственном числе.
Например: Курицын – драчун. Значит, все мальчики драчуны.
Или: Петухова – капризна. Значит, все девочки капризны.
Такое обобщение можно назвать выяснением по количеству. Там, где «количество» тезиса неясно, тезис называется неопределенным по количеству.
Третий совет: быстро улавливать, насколько достоверен тезис: он – несомненен, вероятен или возможен. Например, тезис «завтра будет дождь», скорее всего, вероятен, и можно привести аргументы в его подтверждение. Но тезис «завтра солнце взойдет в такое-то время» несомненен. Хотя в иной ситуации он может быть оспорен – так, Владимир Ленский, готовясь к дуэли с Онегиным, рассуждает, что для него, «быть может», солнце завтра «не взойдет»:
Блеснет заутра луч денницы
И заиграет ясный день,
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень…
Это тоже подобие спора, только с самим собой. В споре нередко выигрывает тот, кто живее мыслит, лучше может сопоставлять явления, ловко подбирает слова.
§ 6. Правила спора. Попробуем сформулировать правила спора. Конечно, это будут не все правила-советы, а только самые основные, но если они вам помогут, попробуйте продолжить их для самих себя:
1. Не спорьте о пустяках.
2. Во время спора не упускайте из виду главных положений. Бывает, что спорящие, не закончив спора об основном тезисе, переходят к другому, имеющему лишь второстепенное значение, а от него к третьему и т.д. В результате нередко сами спорящие не могут вспомнить, с чего, собственно говоря, начался их спор.
3. Никогда не горячитесь. Победителем часто бывает тот, кто обладает большим хладнокровием, так как мысль его работает спокойно.
4. Относитесь с уважением к чужим мнениям. Если вы считаете их заблуждением, докажите это спокойно, без насмешек и резких выражений.
5. Если у вас имеются веские доводы или возражения, то не начинайте с них. Приведите сначала другие, не столь веские, но все же верные и убедительные, а в заключение – самый решительный довод.
6. Избегайте обоюдоострых доводов. Допустим, вы сказали: «Да ведь это еще ребенок; к нему нельзя относиться строго». Противник может ответить: «Именно поэтому и надо сдерживать его, чтобы дурные поступки не вошли у него в привычку».
7. Не старайтесь обязательно во всем противоречить своему противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами, так как это может показать слушателям ваше беспристрастие. Но согласившись, постарайтесь, если это нужно, показать, что они не доказывают правоты противника.
8. Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречий.
§ 8. Уловки спорщиков. Недобросовестные спорщики нередко прибегают к уловкам. Различить их не всегда удается неопытным спорщикам. Приведем некоторые из уловок, описанные немецким философом А.Шопенгауэром. Последите, не пользуются ли против вас подобными уловками (и тогда умейте уличить противника) и не пользуетесь ли такими нечестными приемами вы сами.
Уловка 1. Расширение. Утверждения противника берутся в более широком смысле, свои же собственные, напротив, в возможно более узком смысле, ибо, чем более общее положение, тем большему числу нападений оно может подвергнуться.
Пример: А. утверждает, что англичане превосходят все другие национальности в драматическом искусстве. Б. возражает, что в музыке, а следовательно и в опере их достижения незначительны. А. отражает эту уловку напоминанием, что музыка не входит в понятие драматического: оно обозначает лишь трагедию или комедию.
Или:
А.: - Титов – хороший футболист.
Б.: - Но он не умеет подавать угловые.
Уловка 2. Двусмысленность. Пользуясь двусмысленным словом противника, распространяют выставленное положение и на то, что малосходно с предметом, о котором идет речь, или даже не имеет с ним ничего общего.
Уловка 3. Стараются привести противника в состояние раздражения в расчете на то, что в гневе он будет менее способен правильно рассуждать. В состояние раздражения его приводят тем, что относятся к нему явно несправедливо, применяют всевозможные хитрости и вообще ведут себя бесцеремонно.
Уловка 4. Задают вопросы не в том порядке, которого требует выводимое из них заключение, а с разными перестановками; противник в таком случае не может догадаться, к чему клонятся такие вопросы, и не может предотвратить вывода.
Уловка 5. Пользуются словами, сходными по смыслу для того, чтобы заранее вместить в слово то понятие, которое требутся доказать. Например, желая доказать недобросовестность торговцев, называют их торгашами; расстроенные дела именуют банкротством, осторожность – трусостью и т.д. Кстати, так поступают обычно в политической агитации, когда эмоциональную речь противника называют «крикливой и несдержанной», а речь своего сторонника – «энергичной и зажигательной».
Задание 43. Рассуждения философа Н.Бердяева о России в книге «Душа России» – образец антиномий, т.е. противоречий в споре, которые диалектически соседствуют друг с другом. Прочитайте текст, выскажите свое мнение по поводу прочитанного: приведите примеры, продолжите мысль автора, выразите согласие или несогласие.
…Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия противоречива, антиномична. …Лик Достоевского также двоится, как и лик самой России и вызывает чувства противоположные. Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. | |
/Отношение к государству/ Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический, никогда не умевший устраивать свою землю. | Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. |
/Отношение к национальности/ Россия – самая нешовинистическая страна в мире. …Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость, и часто – увы! – национальное достоинство. | Но есть и антитезис. Россия – самая националистическая страна в мире. Страна невиданных эксцессов национализма, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до церкви Христовой, страна, почитающая себя единственно призванной и отвергающая всю Европу как исчадие дьявола. |
/Отношение к свободе/Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божией правды. Россия – самая не буржуазная страна в мире. В ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. | А вот и антитезис. Россия – страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая права личность, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти. |
Задание 44. Потренируйтесь в доказывании и опровержении доводов.
А) Это можно сделать в виде соревнования-диспута: один из участников открывает один из тезисов, другой открывает противоположный. Доказательство предлагается вести без подготовки, оценивая живость ума и чувства оппонентов. Вначале приведите несколько аргументов «за» этот тезис, а затем сформулируйте антитезис и возразите, создав несколько аргументов «против».
Хороший ли климат в России?
Передовое ли в России образование? Надо ли его реформировать?
Надо ли уметь прощать?
Б) Самостоятельно потренируйтесь в нахождении аргументов «за» и «против» того или иного тезиса. Попробуйте сами сказать, где аргументация ваших оппонентов становилась эристической уловкой.
Если вы готовите задание дома, воспользуйтесь книгой афоризмов, подкрепите вашу аргументацию «мудрыми» мыслями. Сформулируйте несколько своих антиномий, которые говорят на темы, кажущиеся вам актуальными.
Один в поле не воин. | И один в поле воин. |
1. Телевидение: за и против.
2. Жизнь дороже всего. # Есть многое, что дороже самой жизни.
3. Жить надо ради удовольствий. # Невозможно жить только ради одних удовольствий.
4. Надо ли стремиться к богатству?
5. Надо ли стремиться к славе?
6. Молчание – золото. # Молчанием предается Бог.
7. Милые бранятся – только тешатся. # Разбитый горшок не склеишь.
Задание 45. Ниже приведены пословицы из Сборника В.И.Даля, относящиеся к спорам и ссорам. Какие правила и советы можно вывести из этих пословиц? Опишите ситуации, связанные с этими пословицами:
Худой мир лучше доброй ссоры.
Полно браниться, пора подраться.
Ты ему слово, а он тебе десять.
Попался, который кусался.
Самому идти мириться – не годится, а посла заслать – будут люди знать.
Драчливый петух жирен не бывает.
Милые бранятся - только тешатся.
Свой со своим бранится, сам помирится, а чужой пристанет – век постылым станет.
Худое молчанье лучше доброго ворчанья.
Задание 46. Ниже сформулированы основные запреты к диалогу-спору (по классификации К.В.Муратовой.). Они даны в виде рекомендаций к тому, чего не следует делать, вступая в дискуссию или спор. Знакомясь с этими советами, попробуйте прокомментировать их и привести свои примеры. Какие из описанных нарушений вы наблюдаете наиболее часто?
1. Собственно языковые запреты:
· Не превращай диалога в монолог;
· Не вступай в спор, не умея конструировать высказывания, в основе которых лежат причинно-следственные отношения;
· Не употребляй слов, значение которых было бы непонятно твоему словесному противнику;
· Не употребляй двусмысленных слов и выражений;
· Не употребляй новых для партнера слов без должного толкования;
· Не вступай в спор, не овладев умением конструировать правильные вопросные и ответные реплики.
2. Этические запреты:
· Не нарушай конвенции спора;
· Не перебивай, дай словесному партнеру высказать спорные суждения;
· Не изменяй своему облику в споре;
· Не мешай проявить свою личность противнику;
· Не стремись казаться правым, если истина не на твоей стороне;
· Не будь излишне доверчивым;
· Не переноси личное отношение к противнику на предмет спора;
· Если выиграл спор, не ликуй.
3. Семантико-этические запреты:
· Не вступай в спор, не владея предметом спора;
· Не дай противнику опровергнуть твое мнение прежде, чем он не поймет твою мысль;
· Не опровергай мнения противника прежде, чем ты не поймешь его основной мысли;
· Не принуждай противника признаться в его неправоте, а приведи его логически к этой мысли;
· Если количество участников спора превышает число два, не допуская, чтобы спорящие перешли на сторону твоего основного соперника (т.е. всегда ищи единомышленников);
· Не подменяй аргумент шуткой.
Задание 47.Классификация и примеры софизмов и эристических уловок дана по кн. Ю.В.Рождественского «Теория риторики»). Проанализируйте и представьте, какие из приведенных уловок часто встречаются в вашей речевой практике. Что можно противопоставить таким софизмам и уловкам?
Софизмы
1. Софизмы, основанные на смешении значений слов:
А. 1. Лекарство полезно и является благом.
2. Чем больше блага, тем лучше.
3. Вывод: чем больше лекарства, тем лучше.
Б. 1. У тебя есть собака, она твоя.
2. Твоя собака является отцом твоих щенков.
3. Ты бьешь свою собаку, следовательно, ты бьешь своего отца.
В. 1. То, что ты не потерял, - ты имеешь.
2. Ты не терял рогов.
3.Следовательно, ты рогат.