Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамика и типология этнических конфликтов




80-90-е годы XX века стали новым этапом в этническом разви­тии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало новому этапу развития целого ряда го­сударств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблем по причине того, что сама основа такого режима не тер­пит разнообразия; поэтому унификация достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.

По этой причине переход от тоталитарного режима к демокра­тической системе чаще всего сопровождается обострением межэт­нических отношений, а в некоторых странах приводит к возник­новению конфликтов. Несмотря на то что характер межэтниче­ских отношений в каждом отдельном обществе имеет свою спе­цифику и детерминирован особенностями развития и взаимодей­ствия конкретных этносов данного общества, практически во всех этнических конфликтах можно выделить общие фазы их созрева­ния и развития.

Стадии этнического конфликта. Любой этнический конфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности), которая выглядит следующим образом.

В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения регио­на, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлени­ям «чуждой» культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.

Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этниче­скую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и стано­вится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.

И наконец, следующая стадия может довести развитие конфлик­та до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на созда­ние новой этнонациональной государственности, на изменение

 

10 А. П. Садохин

 

территориальных границ существующего политического простран­ства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к сило­вым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.

Каждая из отмеченных стадий развития конфликта характери­зуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Так, для пер­вой стадии основным становится состояние межэтнического от­чуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных - профес­сиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличе­нии социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усилива­ется культурными различиями этносов, их несхожими стереоти­пами поведения.

По мере развития конфликтной ситуации состояние отчужде­ния перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильствен­ным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и рас­цениваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликт становится формой политического действия и средст­вом достижения политических целей. В то же время любой этни­ческий конфликт представляет собой одну из разновидностей со­циальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межго­сударственными. Вообще, под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося положения вещей существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и поэтому об этническом конфликте как реальном явлении можно говорить тогда, когда организационно оформляются и приобре­тают определенное влияние национальное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальных интересов оп­ределенного народа и для достижения этой цели стремящиеся из­менить существующее и прежде бывшее терпимым либо привыч­ным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сфере жизни. Этнический конфликт - всегда явление политическое, ибо, даже если инициаторы перемен стре­мятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих це­лей лишь путем обретения определенных властных полномочий.

Классификация этнических конфликтов. Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной


литературе они подробно проанализированы В.А.Тишковым (см.: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997). Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латент­ные конфликты могут существовать десятилетиями и более и пе­рерастать в открытые лишь в определенных общественных усло­виях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тя­желых вооружений; кратковременных вооруженных столкнове­ний, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфлик­тами-бунтами, конфликтами-погромами.

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные фор­мы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конститу­ций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстранции, голодовки, акции гражданского непо­виновения.

Каждая из указанных форм отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институцио­нальной форме главными действующими лицами являются власт­ные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.

При манифестизирующей форме конфликта субъектом высту­пают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом «массовых действий». Са­мо по себе понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.

Если все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) в этнических группах, их переселения, то на­сильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными пе­реселениями.

Другой тип классификации конфликтов - по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выде-


ляются статусные этнические конфликты, возникающие в резуль­тате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих нацио­нальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором - движение ингушей за создание собственного национально-государственного образова­ния, своей республики.

Такие конфликты можно привести к компромиссу за счет из­менения системы государственного устройства путем перераспре­деления властных полномочий от центрального правительства к органам управления этнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформи­рованном виде.

Этнотерриториалъный тип этнического конфликта предполага­ет притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом ос­паривается право другого этноса проживать на спорной террито­рии. Современные этнотерриториальные конфликты, как правило, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реа­билитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториаль-ного типа возникают в ходе восстановления территориальной ав­тономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, соци­альной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).

В эту группу конфликтов также входят конфликты, вызванные стремлением некоторых этносов воссоединиться с соседним «материнским» или «родственным» государством (косовские ал­банцы). Обычно такие конфликты самые трудные для разреше­ния, так как компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо разрешен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.

К этой же группе относятся социально-экономические кон­фликты, возникающие на основе требования выравнивания уров­ня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи дру­гим народам.

Эти конфликты можно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.

Культурно-языковые конфликты возникают на основе требова­ний оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению


языка и культуры этнического меньшинства в частной или обще­ственной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изме­нения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии эт­нических меньшинств.

Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной и распространенной. В рамках данной типоло-гизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей: от этнополитических до этнотерриториальных.

Анализ разного типа этнических конфликтов и форм их прояв­ления в границах постсоветского пространства послужил некото­рым ученым основанием для создания еще одной типологии меж­этнических конфликтов. Э.А.Паин и А.А.Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты действий.

Первый тип этой классификации подразумевает такой харак­тер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппо­нента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинался армяно-азербай­джанский конфликт.

Характерной чертой второго типа этой классификации являет­ся выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средст­вах массовой информации, в литературе и других средствах ком­муникации начинает обосновываться «историческое право» како­го-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы.

Третий тип конфликта по этой классификации - конфликт дей­ствий - означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, от­крытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.

Данная типология, как и все другие, имеет достаточно услов­ный характер, поскольку любой этнический конфликт одновре­менно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.

Возможна также классификация этнических конфликтов по особенностям противостоящих сторон. В этом случае выделяются конфликты между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных госу­дарств) и конфликты между этническими группами (погромы ту-рок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбека­ми в Ошской области).


Свою классификацию предложил известный этнолог Д.Го-ровиц. Она основана на специфике соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизиро­ванное™ сепаратистских регионов и этнических групп по сравне­нию со средним для государства в целом и для доминирующего большинства его населения в частности. С этой точки зрения воз­можны четыре варианта конфликтов: 1) сепаратизм отсталой эт­нической группы в отсталом регионе страны; 2) сепаратизм отста­лой этнической группы в развитом регионе страны; 3) сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе; 4) сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 609 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.