Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общенаучный уровень методологии педагогики




Общенаучная методология может быть представлена систем­ным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообуслов­ленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подхо­дить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относи­тельно самостоятельные компоненты рассматриваются не изоли­рованно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволя­ет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких прин­ципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесто­ронних связей и развития.

Системный подход требует реализации принципа единства пе­дагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частич­но проверяются экспериментом. Практика становится и источни­ком новых фундаментальных проблем образования. Теория, сле­довательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образователь­ной практике, порождают новые вопросы, требующие фунда­ментальных исследований.

§4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Системный подход ориентирует на выделение в педагогиче­ской системе и развивающейся личности прежде всего интегра-тивных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устой­чивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-про­цессов в развитие личности как системного целого. В этом отно­шении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении пе­дагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нрав­ственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответ­ствующих условий.

Деятельность — основа, средство и решающее условие разви­тия личности. Этот факт обусловливает необходимость реализа­ции в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах А. Н.Леонтьев. «Для овладения достижениями че­ловеческой культуры, — писал он, — каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тож­дественную) той, которая стоит за этими достижениями»1. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру воз­можностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнеде­ятельность.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требу­ет реализации полисубъектного {диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, раз­ностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что ак­тивность личности, ее потребности в самосовершенствовании рас­сматриваются не изолированно. Они развиваются только в усло­виях взаимоотношений с другими людьми, построенных по прин­ципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — С. 102. 152

деятельностным составляют сущность методологии гуманистиче­ской педагогики.

Реализация вышеназванных методологических принципов осу­ществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Куль­тура при этом понимается как специфический способ челове­ческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологиче­ских особенностей и результатов. Таким образом, освоение лич­ностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокуль­турной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопеда-гогический. В такой трансформации проявляется единство интер­национального (общечеловеческого), национального и индиви­дуального.

В последние годы значение национального элемента в воспита­нии подрастающего поколения недооценивалось. Более того, про­слеживалась тенденция игнорирования богатого наследия нацио­нальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — макси­мально использовать ее воспитательные возможности.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физи­ологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группи­руются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свой­ства предмета воспитания, т. е. человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде Узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д.Ушин-ского — неизменная истина педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педаго­гики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых,

вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем са­мым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют полу­чить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педа­гогических стереотипов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 769 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2599 - | 2174 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.