Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Техника игры, классификация




Технику игры составляют приемы и их разновидности. Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волей­болиста.

Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязан­ных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную и заключительную. Подготовительная фаза вклю­чает в себя исходное положение, основной задачей которого является готовность к действию. В этой фазе создаются наилучшие условия для решения смысловой задачи. В основной фазе осуществляется взаимодействие с мячом - отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оп­тимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффек­тивность, с другой - вариативность движений. В заключительной фазе завершается выполнение технического приема.

Классификация техники игры (рис. 19) в соответствии с распре­делением приемов по целевому признаку включает перемещения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары, блокирование. Для игры в нападении служат подачи (ниж­ние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыж­ке); передачи двумя руками сверху и снизу; нападающие удары пря­мой, с переводом, боковой; стойки и перемещения. Для игры в за­щите служат прием двумя руками снизу и сверху в опорном поло­жении и в падении; блокирование одиночное и групповое; стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.

Техника игры в нападении

Стойки и перемещения. Стойка представляет собой положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения - позы игро­ка, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стой-


           
 
   
 
     
 



ки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.

В зависимости от характера технического приема и игровой си­туации волейболист использует различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок.

Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсут­ствием вертикальных колебаний общего центра масс (ОЦМ)), кото­рая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.


Приставные шаги используются для передвижения на неболь­шое расстояние при передаче мяча, летящего в стороне от волей­болиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нуж­ному направлению, на всю стопу.

В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впе­реди, затем ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент.

Скачок от двойного шага отличается более широким шагом и наличием безопорного положения.

Передача мяча двумя руками сверху. С помощью передачи со­здаются условия для атакующего удара. Различают следующие спо­собы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, од­ной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спи­ну (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко.

По направлению (относительно передающего) передачи быва­ют: вперед, над собой, назад. По длине: длинные - через зону, ко­роткие - из зоны в зону, укороченные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м, низкие - до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке - до 0,5 м и уда­ленные от сетки - более 0,5 м.

В технику передачи входят: исходное положение, встречное дви­жение рук к мячу, амортизация и направление мяча - вылет. В ис­ходном положении туловище волейболиста расположено верти­кально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории поле­та мяча, стопы параллельны или одна (разноименная сильнейшей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 20).

 

Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указа­тельные являются основной ударной частью, средние в меньшей


       
   
 
 



степени, а безымянные и мизинцы в ос­новном удерживают мяч в боковом на­правлении. Сообщение мячу нового на­правления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движе­нии ног, туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью вып­рямляются. При передаче в прыжке руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке

прыжка за счет активной работы рук. При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполня­ется за счет короткого движения кистей. Применяют также переда­чу в прыжке одной рукой.

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над голо­вой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и дви­жения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в груд­ной и поясничной частях позвоночника (рис. 21).

Подачи мяча. В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при­меняется нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача (рис. 22). Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле­нием замаха - строго назад, высотой подбрасывания - небольшой, и точкой удара по мячу - примерно на уровне пояса.

 

Верхняя прямая подача (рис. 23). Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы­полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.


Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча -силовая и без вращения - планирующая. Существенными элемен­тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.

Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола­гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 24). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано­сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено­сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи­тельно усиливает ударное движение.

Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой.

Подача в прыжке (рис. 25) по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке


           
   
     
 
 
 



мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх - на расстояние, необ­ходимое для разбега.

Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верх­него края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг­рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо­кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при­тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.

 

По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега иг­рока; удары с переводом - при несовпадении отмеченных парамет­ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на си­ловые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен­ные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).


Прямой атакующий удар. В нем выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение (рис. 26). В разбеге делают от од­ного до трех шагов. В последнем шаге волейболист выставляет впе­ред одну ногу (чаще правую), руки отводит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движе­ние вниз-вперед. Во время прыжка волейболист быстро разгибает ноги, а руки резко поднимает взмахом вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.

Замах начинают с прогибания туловища, затем волейболист под­нимает и отводит назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Кисть не должна заноситься за голову, она должна быть над плечом. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включает­ся в работу правая (бьющая) рука.

В фазе удара по мячу правая рука выпрямляется в локтевом сус­таве вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последователь­ным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бью­щей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоя­нии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задача­ми атаки; напряжение будет увеличиваться при необходимости по­вышения точности удара. Правильное ударное движение кисти -основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществ-


       
 
   
 



ляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и со­вершенствования техники атакующих ударов следует особое внима­ние уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе игрок снижается и приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные дей­ствия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом уда­ре. Особенности техники составляют: небольшой поворот тулови­ща в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху-сзади-справа (рис. 27). При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а ле­вое плечо отводят от сетки (см. рис. 27).

Удар с переводом без поворота туловища. Здесь движение туло­вища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху-справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти, в то время как силовой (прямой по ходу) - вращательным движением плеча в вертикальной плоско­сти в направлении последующего полета мяча.


Боковой атакующий удар. В подготовительной фазе разбег и от­талкивание выполняются так же, как и при прямом ударе (рис. 28). В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (си­ловой) подачи - вниз-в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и замах выполняется снизу-сза­ди-вверх. Удар по мячу наносится сзади-сверху-сбоку.

Атакующий удар с задней линии в основном выполняют так же, как у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекто­рию. Здесь действия игрока сходны с техникой подачи в прыжке.

Техника игры в защите

 

Стойки и перемещения. Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи (рис. 29, а), для блоки-


               
 
   
 
 
   
   
       
 


рования (рис. 29, б), для приема мяча от атакующего удара и отско­чившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падения при приеме мяча.

По положению ног и ступней различают устойчивую стойку, когда нога, противоположная сильнейшей руке, впереди; основную, когда обе ноги на одном уровне; неустойчивую, когда масса тела перенесена на переднюю треть стоп. Стойка может быть статична или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании атакую­щего удара).

Прием подачи. Качество приема подачи может быть высоким (70% оценки 4-5 по пятибалльной системе), если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды. Прием подачи производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ. Волейболисты всего мира принимают подачу именно так. На рисунке 30, а показано поло­жение игрока, принимающего подачу именно так. В исходном положении ноги согнуты. Одна нога немного впереди, руки под­готовлены для приема мяча. Большое значение имеет положе­ние рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, раз­вернуты снаружи и сближены. Чтобы своевременно занять ис­ходное положение, игрок должен уметь предвидеть возможное направление подачи.

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Руки приближаются к месту встре­чи с мячом за счет некоторого разгибания ног - руки «подставля­ют» под мяч, но не «отбивают» ими его. Существует даже выраже­ние «прием подачи осуществляется ногами», которое подчеркива­ет роль своевременного выбора исходного положения. Степень сги­бания ног зависит от траектории подачи, своевременности выхода к мячу. При высокой подаче и несвоевременном выходе ноги вып­рямлены, при низкой - ноги согнуты, возможно последующее па­дение и перекат в сторону на бедро и спину. Если игрок не успева­ет занять положение, когда мяч идет прямо на него, то руки выно-


сятся в сторону мяча (вправо или влево) и разворачиваются так, чтобы мяч после приема был направлен к сетке.

Прием мяча снизу одной и двумя руками. Прием снизу - это ос­новной прием защитных действий. Прием снизу двумя руками яв­ляется основным способом приема мяча от подачи и атакующего удара (рис. 30, б). При некачественном приеме подачи или атакую­щего удара (низкая траектория) применяется прием-передача мяча, чтобы обеспечить условия для нападающих действий.

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном по­ложении и в падении. В опорном положении этим способом при­нимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвиже­ния или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе (рис. 31, а). После передвижения игрок выполняет выпад, выстав­ляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦМ резко понижает­ся. После ударного движения по мячу игрок поворачивается на нос­ке опорной ноги, после чего делает перекат на бок и округленную спину, его подбородок прижат к груди.

Прием одной рукой в падении на бедро-бок - это усложненный вариант описанного выше способа и применяется более подготов­ленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом слу­чае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в коле­не, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть


 




колена (применяются наколенники), бедро и бок. Ударное движе­ние может выполняться как внутренней, так и наружной или боко­вой стороной кулака.

Прием мяча одной рукой в падении вперед преимущественно при­меняется в мужском волейболе. При этом используется два вари­анта этого способа: с перекатом на грудь и с последующим сколь­жением на груди-животе.

При приеме мяча одной рукой в падении вперед на руки с пос­ледующим приземлением перекатом на груди (рис. 31, б) игрок в последнем шаге резким движением посылает туловище вниз-впе­ред и, отбив мяч тыльной стороной ладони в безопорном поло­жении, вытягивает руки вперед и касается ими площадки, сгиба­ет руки в локтях и выполняет перекат на округленную грудь и бед­ра. Данный способ приема предъявляет высокие требования к си­ловой и координационной подготовленности игрока. После быс­трого передвижения возможно скольжение на груди-животе. Кос­нувшись пола, ноги сгибаются в коленях, а руки отталкиванием назад-в стороны содействуют поступательному переходу тулови­ща в горизонтальное положение.

Блокирование - прием игры, который применяется для проти­водействия атакующим ударам соперника. Это самый эффектив­ный прием защиты и один из самых сложных приемов игры. Ов­ладение мастерством блокирования способно активно влиять на

выигрыш очка.


 

Блокирование может выполняться одним игроком - одиночное (рис. 32, а) или двумя-тремя - групповое (рис. 32, б) с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, скрестным ша-


гом, бегом или скачком в зависимости от расстояния к месту прыж­ка. Независимо от способа передвижения необходимо его закон­чить наскоком, аналогично прыжку при атакующем ударе. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает их над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижении верхнего края сетки начинают движение вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к нему и активно сгибают в луче-запястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для предох­ранения лица следует кисти не разводить широко или одной рукой закрывать лицо.

При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при по­пытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1072 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.