Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Связь педагогики с другими науками и ее структура. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выяв­лено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками




Место педагогики в системе наук о человеке может быть выяв­лено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В те­чение всего периода своего существования она была тесно связа­на со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Одни взаимосвязи возник­ли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие — являются более поздними образованиями. В чис­ле первых сложились связи педагогики с философией и психоло­гией, которые и сегодня являются необходимым условием разви­тия педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали созда­ние педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педаго­гического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую филосо­фию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция Философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерно и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствую­щего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматичес­ких, неопозитивистских, материалистических и др.), которых Придерживаются исследователи педагогики, зависят направление Педагогического поиска, определение сущностных, целевых и тех­нологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отно­шению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изуча­емого философией. Философия является и теоретической плат­формой осмысления педагогического опыта и создания педагоги­ческих концепций.

Связь педагогики с психологией является наиболее традицион­ной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее ес­тественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими зако­нами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Однако при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психо­логию как науку, которая была и остается важнейшим источни­ком научного обоснования образовательного процесса (В. В. Кра-евский). Психологизм проявляется в том, что психология объ­является единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она «не диктатор», поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педа­гогическими условиями, определяющими и психологические за­кономерности развития личности. Эти закономерности носят кон­кретно-исторический характер, и потому при изменении соци­ально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются фило­софией и психологией, общим моментом которых является изу­чение человека как личности. Педагогика тесно связана и с наука­ми, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теорети­ческий конструкт, рассматривающий природу условного челове­ка в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекци-онной педагогики как специальной отрасли педагогического зна-

н, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она раз­рабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с по­мощью которых достигается терапевтический эффект и облегча­ются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся де­фекты.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отноше­ний. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно ус­тойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, эко­номикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками слож­ны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Нема­ловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специ­фика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу тра­диционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образо­вательная политика всегда являлась отражением идеологии гос­подствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выде­лить следующие их формы (Р. Г. Гурова):

использование педагогикой основных идей, теоретических по­ложений, обобщающих выводов других наук;

творческое заимствование методов исследований, применяе­мых в этих науках;

применение в педагогике конкретных результатов исследова­ний, полученных в психологии, физиологии высшей нервной де­ятельности, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях человека. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выде­лению новых отраслей педагогики — пограничных научных дис­циплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педаго­гических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжа­ется. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как фило­софия образования, сравнительная педагогика, социальная педагоги­ка и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

2. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

3. Каковы функции педагогики?

4. Дайте характеристику образования как социального феномена.

5. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

6. Дайте определения понятий: педагогический процесс, педагогиче­ская система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, пе­дагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогическая задача.

7. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

8. Какова структура современной педагогической науки?

ГЛАВА 11. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость

от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ведении название методологических.

В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает ха­рактеристику компонентов исследования — его объекта, пред­мета анализа, задач исследования, совокупности исследователь­ских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе ре­шения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретиче­ских положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т. е. в форме пред­писаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на ре­гуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспек­тивным описанием уже осуществленных процессов научного по­знания.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет че­тыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и ка­тегориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных Дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, при­меняемых в той или иной специальной научной дисциплине. Ме­тодология конкретной науки включает в себя как проблемы, спе­цифические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моде­лирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника Исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение Достоверного эмпирического материала и его первичную обра­ботку, после которой он может включаться в массив научного

знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное осно­вание всякого методологического знания, определяя мировоззрен­ческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности.

§ 2. Философские основания педагогики

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопози­тивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов (Россия), М.Хайдегтер, К.Ясперс (Гер­мания), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма — существова­ние (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погружен­ного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир суще­ствует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существо­вание объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность зна­ний определяется тем, насколько они важны для конкретной лич­ности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзи­стенциализм выступает в качестве философского основания ин­дивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи сред­невекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир

для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущ­ности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается неспособной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, ут­верждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверх­разумом», посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канинг-хэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Послед­ний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источ­ники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся сис­тема обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направ­лена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX—XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления — позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыс­лить научные достижения, характерна абсолютизация естествен­ных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью ко­личественных методов. Они объявляют псевдонаучными пробле­мы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, со­циальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к облас­ти мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид-Ное место в современной философии. Слабость педагогики неопо­зитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполез­ные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представи­тель неопозитивизма — Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и Политический деятель США. Его книги «Американская средняя Школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. ока­зали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю-Щ позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе-

рестройку содержания естественно-математического образования в 60—70-е годы XX столетия. Они отдают приоритет методам по­знания, а не его содержанию: главное, «не знания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX— XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой философии, стоящей вне идеализма и мате­риализма. Главные понятия в прагматизме — «опыт», «дело» (греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуаль­ному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важней­ших принципов обучения и воспитания: развитие активности де­тей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного про­цесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склон­ностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наибо­лее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е годы XIX в. Широкое распростране­ние он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наибо­лее крупные его представители — К. Маркс и Ф. Энгельс — рас­пространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и яв­ляется его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены,

поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детер­минизма); все предметы и явления находятся в состоянии движе­ния, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место за­нимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отри­цание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лично­сти играет воспитание, которое представляет собой сложный со­циальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня пред­ставляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения кото­рой будут показаны в следующей главе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 673 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2466 - | 2150 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.