Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Всемирные выставки и хрустальный дворец




Европа в новое время

Европейская история XVI – первой половины XVII в. с ее грандиозными открытиями и изобретениями была бы невозможна без утверждения нового взгляда на устройство Вселенной, сформировавшегося в атмосфере духовного климата Ренессанса и исканий гуманистической мысли, без совершенствования, мореходства и навигации, картографирования, общего прогресса техники. Все это стало возможным только на основе обобщения опыта предшествующих поколений и современников, когда сполна смогли быть реализованы возможности великих изобретений классического Средневековья (компас, косой латинский парус, порох, книгопечатанье), сделаны важные шаги в усовершенствовании механизмов, технологии, организации производства в горном и литейном деле, металлообработке, текстильном производстве, средствах коммуникаций. Открытия Коперника, Кеплера, Декарта, заложившие основы современного научного знания – астрономии, математики, физики, химии, были реализованы уже в другую эпоху – во второй половине XVII в. и особенно в XVIII в., когда развернулся процесс индустриализации.

Новое время – время изобретений и практиков, время великих географических открытий. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб открыл новый материк – Америку, в 1498 г. Васко да Гама установил морской путь в Индию, в 1519 г. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. В связи с этими событиями европейская торговля стала подлинно мировой. Открытие нового морского пути явилось тяжелым ударом по традиционной торговле арабов, турок, венецианцев. Новый экономический центр Европы и всего мира переместился на берега Северного моря – сначала в Голландию, затем в Англию и Северную Францию. В этих странах одновременно развивалась и промышленность, и торговля. Позднее эксплуатация золотых и серебряных рудников, сахарных и табачных плантаций Америки, основанная на широком применении труда рабов, захваченных в Африке, принесла огромные богатства главным образом Голландии и Англии. Эти страны по экономическому развитию опережали Испанию и Португалию, где продолжали существовать феодальные отношения.

После географических открытий рынок сбыта товаров и получения сырья для производства значительно расширился, быстро рос торговый капитал, богатели буржуазия и купечество. Во второй половине XVII в. и в XVIII в. происходило разложение мелкого кустарного производства, цехового ремесла и домашних форм работы.

Резко возросший спрос на готовые изделия, обусловленный развитием торговли, диктовал необходимость увеличения объема производства.

Первые мануфактуры возникли в Италии в XIV. В конце XV – начале XVI в. мануфактуры создавались в Германии, Англии, Нидерландах, Франции. Производили сукно, оружия, стекло, шелк.

Мануфактура - это промышленное предприятие со значительным капиталом и наемными рабочими, производимыми продукцию на моровой рынок.

Мануфактура упростила многие трудовые операции, усовершенствовала орудия труда, привела к специализации инструмента. Кроме того, мануфактура подготовила кадры искусных рабочих для перехода к машинной стадии капиталистического производства.

Широкое внедрение технических новшеств повсеместно наталкивалось на сопротивление цеховых ремесленников. Оно было вызвано не только страхом конкуренции и непосредственной угрозой разорения – обычная мотивировка цеховых запретов. Новаторство вступало в противоречие с традиционным массовым сознанием, с лежащим в его основе представлением о греховности богатств, не являющихся результатом непосредственных трудовых усилий и чреватых угрозой «достойному» существованию группы, корпорации.

Именно с XVI столетия развиваются новые отрасли: производство зеркал, инкрустированной мебели; появляются особые специальности – столяров-мебельщиков, каретников, художников, расписывающих стены, потолки, фасады городских дворцов новой знати.

Именно в художественных мануфактурах: мебельных, текстильных, фарфоровых и т д. проектирование становится специальной деятельностью. Здесь уже созданию вещи предшествует создание проекта – эскиза, который рисует художник и по которому осуществляется производство. Это стало возможным благодаря тому, что в эпоху Возрождения внутри целостно сформировавшейся сферы искусства обособилось искусство проектирования. Вполне понятно, что именно проект, а не живописное произведение и не скульптуру стал создавать художник, когда он пришел в мануфактуру.

На рубеже XVI – XVII вв. в искусстве складывается новый стиль, получивший название БАРОККО. Из Италии в конце XVI в. он распространяется на север. Своей патетикой и пышностью форм новый стиль был признан прославлять монархию и аристократию, возвеличивать католическую церковь. Помпезные формы барокко нашли широкое применение в первую очередь в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов и полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, которые широко используются в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается выпуклостями, линии изламываются, искривляются.

Широкое распространение получил прием деревянной инкрустации (поверхность мебели украшена несколькими породами деревьев), а также прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей, фанерованных мозаичной техникой.

Тон в искусстве мебели начинает задавать абсолютистская Франция. В 1662 г. на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая, помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен.

Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи барокко является фламандец Андре Шарль Буль (1642 - 1732). Он обладал многосторонним талантом – был архитектором, живописцем, мастером художественной мебели, рисовальщиком, гравером.

Промышленная революция

Зарождение дизайна связывают с индустриализацией и механизацией производства, обусловленными промышленной революцией в Британии в середине XVIII – первой трети XIX в. Промышленная революция – это прежде всего внедрение в процесс производства станков.

Первыми машинами, заменившими ручные операции, были ткацкие станки на мануфактурах. В начале XIX в. был изобретен механизм для автоматизации ткацкого процесса, возникли перфорированные карты.

Еще одна особенность промышленной революции – развитие массового производства, требовавшего механизации и упрощения технологий. В дальнейшем фабрики развивались в сторону все большей оптимизации, рационализации процессов, разделения технологических операций, применения перовых машин для приведения в действие все более совершенных обрабатывающих станков.

Традиционно наиболее точными областями производства были ювелирное дело, изготовление часов, механических и оптических приборов, измерительной техники. После изобретения печатного станка и наборного металлического шрифта к ним присоединилась и полиграфическая техника.

Само появление книгопечатания и тиражирования изображений также повлияло на вычленение дизайна в самостоятельную профессиональную сферу. Уже с XVI в. известны книги и папки с листами, на которых изображены орнаментальные мотивы. Тонко исполненные гравированные увражи били необходимы мебельщикам, ткачам, ремесленникам, занимавшимся оформлением интерьеров. Художник не задумывался о том, в каком конкретном материале, в каком изделии его рисунки будут использованы. Так проектирование, рисование образцов начинает выделяться в самостоятельную профессию.

Всемирные выставки и хрустальный дворец

Говоря об эпохе промышленной революции, мы впервые сталкиваемся не просто с дизайном как видом изобретательной деятельности. А мы отмечаем появление проекта как промежуточного продукта деятельности проектировщика. Проекта как некого документа, модели, изображения внешнего вида будущего сооружения.

В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. Выставки промышленных изделий проводились здесь с 1756 г., но не считались ни всемирными и не международными.

Первая Всемирная выставка открылась почти сразу через 100 лет – в 1851 г. в Лондоне. Торжество новой техники называлось «Великая выставка изделий промышленности всех наций в 1851 г.».

За год до проведения выставки в Лондоне был объявлен конкурс на лучший проект центрального павильона – одноэтажного здания из огнестойких материалов, с освещением через крышу площадью около 8 га. Одним из инициаторов проведения выставки был Генри-Кол – государственный деятель и предприниматель. Санкционировал выставку принц Альберт.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 555 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.