Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Занятие 6. Стиль речи. Фигуры речи




 

§ 1. Человек – это стиль. Стиль человека – его речь. Каждый ритор как языковая личность отличается индивидуальным, только ему присущим стилем. Ритор вне стиля – плохой ритор. Часто вспоминают слова французского государственного деятеля Бюффона: «Человек – это стиль». Каждый человек (а человек – это личность, образ Божий) представляет собой личность, т.е. индивидуальный, неподражаемый союз духа, души и тела. В каждом человеке необходимо развить личность, т.е. сформировать на основе образованности и культуры индивидуальные компоненты стиля личности и владения словом. Стилем называют характер, манеру, способ делания; стиль в риторике – это индивидуальный способ выражения мысли в слове. Мысль должна быть оригинальной и новой, стиль – привлекательным и впечатляющим. Последнее не предполагает работы «на публику» - ритору необходимо выбрать нужную позицию, учесть характер аудитории, найти уместный и действенный образ оратора, через который утверждается его точка зрения.

Стиль человека – это прежде всего стиль его речи: «хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (пословица). О том же пишет академик Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо боле точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

§ 2. Стиль речи. В классической риторике раздел, касающийся стиля речи, следовал обычно после изобретения идей и композиции. Традиционно он назывался украшением речи. Ведь для того, чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо ее соответствие представлениям о прекрасном у оратора и его аудитории.

Начиная главу о стиле речи, Аристотель отмечал, что для ритора важно не только, что и где сказать, но и как сказать. М.В.Ломоносов писал: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение», т.е. найденные мысли необходимо выразить подходящими (приличными, уместными) и соответствующими словами.

Тот факт, что слово украшение не устарело для наших современников, доказывается самой нашей речевой практикой. Никакое серое и банальное, «нейтральное» слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию общения мы ни взяли, везде создатель речи ищет новые, интересные, оригинальные слова и выражения. Современные (особенно молодежные издания или СМИ), пожалуй, даже злоупотребляют «красивым» словом в стремлении сформировать «новый стиль», правда, красота иногда понимается по-своему, когда для «красного словца не пожалеем ни мать, ни отца».

Понятие красоты предполагает эстетическую привлекательность любого вида речи. Так, привлекательная и убедительная речь в суде будет содержать элементы логичности, краткости, точности, чистоты, плавности и в таком смысле будет эстетически украшенной речью.

Стиль речи состоит из трех компонентов: 1) выбор слов (слова должны быть богатыми, ясными, точными, простыми); 2) оптимальное и привлекательное расположение слов в фигурах речи (фигура речи – некоторая изящная конструкция фразы, отличная от обыкновенной речи); 3) произношение (деление речи на такты, паузация, интонирование речи, темп, соответствующий восприятию речи, логические ударения, ясная артикуляция, тембр голоса, оптимальная громкость, заманивающая к слушанию речи – и вся речь поставлена на дыхание). К этому следует добавить телодвижение, посколькус правильной постановки тела начинается оратор – необходимо чувствовать, что человек говорит всем телом, поэтому значимо все: и то, как оратор стоит, опираясь на ноги; и как жестикулирует руками, имеет ли глазной контакт с аудиторией и т.д.

Изучению и выработке собственного стиля оратора способствуют не только собственная ораторская практика, но и наблюдения за речью как образцовых, так и не образцовых, неудачных ораторов.

Искусство ритора состоит в том, чтобы эффективно располагать слова в речи. Оптимальное построение высказывания, сделанное в соответствии с замыслом говорящего и ситуацией общения, называется фигурой речи. Фигура речи предполагает искусное и украшенное расположение слов в предложении или фразе. Впрочем, особое построение можно обнаружить во всяком высказывании, ибо слово «просто так не молвится». Даже самая простая фраза или назывное предложение имеют ясную цель краткостью и сжатостью выразить стилистическое намерение создателя речи. Ср.: «Зима. Что делать нам в деревне?…» (А.С.Пушкин) или «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А.А.Блок).

В классических риториках фигурой речи называют украшенное построение речи, особый выразительный оборот, отличный от обыденной речи. Но можно предположить, что и самая простая речь имеет стилистический замысел украшения речи «простотой» – ср. протопопа Аввакуму, который утверждал, что «не обык речь красити», но надо «в простоте Богу угождати». Однако его «простота» обладала такой степенью страстности и риторической украшенности, что снискала ему славу главного писателя-ритора XVII века и умелого стилиста.

Фигура речи отличается от обыкновенной речи не столько словесной украшенностью, сколько индивидуальным замыслом речи, который находит воплощение в целесообразной и воздействующей форме. Итак, фигура речи - искусное, украшенное построение фразы (предложения), особая конфигурация (вид, сплетение, расположение), способствующая яркому выражению мысли ритора. Замысел создателя речи может присутствовать уже в работе над однословным высказыванием (одним словом), когда с целью изменения смысла буквы в слове изымаются или прибавляются («виды претерпеваний слова»), а в сложных высказываниях можно разглядеть множество (контаминацию) фигур, непосредственно вытекающих одна из другой. Ниже попробуем построить классификацию основных фигур речи с определениями и примерами.

Классификации фигур речи представляются многочисленными, а само количество фигур - необозримым, тем не менее, и здесь можно увидеть не только определенную систему, но и традицию. Если заглянем в античные теории языка и стиля, то увидим, что фигуры по способам образования делятся на созданные путем добавления, путем сокращения, путем созвучия и путем противоположения.

Вот примеры основных фигур речи. В оставленные свободными строки впишите ваши примеры – собственные или найденные в художественной литературе.

Фигуры добавления:

· Удвоение, лексический повтор - повторение одного или нескольких примыкающих слов:

Куда, куда, куда вы удалились,

весны моей златые дни? (повтор в арии Ленского)

В Москву! В Москву! (А.П.Чехов. Три сестры)

_____________________________________________

· Синонимический повтор соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию:

Выступил, ушел, вырвался, убежал (Цицерон. Речь против Катилины)

Ты говоришь, она умна? Она умна, образована, эрудированна, житейски мудра и от природы талантлива.

Ты говоришь, этот человек добр? Он – добр, ________

_____________________________________________

· Анафора, единоначатие (повторение в начале)

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н.Толстой).

_____________________________________________

· Эпифора, единоокончание (повторение в конце):

Век просвещения – я не узнаю тебя; в крови и в пламени – не узнаю тебя; среди убийств и разрушений – не узнаю теб я! (Карамзин)

Досталась им буханка свежего хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А.Солженицын) ________________________________________________

Совокупление, сочетание анафоры и эпифоры (симплока – греч. сплетение, повторение в начале и в конце одного и того же):

Кто первый оградил царство наше искусственными твердынями? Петр Великий. Кто первый устроил воинство и создал флоты? Петр Великий. Кто первый избрал только крепкое место к населению сего царственного града? Петр Великий. Кто созидает и украшает сей град многокрасивыми зданиями? Петр Великий (Феофан Прокопович)

_________________________________________________

 

· Градация – развитие в каждом последующем элементе предыдущего, подхват, развертывание слова или словосочетания. Сопоставляется с лестницей, поскольку представляет собой «как по ступеням возвышение» (Ломоносов):

Пришел, увидел, победил.

_____________________________________________

· Восхождение (лестница, климакс) – повторение в начале предыдущего.

Гордость рождает эгоизм, эгоизм приводит к равнодушию, равнодушие – к душевной недвижимости, а душевная недвижимость – к телесной смерти.

_____________________________________________

Многосоюзие (повторение одного и того же союза) И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной следуют. (Ломоносов)

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье (Пушкин. Пророк)

_____________________________________________

· Бессоюзие (перечисление с умышленным отсутствием союзов)

Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила ее. В прах повержена Германия. Знамя победы развевается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! (Алексей I, Патриарх Московский и всея Руси. 1945 год).

Превратила все в шутку сначала,

Поняла, принялась укорять,

Головою красивой качала,

Стала слезы платком вытирать…

Повернулась, пошла, оглянулась,

Воротилась, чего-то ждала,

Проклинала, спиной повернулась

И, должно быть, навеки ушла… (А.Блок)

_____________________________________________

· Антитеза (противоположность, протиповопоставление). В приведенном ниже примере найдите антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры:

Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 705 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.